The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Стеклов1
вернёмся в библиотеку?
Красное знамя (Томск), №179
21.11.2003
Актер, который хотел побывать в космосе.

Актер Владимир Стеклов играет в пяти московских театрах, на его счету более 60 ролей в кино ("Гардемарины, вперед!", "Воры в законе", "Узник замка Иф", "Криминальный квартет", "Досье детектива Дубровского", "Петербургские тайны", "Олигарх") он преподает в ГИТИСе, воспитывает маленькую дочку пяти лет и внука (от старшей дочери).

Человек-ракета. Это именно он однажды чуть не улетел в космос (Стеклов должен был отправиться на орбитальный комплекс "Мир", чтобы сняться в фильме Юрия Кары "Последний полет", но проект закрыли из-за отсутствия денег). После этой космической одиссеи он умеет пользоваться, к примеру, приборами космической навигации, которые находятся на борту орбитальной станции. Но отдает предпочтение в жизни другому.

- Вам часто доводилось играть "маленьких людей". Вашими персонажами были алкоголики, бомжи, бродяги. Вас называли "лучшим Шариковым СССР". Вам приходилось "вживаться" в эти сложные роли, в эти непростые судьбы... Интересно: что вы испытывали?

- Первое мое осознанное восприятие - не наблюдение, а именно художественное восприятие трагедии маленького человека - это были "Шинель" и "Записки сумасшедшего" Гоголя. Мне довелось сыграть Поприщина в "Записках сумасшедшего". Я не могу сказать, что эти люди мне очень близки. Я также не могу сказать, что прошел какие-то достаточно сложные жизненные коллизии. Пожалуй, что нет.

- Но у вас была достаточно непростая судьба...

- Я вырос без отца, но с мамой и бабушкой. Мама много работала, и по сути меня воспитывала бабушка. Но я не чувствовал какого-то ущемления. Не было ощущения, что мы из разных школ или детских садов - как это сейчас происходит. Мы были из одного двора, с одной улицы, поэтому для меня резко не бросались в глаза некая социальная несправедливость, бедность или какая-то роскошь. Не было, естественно, никакого режима, а весь режим сводился к тому, что ты до позднего вечера был на улице. А тот один, кого позвали поесть, выбегал через секунду, опрокинув в себя стакан чая или стакан молока и неся в руках огромный ломоть хлеба, намазанный повидлом. И тут же раздавалось: "дай куснуть", "дай куснуть" - и этот бутерброд быстро растворялся, потому что все знали, что в следующий раз кто-то другой принесет такой же ломоть. Хлеб с повидлом был самым большим лакомством, особенно если еще был намазан маргарин. А за 7 копеек можно было купить брикетик какао - это тоже было лакомство, мы его не растворяли в воде, а грызли, как шоколад. И это было нормально, и никто от этого не заходился: ах, как жить дальше. Наверное, у родителей была проблема, где перезанять, но это все решалось достаточно просто: одолжить масла подсолнечного, хлеба, соли или сахара не составляло проблемы.

Когда я уже подрос, стал студентом и получал какую-то скудную стипендию, то и этих денег хватало, потому что казалось, что можно их все сразу проесть в пирожковой, а можно как-то растянуть. В любом случае, я знал, что за спиной есть тыл, называемый домом.

Я уже жил в театральном общежитии, и у меня сначала появились телевизионная антенна на окне и черный эбонитовый ящик под названием стабилизатор. И я думал: вот еще немножко и появится телевизор. И он, в конце концов, появился. Тогда я понял, что путь к мечте достаточно прост. И я опять-таки не ощущал какую-то социальную несправедливость, что вот кто-то может сразу пойти и купить телевизор. Я понимал, что есть обеспеченные слои и богатые люди, но я всегда вертелся в каких-то тех самых слоях, где все приблизительно равно и жили. И где зарплата в 150-170 рублей казалась чем-то заоблачным.

