The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

интервью Севастьянов-2
вернёмся в библиотеку?
Правда-КПРФ (Москва) №38
12.4.2005
Тогда мы стали ближе к звездам.

Исключительная значимость того, что произошло в этот апрельский день 44 года назад, была ясна уже тогда. Но с течением времени есть потребность снова и снова обращаться к событию, которое стало этапным для всего человечества. Чтобы лучше знать, как оно готовилось, и глубже понимать, благодаря чему осуществилось. Именно поэтому особенно ценны для нас свидетельства тех, кто участвовал в реализации, казалось бы, самой фантастической человеческой мечты.

Сегодня — слово дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту СССР, члену ЦК КПРФ и фракции коммунистов в Госдуме Виталию Ивановичу СЕВАСТЬЯНОВУ.

Мощный прорыв великой державы

— 12 апреля 1961 года вошло в историю не только нашей страны, но и всего мира как день первого взлета человека в космос. И этим человеком стал гражданин Союза Советских Социалистических Республик Юрий Алексеевич Гагарин. Скажите, о чем думается вам в канун даты, отмечаемой теперь как День космонавтики?

— Прежде всего нельзя не думать вот о чем. Как же это мы могли стать первыми, в конкуренции с мощнейшей мировой державой — Соединенными Штатами Америки? И сразу делаешь вывод: только благодаря могучему промышленному и научному потенциалу нашей страны. Да, мы как цивилизация созрели для того, чтобы выйти в новое пространство — бесконечное и бескрайнее, которое называется космос. Выйти своей познавательной и производственной деятельностью. Человек многие столетия и тысячелетия делал свои открытия на поверхности Земли, но вот наступил момент, когда он открыл дверь в таинственное космическое пространство. И тот факт, что этим посланцем человечества оказался советский человек, свидетельствует в первую очередь о мощности, которой достигла тогда наша страна, о том, что по индустриальному, научному, техническому развитию она вышла в ряд самых передовых стран мира.

— А ведь нынче не устают изгаляться, называя Советский Союз колоссом на глиняных ногах!

— Ну есть такие. Но тут, по-моему, не стоит тратить время, чтобы переубеждать их, а мы-то знаем, что это совсем не так.

— Сам факт говорит о другом, правда?

— Абсолютно!

От спутника — к "Востоку"

— Каким, если кратко, был научно-технический подступ к гагаринскому взлету?

— Была создана в КБ Королева мощная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 — "семерка". На базе ее сделан и запущен 4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли. Затем второй спутник — уже полетела собака Лайка. Третий спутник, тяжелый, управляемый. А вот следующим объектом, который начал проектироваться в отделе королевского КБ, возглавлявшемся Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, уже стал ОД-2 — пилотируемый корабль для полета человека в космос.

— Так быстро...

— Да! И ведь много, много совсем нового — кардинально новых задач и проблем.

— А вы когда и как подключились к этой работе?

— Получилось так, что я пришел в КБ Сергея Павловича Королева 20 августа 1958 года — делать свою дипломную работу как выпускник МАИ. Я проектировал "мини-шаттл" — двухместный пилотируемый космический корабль с возвращением на Землю.

— Ничего себе тема для студента! И сколько лет вам тогда было?

— Двадцать три. Королев был председателем Госкомиссии, а Тихонравов — руководителем спецчасти моего диплома. И вот 19 февраля 1959-го я эту работу защитил и сразу же вошел в группу Константина Петровича Феоктистова, которая занималась ОД-2, уже получившего название "Восток".

Здесь меня захватила проблема гарантированной посадки космонавта в расчетной точке. Просчитав восемьсот траекторий спуска, выпустил отчет, в котором предлагалось установить на корабле резервную систему ориентации, которая называлась АСО — аварийная солнечная ориентация. И, представьте себе, после обсуждения у Королева моя система была принята!

Обеспечивая безопасность

— Чем больше всего был озабочен Королев, готовясь к первому запуску человека в космос?

— Безопасностью. Гарантией успешного возвращения. Потому и к предложенной мною резервной системе отнесся с такой заинтересованностью.

Доктрина у него в преддверии запуска человека была такая. Делаем пять беспилотных кораблей-спутников, копии пилотируемых, и запускаем. Когда три таких корабля успешно слетают, будем готовы к полету человека.

— Это было выдержано?

