The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

СТРЕКАЛОВ  
вернёмся в библиотеку?

Мир новостей (Москва), №009
25.2.2003

КОСМОНАВТ ГЕННАДИЙ СТРЕКАЛОВ

Уборщица в НАСА зарабатывает в 5 раз больше, чем космонавт в России

Так уж повелось, чтобы мы вспомнили о существовании у нас какой-то отрасли, в ней обязательно должно что-то утонуть, разбиться, сгореть, взорваться... Иначе никак. О российском космосе и американском шаттле мы беседуем с дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом Геннадием СТРЕКАЛОВЫМ.

Встречу, Геннадий Михайлович назначил у себя дома, в "звездном городке" космонавтов около ВВЦ. Тут в тихом уголке Москвы за невысоким заборчиком расположились аккуратненькие двухэтажные домики, в которых живут космонавты и их семьи. Каждое крылечко вход сразу в отдельную квартиру, уютную, светлую, просторную.

- Это нам еще от Косыгина досталось. Сейчас о космонавтах наше государство так не печется, - встретил меня на пороге хозяин.

- Геннадий Михайлович, я смотрю, номер вашей квартиры - 29, вы стали 49-м космонавтом в нашей стране и 99-м во всем мире... Вы, человек сугубо технический, инженер-конструктор, верите в числа, в мистику..?

- В мистику (Задумывается Прим. М.С.) нет, скорее в природу предчувствия Ведь существуют энергетические поля, связывающие нас с космосом, о которых мы пока мало что знаем. К примеру, я и моя мама предчувствовали, что у меня будет неудачным третий полет Космонавтов вообще сложно назвать суеверными, но некоторые приметы у них есть Например, ни один космонавт не скажет о своем очередном старте - последний Для них он крайний. Но мой старт в сентябре 1983 года едва действительно не стал для меня последним. Тогда я должен был лететь в качестве бортинженера на корабле "Союз Т-10".

Мы очень тщательно готовились к старту, даже на дверях своей комнаты на Байконуре написали "Вход всем запрещен, кроме врача и методиста" Не пускали даже генералов. За двое суток до старта у меня возникло неприятное предчувствие Мне тогда подумалось, если подготовка ведется столь тщательно, то обязательно жди каких-то неприятностей. Этими мыслями я и поделился с командиром нашего экипажа Владимиром Титовым. А он в ответ, это мы, мол, с тобой перетрудились. За несколько часов до старта я позвонил маме. Я всегда ей перед стартом звонил. Но в этот раз я вдруг услышал в трубке "Сынок, я тебя умоляю, не лети! Придумай что угодно, но только не лети".

Наш экипаж занял свои места в отсеке космического корабля. Уже пошел обратный отсчет, как вдруг началась сильная вибрация. Только мы решили сообщить об этом на КП, как вибрация прекратилась, но через несколько секунд возобновилась и стала даже еще сильнее. До команды "Подъем" оставалось 60 секунд, а вибрация мощнейшая. В голове мелькнуло - все, конец' Меньше двух секунд оставалась до взрыва на стартовой площадке, когда сработала система аварийного спасения (САС) Запустить САС можно было только при условии, когда два человека нажмут одновременно на кнопку первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли наш экипаж, одновременно нажав кнопки пуска САС. Наш "Союз" подбросило вверх примерно на километр и увело в сторону от космодрома, где в это время взорвалась ракета-носитель, превратившись в гигантский факел Зарево от нее мы уже увидели, приземлившись в четырех километрах от стартовой площадки.

- Надолго тогда отложили запуск?

- На полгода Я прошел период реадаптации, а потом меня включили в основной экипаж, готовившийся по советско-индийской программе.

- Скажите, а какова у нас в стране практика запусков космических кораблей? Если перед стартом что-то случается, обнаруживаются какие-то мелкие недочеты, то какие решения чаще принимаются: отложить полет или все-таки лететь на русский авось?

- Знаете, космонавтика у нас, пожалуй, осталась единственной отраслью, где нет такой безалаберности. Не без гордости скажу, что у нас тут больше порядка, чем у американцев Королев придумал уникальную систему двойной проверки. У нас существует отдел технического контроля, который проводит техническую приемку и подчиняется генеральному конструктору. И существуют независимые эксперты, которые проводят так называемую военную приемку Они не подчиняются генеральному конструктору. Поэтому в случае обнаружения каких-то недочетов конструктор не может приказать пустить корабль из каких-то личных соображений.

- Тем не менее, происходят катастрофы и аварии...

- Дело в том, что не существует стопроцентно надежной техники, будь то велосипед или космический корабль. В нашей области даже есть формулы надежности, где рассматриваются доли возникновения внештатных ситуаций, аварий. Во всех отчетных документах проектантов, испытателей надежность в цифрах значится - надежен на 99,99 процента. Это означает, что космический корабль полностью готов к полету

- Стало быть, мы являемся заложниками той одной тысячной доли процента, которой в отчетах не хватает до 100 процентов?

- Именно!

- Как вы думаете, возможно, ли будет, со стопроцентной уверенностью установить, что произошло с "Колумбией"?

- Точно на сто процентов - нет. Хотя несколько доминирующих версий появится после того, как соберут все осколки.

- А на ваш профессиональный взгляд, по тем картинкам катастрофы, которые показывало телевидение, можно хотя бы говорить о природе трагедии?

