The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

В. Терешкова
вернёмся в библиотеку?
Рабочий край (Иваново) , №223
25.11.2003

Из Иванова в Иваново...через космос.

Как мы уже сообщали, 21 ноября по приглашению бывшего мэра Иванова В. Троеглазова и нашего земляка известного модельера В. Зайцева в Иванове побывала первая женщина-космонавт планеты В. Терешкова. С момента ее легендарного полета в космос на корабле "Восток-6" прошло уже 40 лет. Множество титулов и наград прибавилось к первым космическим. За плечами и звание "Первая женщина 20-го столетия", и активная работа в Комитете советских женщин, и огромное количество самых высших наград многих стран мира, однако тот первый титул - женщины-покорительницы космоса навсегда останется самым ярким. В ходе своего визита в Иваново в числе прочего В. Терешкова выступала в прямом эфире ИГТРК, но упор на чисто космическую тематику там не делался. Более того, Валентина Владимировна даже не заостряла на этом внимание и говорила больше о сегодняшнем дне России, о возрождении патриотизма и засилье не самых лучших западных моделей в нынешней системе образования, культуры, экономики России. Она вспоминала свои послевоенные годы в Ярославле, мамин подарок - брошь в виде чайки, которую она носит и по сей день ("Чайка" - позывной В.Терешковой в космосе).

Однако ее первая остановка в Иванове была в АО "Дормостстрой", по личному приглашению В.Троеглазова, и именно там мне удалось немного пообщаться с В.Терешковой вне официальной обстановки и поговорить на некогда засекреченную тему о первых шагах советской космонавтики и о том, каких трудов стоило нам соревнование с США в деле освоения космоса. Кстати, совершенно случайно выяснилось, что В.Терешкова еще за три года до полета в космос, будучи студенткой текстильного техникума, приезжала в Иваново на преддипломную практику и собирала материал на ивановских фабриках. Нынешний визит состоялся спустя 43 года.

- 40 лет назад, когда вы совершили свой легендарный полет в космос на корабле "Восток-6", тема эта была засекреченной, а вся информация о космосе строго дозированной. Скажите, насколько тернистым был путь к титулу первой в мире женщины-космонавта? Вы осознавали, что все ваши действия тогда мгновенно становились историческими?

- Историческим было тогда любое действие, связанное с космосом. Это был период первых полетов. Период первых проб и ошибок. К тому же существовало негласное соревнование с США в деле освоения космоса. Конечно, те препятствия и испытания, которые мы проходили на первых порах, были очень тяжелыми и не всегда обоснованными. От многих экспериментов в подготовительный период в дальнейшем отказались как от излишних. И мы сейчас вправе с одной стороны в чем-то обижаться на врачей и специалистов, готовивших изнурительный курс предполетных испытаний, но с другой стороны понимаем, что речь шла о первых крайне рискованных полетах. Было очень много неизвестного. Подстраховывались нередко с запасом. Но и сейчас, в эпоху длительных и, казалось бы, привычных полетов, каждый запуск нового корабля, каждая подготовка нового экипажа - это огромное испытание и для техники, и для людей. - Вы упомянули, что в предстартовой подготовке на первых порах было много перегибов, от которых потом отказались. Не могли бы вы рассказать об этом подробней? - Уже в предполетных испытаниях нас подвергали на центрифуге ускорению в 12 единиц. Это очень серьезные перегрузки для организма. В полете они могут встречаться лишь в аварийных условиях. У космонавтов Лазарева и Макарова в условиях аварийной посадки фиксировались перегрузки до 18 единиц, но это был чрезвычайный случай. У нас же такие экстремальные перегрузки были заложены в программу испытаний, хотя при посадке даже первых аппаратов перегрузки не превышали 9,5 единицы. Сейчас, к примеру, спуск является управляемым, а спускаемый аппарат имеет форму фары, и за счет аэродинамических качеств и пилотирования спускаемого объекта перегрузки находятся на уровне 3-3,5 единицы. Отказались в дальнейшем от испытаний в роторе, когда тебя долгое время вращают одновременно в трех плоскостях. На практике вероятность подобной аварии крайне невелика. Убрали из испытательной программы и испытания в термокамере, когда в легкой экипировке космонавта помещают в камеру при температуре 85 градусов по Цельсию и держат там до тех пор, пока температура тела не повысится на два градуса. Поверьте, это очень тяжелое, но главное, не столь уж необходимое испытание.

- Сам бы я, может, и не решился задать такой вопрос, но женщины в редакции очень просили узнать, не повлиял ли полет в космос на ваше здоровье?

- Ну, конечно, повлиял. Есть какие-то проблемы, особенно сейчас и не только у меня, но и у всех первых космонавтов. А осталось нас считанные единицы. Многие уже или погибли, или просто ушли из жизни. Но врачи, конечно, очень помогают. Почти у всех проблемы с позвоночником, и всем нам предоставляют квалифицированную врачебную помощь.

- Не испытываете каких-то обид или разочарований по поводу космического прошлого? Планировались ли уже тогда возможные последствия полетов?

- Никаких обид я не испытываю. Мы на все шли абсолютно осознанно. Мы были молоды и стремились в космос. Многие проблемы задним числом можно было бы решить еще на земле. Отказаться от катапультирования в земных условиях. Оно абсолютно излишне, но перегрузки при этом адские. Сейчас от этого отказались, но, наверное, по-другому тогда осваивать космос было просто нельзя.

Андрей УДАЛОВ