— Пунктуально. Причем система моя сразу вступила в своего рода соревнование с другой, разработанной под руководством академика Бориса Викторовича Раушенбаха.

Первый запуск беспилотного корабля состоялся 15 мая 1960 года, но спуск на раушенбаховской системе оказался неудачным. Второй корабль — август 1960-го, на борту две собачки — Белка и Стрелка. Королев принимает решение спускаться на "солнечной системе". Благополучно спустились, с точностью до 8 километров на парашюте совершили посадку. И академик Газенко показывал по телевизору собачек, которые совершили полет в космос и вернулись, в отличие от погибшей Лайки, живыми.

Сентябрь. Летят собачки Пчелка и Мушка. Спускались на раушенбаховской системе. Погибли собачки... Три пуска — и только один удачный. Остались из запланированных пусков два.

Декабрь. Полет с собакой Цыганом. Успешно! Спустились на "солнышке". И, наконец, в марте 1961-го летит Звездочка.

— Собака Звездочка?

— Да, у нее белое пятнышко было на лбу, поэтому кличка такая. Ее Гагарин провожал в полет. Слетал корабль блестяще — и опять-таки на "солнышке" спустился.

Все! Определились! Теперь АСО — это уже не аварийная система, а штатная: автономная солнечная ориентация. Из пяти пусков — три успешных. Дорога к полету человека в космос открыта.

Американцы серьезно отставали

— А почему все-таки мы оказались первыми готовы к этому? В чем отставали от нас американцы?

— Во многом! Я сперва открою доктрину, которая была заложена при проектировании уже самого первого нашего корабля "Восток". Королев говорил: космонавт должен быть испытателем, то есть испытывать космическую технику и обеспечивать ее прогресс, но одновременно он должен быть исследователем. А это значило — выполнять научные программы исследований и программы прикладных работ в интересах различных отраслей народного хозяйства. По исследованию поверхности Земли, Мирового океана, вплоть до исследования природных ресурсов Земли. И для этого космонавт должен быть рассвобожден от управления кораблем!

— Рассвобожден?

— Да. Корабль должен летать автономно, быть автоматически управляемым. Это и было реализовано при создании "Востока". Все системы автоматические, все они дублированы, а некоторые даже троированы, и было функциональное дублирование, когда функции одной системы в случае необходимости передавались другой.

Мы могли пойти на это, потому что мощная ракета-носитель давала нам выведенный полезный груз почти до шести, а вскоре и до семи тонн. Американцы же, которые шли в это время, конкурируя с нами, имели слабенький носитель. Не то топливо, по сравнению с нашим, не те жидкостные двигатели, которые создал академик Глушко, не та конструкция. Поэтому на их первом корабле "Меркурий" человек был включен в управление. Корабль без человека летать не мог!

— Серьезное отставание. И это при том, что полетели-то они гораздо позже.

— У них вес корабля был всего 1, 7 тонны... А мы благодаря значительно большему полезному грузу могли сделать автомат, беспилотно летающий, и провести все те предварительные испытания. Они — не могли! И у них возникали отказы в технике (это все естественно: техника новая) при испытаниях в пилотируемых полетах!

Да, они полетели гораздо позже нас и потом долго еще бились над этим. В то время как мы провели беспилотные испытания и спокойно пошли дальше по нашей программе.

Гагарина выбрал Королев

— Вы говорите о технике. Но ведь одновременно шла и подготовка космонавтов?

— Конечно.

— Гагарина вы знали еще до его полета?

— Очень хорошо знал. Получилось так, что я почти полгода читал лекции первому отряду космонавтов. Запомнил дату: 13 марта 1960 года. В этот день Тихонравова и меня вызвал к себе Королев. Говорит: "Собрался первый отряд космонавтов сегодня. В Москве, уже с женами приехали. Завтра первое занятие у них. Прошу тебя, Михаил Клавдиевич, прочитать им вступительную лекцию, а потом Виталий пускай читает".

— И как курс назван был?

— Сперва я читал курс "Механика космического полета". Это смесь небесной механики и внешней баллистики: маневрирование на орбите, перелет с одной орбиты на другую, спуск, вход в плотные слои атмосферы, возвращение... А потом читал конструкцию "Востока". Три раза в неделю, по четыре часа.

— Где это происходило?

— В Москве, в районе метро "Аэропорт". Там домик до сих пор сохранился, где проходили те занятия.

— А сколько слушателей у вас было?

