The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Реактивная проблема и рабочее советское изобретательство
вернёмся в библиотеку?

"Изобретатель" №9-1932


Реактивная проблема и рабочее советское изобретательство

Помещенная нами в № 4 журнала «Изобретатель» статья «Проблема реактивного движения» вызвала волну откликов.

Эта тема привлекает к себе внимание широких трудящихся масс Советского союза. Реактивная проблема открывает исключительную по своей смелости и перспективам новую эру техники — ракетизм.

Ракетное строительство в первую очередь должно служить обороноспособности СССР.

Несколько лет назад за границей работы в области реактивного движения проводились под знаком безобидного применения ракет для изучения стратосферы, в интересах с. х. или для замены двигателя внутреннего сгорания на транспорте (автомобиль, дрезима, мотоцикл, самолет). В настоящее время силы капиталистического Запада направлены на изыскания и создание реактивного снаряда, ракеты-бомбы, могущих в полчаса смести с лица земля столицу любой страны из любого уголка на земном шаре.

Наблюдается резкий поворот реактивного дела на Западе в сторону военного, артиллерийского применения.

В Германии, в Австрии, во Франции, в Америке, в Калифорнии, в Новой Мексике ведутся под контролем военных ведомств важные работы по усовершенствованию разного рода реактивных снарядов.

Проблема топлива для ракет разрешена теперь бесповоротно в пользу более энергоемкого по сравнению с порохом топлива. Первые места занимают кислород, водород, спирт, метан, бензол, толуол, нефть.

Первое время работы по реактивному движению концентрировались в САСШ. Однако успехи германского союза звездоплавания обеспечили Берлину пальму первенства.

Немцы оказались правы в отношении выбора камеры сгорания формы куриного яйца. Двигатель, помещающийся на ладони, не превышает и 70 мм при весе 0,25 кг. При достаточном количестве горючего такой двигатель может в течение 1 мин. поднять ракету весом в 6,75 кг на высоту в 80 км. Уже представляется возможным построить ракету для трансатлантического перелета, о котором еще пять лет назад так увлекательно писал погибший энтузиаст звездоплавания Макс Вальер (умер в 1931 г. при неудачных испытаниях новой конструкции ракетного автомобиля Вальер-Гейллянд на жидком горючем). В Германии немецкие инженеры уже заканчивают работы по постройке ракеты для подъема на высоту до 40 км с тремя двигателями и весом 80 кг.

Серьезнейшая проблема, какая остается неразрешенной работниками ракетного дела, — это проблема управляемости ракетой в полете на большие расстояния. Приборов, гарантирующих четкость полета ракеты, еще нет, меткость попадания или падения ракеты не менее 80 км не удовлетворяет.

В Германии ведутся изыскания в области применения инфракрасных лучей и специальных парашютов. Однако достаточных успехов в этом направлении еще не достигнуто.

В Америке знатоком ракетного дела и проблемы космического полета проф. Годдаром ведутся работы давно. Еще во время мировой войны этот ученый проводил опыты с ракетами применительно к артиллерийским целям. Еще тогда он указывал на огромные перспективы снарядов-ракет, не зависящих от каких бы то ни было громоздких приспособлений.

Несомненно, нынешняя скромность проф. Годдара объясняется исключительно тем, что свои достижения он предоставляет военному ведомству САСШ, которое и «оберегает» почтенного профессора и финансирует его.

Применяемые в массовом количестве легко пускаемые с простых несложных станков при абсолютном отсутствии орудий для метания, более дешевые наконец чем «берты», ракеты-снаряды в будущей войне грозят явиться одним из основных средств истребления и грозным орудием для любого «глубокого» тыла. Прежние понятия о расстояниях при огромных скоростях полета реактивных приборов даже нынешних конструкций исчезают. Возродится ракетная артиллерия Конгрэва, придававшего ракетам еще три века назад первостепенное значение для военных действий, и громоздкие орудия с их неповоротливостью, быстрой изнашиваемостью, дороговизной и сложностью управления и обслуживания уступят снова место реактивному снаряду. Представьте себе в будущей войне каждого пехотинца, вооруженного ракетой.

В американской печати еще в прошлом году появились сообщения об автоматическом управлении или направлении полета ракеты-снаряда, при помощи радио или микрофонами-звукоуловителями. Шум, издаваемый пропеллером самолета во время полета, послужит направляющей силой полета снаряда до тех пор, пока благодаря действию электромагнитных приборов, действующих на изменение полета, ракета-снаряд не придет в соприкосновение с беспомощным самолетом и не уничтожит его. При этом надо иметь в виду, что механическая «осечка», допускаемая маловероятностью такого «гонящегося» нападения, компенсируется все новыми изменениями поворота ракеты-снаряда благодаря действию микрофонов ракеты.

Практическое осуществление полетов на большой высоте доступно будет лишь после овладения стратосферой.

Над разрешением проблемы овладения стратосферой при помощи сверхвысотных самолетов особой конструкции видоизмененного типа и приспособлений для полета на больших высотах с помощью турбокомпрессоров работают ныне во Франции Анри Фарман с инж. Шарлем Васеж и Герше, в Германии — Гуго Юнкерс.

Вопросом изучения стратосферы при помощи высотного подъема на управляемом аэростате заняты известный бельгийский проф. Пиккар, достигший рекордной высоты свыше 16 км, бельгийский физик Коссинг (стратостат, «Барг фон Зигефельд») и австрийский ученый Циши.

Наши работы в СССР развертываются под знаком подготовки кадров для всесоюзного государственного института реактивного движения, который мы должны создать в самом непродолжительном времени.

Центральная группа изучения реактивного дела при ЦС Осоавиахима развертывает свои работы по линии пропаганды и практической деятельности.

Оргмассовая работа охватывает все виды технической пропаганды (кино, худож. выставка, журнал, литература, доклады и пр. и пр.), подготовки кадров (курсы по реактивному движению), оргплановой работы (связь и организация групп на местах, инструктаж), бризы (рабочие предложения) и ракетного моделизма.

Огромную роль в деле развития советских работ в области реактивного движения должна сыграть инициатива рабочего изобретательства. Помимо разработки и посылки в ГИРД рабочих предложений рабочая изобретательская общественность должна включиться в кампанию ГИРД «штурм стратосферы». Уже создан всесоюзный фонд «штурма стратосферы»

Необходимо всеми рабочему изобретательству принять участие в создании этого фонда, повести широкую пропаганду проблемы реактивного движения.

Октябрь объявлен ГИРД ударным месячником «штурма стратосферы». К этому времени мы должны добиться полной мобилизации всех наших возможностей всей пролетарской общественности с ленинским комсомолом во главе.

Направляйте в бриз ГИРД свои рабочие предложения, пользуйтесь консультацией ГИРД (Москва, Ильинка, 3).

Рабочее изобретательство СССР должно послужить опорой ГИРД в его большой и трудной работе.

И. ФОРТИКОВ