The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Летательная машина Кибальчича
вернёмся в библиотеку?

«Красная Нива» 1931 год №8


ИЗ ИСТОРИИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
ЛЕТАТЕЛЬНАЯ МАШИНА КИБАЛЬЧИЧА

ИДЕЯ
ракетного летания, многим представляющаяся в наши дни такой смелой и новой, на самом деле имеет за собою уже полувековую исто­рию, добрых три четверти которой протекло целиком в нашем отечестве. Первая мысль о ракет­ном самолете родилась в светлой голове молодого революционера-первомартовца Николая Иванови­ча Кибальчича.

«Когда я явился к Кибальчи­чу, — говорил суду его защитник В. Н. Герард, — меня прежде все­го поразило, что он был занят совершенно иным делом, ничуть не касающимся настоящего про­цесса Он был погружен в изыскание, которое он делал о ка­ком-то воздухоплавательном сна­ряде, он жаждал, чтобы ему дали возможность написать свои математические изыскания об этом изобретении. Он их написал и представил по начальству».

«Я написал проект воздухопла­вательного аппарата — подтвер­дил Кибальчич в своем послед­нем слове — Я полагаю, что этот аппарат вполне осуществим. Я представил подробное изложение этого проекта с рисунками и вы­числениями».

Кибальчичу было обещано, что проект будут рассмотрен техниче­ской комиссией, но обещание исполнено не было. На донесе­нии начальника жандармского управления генерала Комарова, препровождавшего проект Кибаль­чича в департамент полиции, имеется чья-то властная надпись:

«Давать это на рассмотрение ученых теперь (т.-е. за несколько дней до казни — Я. П.) едва ли будет своевременно и может вы­звать только неуместные толки».

Проект попросту подшили к делу, и он оставался в архиве де­партамента полиции в течение... 36 лет, пока не был извлечен оттуда революционной волной 1917 г.

Кибальчич сошел в могилу, не услышав отзыва экспертов о своем изобретении. Впрочем мож­но с уверенностью утверждать, что идея Кибальчича не получи­ла бы тогда правильной оценки. Критическая оценка проекта Ки­бальчича возможна только на основе математической теории ракетного движения, теории, в то время еще не существовавшей. В чем же состоял проект Кибальчича? Постараемся дать представление о нем выдержками из записки самого изобретателя.


Летательная машина Кибальчича, как она рисовалась изобретателю

«Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти я пишу этот проект, — такими словами начинается записка Кибаль­чича. — Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении.

Если моя идея после тщатель­ного обсуждения учеными спе­циалистами будет признана осу­ществимой, то я буду счаст­лив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мною, а будет сущест­вовать среди человечества, для которого я готов был пожертвовать своею жизнью».

Оговорившись, что он не имел возможности разработать проект во всех подробностях и подкре­пить его расчетами, Кибальчич продолжает:

«В своих мыслях о воздухо­плавательной машине я прежде всего остановился на вопросе: какая сила должна быть упот­реблена, чтобы привести в дви­жение такую машину».

Сила пара для этой цели им от­вергается: «Какие бы приспо­собления ни были приделаны к паровой машине — в роде крыльев, под'емных винтов (пропеллеров) и пр., — паровая машина не в состоянии будет поднять самое себя на воздух». Далее им отве­ргается применимость для той же цели электродвигателя, а также и мускульной силы человека. Этим исчерпываются все те воз­можности которые находились в поле зрения техника той эпохи: двигателей внутреннего сгорания разрешивших впоследствии проблему авиации, тогда еще не существовало.

«Какая же сила применима к воздухоплаванию? — снова ставит вопрос Кибальчич и отвечает: — Такой силой, по моему мнению, является медленно горящие взрывчатые вещества... Применить энергию газов, образующихся при воспламенении взрывчатых веществ к какой-либо продолжительной работе возможно только под тем условием, если та громадная энергия, которая образуется при горении взрывчатых веществ, будет образовываться не сразу, а в течение более или менее продолжительного про­межутка времени. Если мы возь­мем фунт зернистого пороху, вспыхивающего при зажигании мгновенно, спрессуем его под большим давлением в форму ци­линдра, то увидим, что горение не сразу охватит цилиндр, а будет распространяться довольно медленно от одного конца к другому и с определенной скоро­стью... На этом свойстве прессованного пороха основано устройство боевых ракет».