— Двадцать человек. Весь первый отряд. И в августе они сдавали экзамены. Возглавлял Госкомиссию Королев, а сдали они все успешно, чему я был очень рад.

В сентябре из двадцати претендентов на первый полет было отобрано шесть. Они так потом и летали один за другим — Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский, и еще был Гриша Нелюбов. Валентины Терешковой пока еще не было, женщины позже придут. А я уже во второй набор отряда проходил комиссию...

Так вот, хорошо помню, как Королев пригласил к себе в кабинет этих первых шестерых космонавтов. Были при встрече Михаил Клавдиевич Тихонравов, Феоктистов и я.

— Как преподаватель?

— Наверное. Королев сказал нам: "Вы пока не задавайте вопросов — сначала я". И вот он ходит по кабинету, заглядывает в планчик, который предварительно для себя набросал, и обращается: "Юрий Алексеевич..."

— К Гагарину первому?

— Представьте себе.

— Случайно?

— Похоже, он выбрал его по остренькому такому взгляду, по глазам — голубым, приятным, нежным, но с очень большим любопытством глядящим... Задает, задает вопросы, уже по второму, а потом и по третьему кругу пошел. И все, как я замечаю, опять Гагарин оказывается первым. Я понял: он Королева притянул.

А у Сергея Павловича справка была на каждого. Биографические данные, медицинские показатели, кто как сдал экзамены и как на тренировках себя проявил. Прощаясь, сказал: "До встречи. Теперь уже скоро". А подытожил с нами потом так: "Ну хорошо, отобрали хороших ребят. Кто полетит первым, решим на Госкомиссии, а в документацию запишите сейчас параметры Титова и Гагарина, чтобы заказать скафандры и все прочее. Из них кто-то полетит первым".

Поэтому, когда задают вопрос, кто выбрал Гагарина, я отвечаю: выбрал Королев. И выбор-то какой хороший был, даже чисто по-человечески! Юра не только достойно справился с задачей, которая ему выпала в первом, самом первом космическом полете, но и очень достойно прожил все те семь лет, которые судьба отпустила ему после.

На земле, в небесах и на море

— Полетел как представитель советского народа и всего человечества Юрий Гагарин, но сколько людей готовило и обеспечивало тот исторический полет!

— Это верно. Расскажу вам про один запомнившийся момент. Мне поручили делать полетное задание на полет Гагарина — как шутили тогда у нас в КБ, документ для прокурора. Где были расписаны все действия космонавта и сноски на возможные аварийные ситуации.

— Серьезный документ!

— Ну вот, а затем Королев вызывает меня и говорит: "Ты подготовил полетное задание. С завтрашнего дня будешь ездить по всем инстанциям за подписями. Я предварительно договариваюсь, а ты с фельдъегерем, с оружием (гриф СС — "совершенно секретно") будешь их объезжать".

Надо было получить восемь подписей на первой странице документа — кроме самого Королева, должны подписать президент Академии наук СССР и шесть министров, а еще восемнадцать подписей на последней странице. Согласующих. И вот, побывав уже в Академии наук, в Главном штабе Военно-Воздушных Сил и других местах, приезжаю к морякам — в Главный штаб ВМФ.

Начальник штаба адмирал Касатонов внимательно читает полетное задание, а дата полета пока там не указана — до специального решения Госкомиссии. У других это никаких возражений не вызывало, а Касатонов вдруг говорит: "Дата нам обязательно нужна, Виталий Иванович. Мы ведь должны выставить корабли по трассе полета — от Камчатки до экватора. Если возникнет аварийная ситуация при выведении на активном участке, последняя точка падения — на экваторе. У нас давно уже обучена эскадра для спасения космонавта в случае его приводнения, но нам нужен месяц на переход и расстановку судов. Поэтому вы сообщите нам, когда это будет".

— Какая интересная деталь! И как все предусмотрено было...

— Я к тому и рассказываю. А было это уже примерно 3 марта. Пришлось нам, поскольку решения Госкомиссии еще не состоялось, сообщить им приблизительную дату — 7 апреля. Немедленно ушла шифровка морякам, а через три дня получаем шифровку от них: "Корабли вышли".

— Такая предусмотрительность и подготовленность просто восхищают.