- На мой взгляд, это недоработка наземных служб. Ведь при старте "Колумбии" творилось форменное безобразие От шаттла целые куски обшивки отлетали. Думаю, что причины этой катастрофы напрямую связаны с финансированием один пуск шаттла стоит 25 млн долларов, и кто-то просто хотел сэкономить, не откладывая полет.

Вообще вспоминаю слова Королева, который говорил, что "самая надежная деталь та, которой нет" Это значит, что чем сложнее система, чем больше у нее деталей, тем она менее надежна. Наш "Союз" гораздо проще, следовательно, более надежен.

- Геннадий Михайлович, вот, говорят, экипаж "Колумбии "был не в силах предпринять что-либо для своего спасения. А вы когда-нибудь оказывались в космосе в безвыходном положении: что-то произошло, а вы не можете ничего сделать?

- Да. Помню, мы не смогли состыковаться с орбитальной станцией и чуть не погибли Это был все тот же 1983 год Мы стартовали 20 апреля, в день рождения Гитлера, на корабле "Союз Т-8". Подлетели к орбитальной станции "Салют", а стыковочные антенны не раскрываются Что делать? Пошли на стыковку без антенны. Случись сегодня в космосе такая ситуация, все было бы нормально. За прошедшие годы методика сближения с орбитальными станциями отработана до мелочей. Тогда таких методик не существовало и по всем инструкциям стыковку в такой ситуации осуществлять запрещалось. Но мы рискнули в надежде на русский авось мол, с Земли нас выведут поближе к Салюту".

- И вывели?

- Вывели. Только ошиблись в расчетах и "Салют" оказался в тени. Сделали замер скорости. Оказалось, она намного превышает критическую. Едва успели вручную увернуться от приближающейся станции, пролетев прямо под брюхом у "Салюта". Пока пролетели, пока вышли из тени, пока отыскивали станцию, кончилось топливо. Его осталось только на спуск.

- В стоимость пуска космического корабля закладывается жизнь космонавтов? Во сколько она оценивается?

- Раньше над такими вопросами даже не задумывались Нас не страховали, и жизни наши никак не оценивались! Страховать стали, когда начались совместные полеты с американцами. Помню, я тогда был возмутителем спокойствия, когда узнал, что американские астронавты застрахованы на два миллиона долларов, а мы ни на цент. В итоге нас тоже стали страховать, правда, не на два миллиона долларов, а на один. И то страховка выплачивается только в случае гибели.

- А в случае получения травмы, увечья в космосе?

- Теоретически, наверно, мы должны получать какую-то компенсацию. Но практически мне за мою космическую травму, полученную в крайнем полете в 1995 году, не заплатили ни копейки.

- Сколько стоит жизнь наших космонавтов, понятно, а, сколько стоит их труд? Какая зарплата у российского космонавта?

- Российский космонавт получает ровно в пять раз меньше, чем уборщица в НАСА.

- Геннадий Михайлович, помните, после полета Гагарина начались массовые записи в космонавты. Мальчишки даже из дома убегали. Космонавт - это звучало гордо, это был почет, уважение и еще безумная романтика... Скажите, вы сейчас работаете с молодым поколением космонавтов, чего сегодня берут в космонавты? Ради чего идут в космонавты современные парни?

- Сегодня космонавтика стала обычными делом, обычной, мало оплачиваемой работой Молодежь к нам идет очень неохотно, поработает лет пять, получит опыт, знания и уходит с ними в коммерческие предприятия, где их знания оплачиваются, раз в десять больше Мы теряем специалистов, теряем технологии. Ведь космонавтика помимо всего прочего дала очень многое для гражданской промышленности. Сделать космический корабль или станцию - задача очень сложная Космическим аппаратам приходится работать в экстремальной среде огромные перепады температур, жесткое излучение. Но проектанты, конструктора, инженеры эту задачу решают, и в процессе решения рождаются какие-то новые технологии, ноу-хау, новые материалы. Вот, например, памперсы Кто знает, что памперсы мы изобрели, когда Алексей Леонов готовился к выходу в открытый космос. Так нужно было тогда запатентовать все это дело. Сейчас огромные деньги на них зарабатывают. Знаете, сейчас говорят, вот стоит только американцам заморозить МКС, и от российского космоса ничего не останется. От него само собой может очень скоро ничего не остаться. Наша отрасль держится в основном на старичках, ветеранах. Тех самых, которые пришли в космонавтику после полета Гагарина и для которых космонавтика - вся жизнь.

- Геннадий Михайлович, сегодня некоторые эксперты говорят о возможном возрождении нашей системы энергии "Бурана": мол, она более экономически оправдана, может выводить крупногабаритные грузы...

- "Буран" - это самая лучшая ракета в мире Он гораздо совершеннее, чем их шаттл. Он мог стыковаться автоматически, а американцы до сих пор только вручную стыкуются. Кроме того, "Буран" совершил единственный полет, но в автономном режиме, а американские шаттлы - только пилотируемые. Иначе говоря, они такого сделать не могут. А мы свой "Буран" поставили в московский парк и сделали из него кафе. Но чтобы возрождать "Буран", сначала надо ответить на вопрос - зачем? Для дальнейшего освоения космоса, для полета на Венеру, Марс, пожалуй, "Буран" необходим. Ведь, чтобы полететь к Марсу, надо собрать на околоземной орбите целый состав таких станций, как МКС. Нашими "Буранами" можно было бы выводить грузы. Но это все лишь просто гипотетические рассуждения, фантазии Реально сейчас в космонавтике об этом никто даже и не думает.

Мария Соловиченко