Поэтому любопытство, интерес в адрес так называемых "маленьких людей" был сначала не бытовой, а художественный. Я наблюдал их не вокруг себя, а через литературу. И они были мне близки и дороги, мне очень нравилась фраза гоголевского Акакия Акакиевича: "Ведь для чего-то же я родился. Да, я такой, я маленький, я убогий, я никому не интересный. Наверное, когда я умру, никто даже и не вспомнит, что был такой Акакий Акакиевич. Но ведь, Господи, для чего-то же я родился!" Может, кому-нибудь нужно, чтобы эта душа появилась? Это же живая душа...

И уже потом, много позже, я впервые на Камчатке увидел бомжей. Там они назывались иначе - они назывались бичи. Нормальные люди так не живут. Ты мог о них слышать, читать, но, когда их увидел рядом, стало как-то дискомфортно, захотел дистанцироваться от них. И самое поразительное, я не ощутил потребность в сострадании, которую я наблюдал в себе, когда читал, скажем, про того же Акакия: да я был готов не то чтобы шинель, а все отдать, лишь бы этот человек был счастлив! Ну а в начале 90-х расцвело огромное количество сирых, убогих, калек, бездомных, детей-беспризорников. Я все думаю: до какой степени может адаптироваться человеческая способность к тому самому состраданию. Вот мы говорим, что не может человек, работающий, скажем, санитаром в морге, постоянно страдать по поводу того, что кто-то погиб... Он просто сойдет с ума и не сможет заниматься этой работой. Следовательно, если он этим занимается, то его профессиональное сознание как-то к этому адаптировалось. Или вспомните шекспировского могильщика, который весело шутил, откопав череп Йорика, и весело вспоминал о том, какой это был весельчак и балагур. И не потому, что он циник.

- Владимир Александрович, в одном из интервью вы упоминали о наличии неких мистических отношений между актером и его персонажем. Что часто персонаж налагает отпечаток на личность...

- Я предполагаю наличие таких отношений, но это не значит, что это норма, это обязательно. Мистицизм, хотя это слово тут не совсем подходит, может быть в том, что, когда ты идешь навстречу персонажу, он идет навстречу тебе. И когда вы сходитесь, происходит некая мутация, скажем так, личности, изменение сознания. Я это имел в виду.

- И что происходит?

- И происходят поразительные вещи. Когда ты вызываешь эти персонажи, фантомы, - как реальные исторические персонажи, так и литературные, - такие вещи не могут проходить бесследно. Но не факт, что это происходит всегда или есть некая обрядовая технология. Я не знаю этих законов.

(Рассказывают, например, удивительную историю, которая случилась со Стекловым на съемках фильма "Серп и молот", где он играл Сталина. На гриме режиссер не требовал от актера полного портретного сходства с персонажем. Во время съемок, как рассказывают актеры, со Стекловым произошла странная вещь: в какой-то момент его лицо... превратилось в лицо Сталина, к ужасу присутствовавших. Когда сам Стеклов увидел эту сцену на озвучке, то тоже испугался: черты лица в какой-то момент, как с помощью компьютерной графики, совершенно изменились. Присутствововшие не нашли ничего лучшего, чем пошутить, что Стеклов максимально погружался в предлагаемые обстоятельства... - Ред.)

- Вы играете в пяти театрах, много снимаетесь в кино, преподаете в ГИТИСе... Банальный вопрос: но как вы все это успеваете?

- Еще я возглавляю общественный Фонд содействия духовному развитию личности - фонд "РОСТ". Учредителями этого фонда были Михаил Глузский, Евгений Дворжецкий, которых уже, к сожалению, нет с нами, и я. Идея заключалась в том, чтобы дать возможность молодому поколению расти красивым и здоровым. Работа фонда направлена в первую очередь на помощь молодым людям, на развитие талантов. Как успеваю? Это нормальный рабочий ритм. Если человеку хочется так жить, то он так и живет. И если бы мне не доставляло удовольствия этим заниматься, то я бы и не стал этим заниматься.

Интервью вела Н. ДОРОШЕВА, специально для "КЗ".