— А как же! Аварийная ситуация может быть — посадка в океан. ВВС тоже ведь сколько вертолетов и самолетов поднимали по трассе на случай аварии, и это с ними тоже предварительно согласовывалось. Но они-то могут поднять в тот же день, а морякам нужно время на переход...

В памяти сердца великий триумф

— И чем вы были заняты во время полета?

— Когда на полетном задании была получена последняя подпись — председателя Комитета оборонной техники Руднева (он же и председатель Госкомиссии), Королев улетел на космодром. А я остался в московской группе оперативного управления полетом и по расписанию должен был отвечать за аварийные ситуации. Вместе с другими специалистами.

ЦУПа, знаменитого теперь Центра управления полетами, тогда еще не было. Управление шло из зала на четвертом этаже в старом здании Генштаба. Мы собрались накануне, провели все тренировки. И задержались настолько, что решили уже не разъезжаться.

— В чем конкретно состояли ваши функции, когда полет начался?

— По всей территории Советского Союза было пятнадцать наблюдательных измерительных пунктов. Они принимали телеметрическую информацию с борта корабля и ракеты, расшифровывали ее и передавали нам, а также на космодром. Таким образом мы контролировали состояние борта.

— Все делалось автоматически?

— Автоматически. Машинное обеспечение было на всех пунктах. А мы эту информацию получали, чтобы принимать решения дальше, дальше и дальше.

Прошел полет. По телеметрии зафиксировали срабатывание парашютной системы, спуск на парашюте, и уже наблюдатели с вертолета сообщили: посадка!

— Ликование в ваших рядах?

— Конечно! И сразу — огромный груз с души. Принесли уже проект сообщения ТАСС: "Завизируйте". Завизировал.

Ночь-то мы почти не спали, на креслах кое-как, и с утра в напряженке незаметно все прошло, а тут дана команда: работа завершена — можно идти отдыхать. Правда, оговорка: тем, кто улетает в Куйбышев на заседание Госкомиссии, быть во столько-то на аэродроме. Я оказался в их числе. Но решил домой сходить, чтобы прихватить кое-какие вещи.

И вот иду по бульвару от Генштаба. Утро. Тишина. Люди тянутся на работу. Кто-то жжет старую листву на бульваре. Никаких признаков того, что произошло и о чем я уже знаю. Иду, а при этом все думаю: ну когда, когда они скажут?! Я же визировал!

Только ступил на улицу Горького, так совпало, — вдруг все репродукторы на фонарных столбах голосом Левитана: "Человек в космическом пространстве!" И дальше — сообщение ТАСС.

Что тут началось! Что творилось! Троллейбусы останавливаются, народ вываливает на улицу — и бегом вниз, на Красную площадь. Я тоже с ними увлекся туда. Но потом спохватываюсь: мне ведь надо собраться и успеть на аэродром.

— В тот же день улетели в Куйбышев?

— Да. И там на заседании Госкомиссии слушал доклад Гагарина, который уже был доставлен с места посадки под Саратовом. Как четко сделал Юра тот доклад! Помню, Королев не удержался и спрашивает его: "Юрий Алексеевич, ну а как Земля-то выглядит?" А Юра, весь вдохновленный такой, говорит: "Голубая! Круглая. Ма-а-а-ленькая. Беречь ее надо". И в глазах даже печаль какая-то промелькнула.

Когда я первый раз потом был в космосе, вспоминал его слова. И тоже такое чувство — защемило как-то при взгляде на Землю.

Да, вот и вышел человек в неизведанное космическое пространство. Много лет спустя американский астронавт Нил Армстронг напишет в Книге памяти, которая есть в музее Юрия Гагарина в Звездном городке: "Он всех нас позвал в космос". Всех — значит, все человечество! Один виток, но какой... Первый, ответственнейший! В этом — неоценимая заслуга Юрия Гагарина.

— И тех, кто готовил его полет. А скажите, Виталий Иванович, было у вас чувство гордости за родную страну, которая первой в мире осуществила столь великое дело?

— Было! Именно это чувство сразу возникло у меня тогда. И первая ассоциация — с Днем Победы. Мне было десять лет, но я его прекрасно помню. Как в тот светлый день мая 1945-го народ весь ликовал, именно такое ликование народа, от души, было и 12 апреля 1961-го. И я невольно подумал: за жизнь свою, еще короткую, стал свидетелем двух таких великих триумфальных событий, которые прославят нашу Родину навсегда.

Беседу вел Виктор КОЖЕМЯКО.