Кибальчич имеет здесь вероятно в виду те старинные (первой половины XIX века) ракеты, которые перекидывали 50-килограммовые бомбы на два—три кило­метра при заряде в 20 кило. Ки­бальчич вполне ясно и совершенно правильно представлял себе механизм действия ракеты.

Рассмотрев условия горения ра­кеты. Кибальчич приступает к сущности своего проекта (см. при­лагаемый чертеж, выполненный Кибальчичем):

«В цилиндре А, имеющем в нижнем дне отверстие С, уста­навливается по оси пороховая свечка К (так буду я называть цилиндрики из прессованного пороха). Цилиндр А, посредством стоек NN прикреплен к средней части платформы Р, на которой должен стоять воздухоплаватель. Для зажигания пороховой свечки, а также для устанавливания новой свечки на место сгоревшей, должны быть придуманы особые автоматические механизмы... Все это легко может быть разрешено современной техникой.

Представим теперь, что свеча К зажжена. Через очень короткий промежуток времени цилиндр наполняется горячими газами часть которых давит на верхнее дно цилиндра, и если это давление превосходит вес цилиндра платформы и воздухоплавателя, то прибор должен подняться вверх.. Давлением газов прибор может подняться очень высоко, если величина давления газов на верхнее дно будет все время поднятия превышать тяжесть при­бора»,

Для управления полетом Ки­бальчич предлагает пользоваться вторым подобным же цилиндром установленным горизонтально, либо же устроить цилиндр поворот­ным, чтобы отверстие его мож­но было обращать в любую сторону.

«Верна или неверна моя идея, может решить окончательно лишь опыт. Из опыта же можно лишь определить необходимые соотно­шения между размерами цилиндра, толщиной пороховых свечей и весом поднимаемого аппарата» — заканчивает Кибальчич свою за­писку.

Что же должны думать об этом проекте мы, вооруженные теоретическими изысканиями Циол­ковского, наученные опытами с ракетными автомобилями и аэропланами, знакомые с трудами Оберта и Годдарда, мы, стоящие на пороге эры ракетного летания?

Если на предложение Кибальчи­ча смотреть, как на конструктив­ный проект, то можно возразить многое. В описании аппарата и в чертеже есть существенные недомолвки: не указано например, что платформа должна иметь против цилиндра отверстие для пропуска струи пороховых газов. Аппарат не имеет «обтекаемой» формы и следовательно должен встречать при движении через воздух значи­тельное сопротивление. Нельзя по­мещать пилота на платформе в непостредственном соседстве с раскаленным цилиндром и пото­ком горячих пороховых газов. Рисковано вообще пользоваться в качестве горючего взрывчатыми веществами, легко детонирующи­ми. Все это можно возразить, но не с такой точки зрения надо смотреть на первый по времени проект ракетного самолета. Сле­дует оценивать лишь самую идею изобретения, а идея эта должна быть признана безусловно пра­вильной. Даже в том несовершен­ном виде, в каком воплощена она у Кибальчича, идея эта вполне реальна. Самолет Кибальчича мог бы держаться в воздухе, если бы в его цилиндре ежесе­кундно сгорал порох в количестве (по моему расчету) около 2% веса всей машины. При весе например машины вме­сте с зарядом и прочим грузом в четверть тонны для поддержания ее в воздухе достаточно было бы сжигать каждую секунду около 5—8 килограммов пороха.

Я сказал «для поддержания в воздухе». Однако замечательную особенность машины Кибальчича составляет то, что она может держаться и двигаться не только в воздухе, но и в совершенно пустом пространстве! Конечно в эпоху Кибальчича, когда не было еще управляемого летания в пределах самой атмосферы, не время было думать о летании заатмосферном. Но как бы то ни было русский революцио­нер-изобретатель должен быть признан первым работником области ракетного летания, истинным родоначальником мирового звездоплавания.

Я. И. ПЕРЕЛЬМАН