The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

В.Токарев
вернёмся в библиотеку?
Красная звезда (Москва), №234
11.12.2004

ОТ "БУРАНА" ДО "КОЛУМБИИ".

У российского космонавта № 20 Героя России полковника Валерия Токарева жизнь изначально складывалась так, что вопрос, кем быть, уже с детства практически был предрешен. Он родился на легендарном полигоне Капустин Яр в Астраханской области, в строительстве которого принимал участие его отец, офицер саперного полка Иван Павлович Токарев, старший лейтенант. Затем был другой ракетный полигон - в районе станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области, что ныне гордо именуется космодром Байконур. К окончанию средней школы на семейном совете было принято единственное решение — идти в авиацию.

В Армавирском авиационном училище Валерий Токарев летал на Л-29, Миг-17. Количеству часов, проведенных в воздухе, а их набралось 246, нынешние курсанты могут только позавидовать. В 1973 году молодого лейтенанта направили в авиачасть в городок Домбаровское, что в Оренбургской области. Несколько лет нес боевое дежурство на МиГ-23. О том, как проходила его служба, говорит хотя бы такой факт: командир звена капитан В. Токарев был удостоен ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Высокая награда для строевого офицера.

Пришла пора профессионального возмужания, а с ней — законное желание стать летчиком-испытателем. Работая в ГК НИИ ВВС, В. Токарев освоил более 10 типов самолетов, в том числе и морских. Довелось полетать и на вертолетах Ми-8 и Ми-8МТ. Служба проходила в Крыму и на авиаполигоне в Ахтубинске, что рядом с Капустиным Яром. Здесь его дальнейшая судьба совершила новый поворот. Предоставим слово Валерию Ивановичу:

— В 1984 году в Ахтубинске состоялся первый набор по программе "Энергия-Буран". Не скрою, еще в юности у меня была тяга к принципиально новому и неизведанному, а тут высотный сверхскоростной "Буран". Да, еще космический корабль, но по виду и ряду конструкторских особенностей — самолет, даже садится по-самолетному. Я понял, что моя мечта близка к осуществлению. В 1987 году мне повезло: выдержав конкурсные экзамены, в числе других я был зачислен в группу по программе "Бурана".

— Так распорядилось время, что этому проекту не суждено было сбыться. Но вспомним, что существовал еще один: "Мрия-Буран".

— Это была многообещающая программа. В связи с наличием нескольких подготовленных аэродромов можно было выбирать широту старта, не думать о так называемых "зонах отчуждения", да и носитель "Мрия", с которого в воздухе стартовал челнок, в отличие от "Энергии" оставался после использования целым и потому мог применяться не один раз. Интересно, что идея многоразового использования носителей была еще у Сергея Павловича Королева. Да и Юрий Алексеевич Гагарин работал по данной проблематике, учась в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.

Еще в 1989 году все было на подъеме, данный проект прорабатывался, но уже в 1991 году все резко изменилось. Настали иные времена. "Мрию" ведь создавали в Украине. Тогда все республики, став независимыми государствами, разбежались в разные стороны...

— Вы прошли общекосмическую подготовку на шаттле "Колумбия" и на "Энергии-Буран". В чем их принципиальное отличие?

— Я бы сказал, что в них больше сходства, нежели различий. Но коль скоро о них зашла речь, остановлюсь на главном: время полета "Шаттла" — 18 суток, "Бурана" — до 30. Как говорится, почувствуйте разницу.

— Межличностные отношения в космосе — как этому учат на земле, чтобы экипаж работал слаженно?

— Есть вещи, которым невозможно научиться на все 100 процентов. Например, быть полностью психологически совместимым в коллективе, экипаже. Этому больше учит скорее сама жизнь — в училище, авиационных частях, в ходе тренировок и тестирований при отборе в отряд космонавтов. Мои коллеги по космосу шли к этому всю жизнь, обстоятельства их обучили работать в различных коллективах. Если человек достиг профессионализма в своем деле, то это, пожалуй, главная предпосылка к слаженной работе на орбите. Справедливости ради надо отметить, что с нами, космонавтами, в ЦПК целенаправленно занимался отдел психологической подготовки.

Характерно, что на орбите космонавты узнают друг друга куда лучше, чем за долгие месяцы тренировок и неформального общения. И, знаете, многие члены экипажа, съевшие, что называется, пуд соли на орбите, после возвращения на землю не так-то часто сохраняют дружеские контакты.

— Психологическая совместимость международного космического экипажа. За счет чего достигается она?

— Трудности межличностных контактов в международном экипаже возникали преимущественно на языковой почве. Тут оказывается недостаточным добротное владение английским языком. "Лингвистика" в процессе тренировок только начинается. Слэнг, а в особенности профессиональный, у нас разный. Кроме того, американцы и канадцы такие же любители аббревиатур, как и мы.

На базе личного контакта (американцы ведь тоже тренировались у нас, в России) выработался некий "рунглиш" — смесь русского с англо-саксонским. В целом я не слышал, чтобы между космонавтами наблюдались открытые негативы в ходе межличностного общения.

Когда в 1999 году я работал на орбите в составе международного экипажа, то убедился, что юмор в космосе еще более необходим, чем на земле. Однако юмор наш и американский все же различен. Вспомните закадровый смех в американских и английских юмористических телепередачах. Всегда ли мы увиденное воспринимаем так, как они?

— Российские двигатели РД-180 выводят в космос американские "Атласы". Как оценивается труд наших оборонщиков за границей?

— Двигатели — наукоемкий продукт. Американцы не особо жалуют чужие технологии, у них это не принято. Коль скоро они пошли на использование российских двигателей — это говорит о многом, и в первую очередь о их высочайшем качестве. Испытываешь, конечно же, гордость за Россию, за многотысячный отряд наших специалистов, выдержавших конкуренцию в важнейшей наукоемкой отрасли.

— Вы определенное время поработали в США, готовясь к космическому полету, знаете многих американских космонавтов. Как оценивает американская сторона и вы как специалист аварию на шаттле "Колумбия"?

— Это огромная трагедия не только для американцев. Принято придерживаться официальной версии: повреждение теплоизоляционного покрытия крыла отвалившимся куском термоизоляции топливного бака. Незащищенный участок крыла при входе "Колумбии" в плотные слои атмосферы начал гореть, а затем началось разрушение и всего корпуса челнока.

В 1999 году в составе международного экипажа, в котором мне довелось участвовать, в качестве пилота "Дискавери" находился Рик Даглас Хазбанд. За несколько месяцев тренировок мы с ним близко познакомились, сдружились семьями. Поэтому гибель Рика, который в последнем полете "Колумбии" был ее командиром, я перенес как утрату очень близкого мне человека...

— Ваши космические планы?

— Уже дважды я входил в состав дублирующих экипажей российских "Союзов", стартовавших в 2003-2004 гг. Так что еще надеюсь взглянуть на нашу Землю-матушку с орбиты. Поверьте, это незабываемое зрелище. Ради него стоит жить.

Владимир ЧЕРЕДНИК.

Это невозможно! "Мрия" может перевезти "Буран" на другой аэродром, но не более. Самое реальное на грани фантастики - запуск аппарата в 20 раз меньше "Бурана". Да и то с экватора.