The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Я.Пустовой4
вернёмся в библиотеку?

Сегодня (Киев), №92
24.4.2004
УКРАИНСКИХ КОСМОНАВТОВ СТАНЕТ ВДВОЕ БОЛЬШЕ.
Ярослав Пустовой, обойдя 200 претендентов, принят в экипаж "Канадской стрелы"

За 43 года — с того дня, как первый человек полетел в космос, — там побывали около 500 космонавтов. В их числе и представитель независимой Украины. Скоро количество наших соотечественников, побывавших в космосе, увеличиться вдвое — космонавт Ярослав Пустовой готовится к полету в рамках международной программы "Канадская стрела".

Космонавт, в моем понимании, — это человек, которому открыты неведомые нам, простым смертным, тайны. Эдакий суровый супермен. Но, при появлении Ярослава Пустового, все мои стереотипы разбились в пух и прах. Симпатичный высокий мужчина с доброй, открытой улыбкой. Единственное, что выделяло его, так это футболка с логотипами "НАСА" и именем Ярко, так его называли в Хьюстоне, где он был в качестве дублера Леонида Каденюка. Тогда ему так и не довелось полететь.

— Ярослав Игоревич, что это за программа "Канадская стрела" и как вы туда попали?

— В 1996 году американцами был учрежден приз "X-prize" в размере 10 миллионов долларов. А достанется он той компании, которая за свои деньги разработает трехместный космический корабль многоразового использования и запустит его два раза с разрывом в две недели. Причем дается полная свобода выбора: конструируйте такой корабль, какой вам нравиться. Этим конкурсом заинтересовались 27 команд из США, Великобритании, России, Израиля, Аргентины и Румынии. Канадцы тоже решили попробовать и назвали свой проект и будущий корабль "Канадская стрела". Я подал заявку, резюме и вот из 200 претендентов отобрали меня и еще пятерых астронавтов из США и Канады. Кстати, название у проекта очень подходящее, ведь корабль должен быть суборбитальным.

— А что это значит?

— Есть орбитальные корабли — это все спутники и станции, которые двигаются по орбите. А старт суборбитального — это как бы выстрел космической стрелы с земли на 100 километров вверх. Выше пока нельзя, так как для этого нужно двигаться на первой космической скорости — 8 км/сек. Он летит так долго, насколько позволяет мощность двигателя, и достигает самой высокой точки, а потом в свободном падении возвращается. Поскольку скорости большой нет, то корабль меньше обгорает в плотных слоях атмосферы. Его полет очень напоминает полет стрелы.

— На каком этапе находиться строительство звездолета и в чем его изюминка?

— За основу взята ракета "Фау-2" немецкого ученого Вернена фон Брауна. Она использовалась во времена Второй мировой войны. Вообще, эта ракета — прародительница всех сегодняшних космических кораблей. Еще советские конструкторы создали точную копию "Фау-2" — ракету "Р-1". Гагарин полетел в космос на усовершенствованной "Р-2", на которой сделано около 3 тысяч удачных полетов. Это огромное достижение. Для "Канадской стрелы" уже создан двигатель весом 25 тонн. Представьте, какая громадина, если обычный грузовик весит около 3-х тонн. Двигатель хороший, сильный и даст нам при взлете необходимое ускорение. Так что первая и основная ступень корабля уже готова.

— Когда планируется старт?

— Программа "X-prize" рассчитана на год. Правда, если никто не полетит, то награждение будет отложено до тех пор, пока кто-нибудь не справиться с заданием. Если все будет хорошо, то еще до конца этого года "Канадская стрела" стартует.

— Сколько времени займет ваш суборбитальный полет?

— Всего 15 минут! В самом космосе космонавты будут находиться 3 минуты, все остальное время занимают старт и приземление. Не думайте, что это мало. Ведь на Земле нельзя в точности воспроизвести ощущения во время невесомости, а тут целых 3 минуты.

— Неужели все это только ради 10 миллионов "зелененьких"?

— Нет, деньги в этом проекте не главное. Если корабли смогут летать не один, а много раз, то это станет огромным шагом вперед в так называемом "космическом туризме", хоть я и не люблю этого выражения. Ведь человек, заплативший за полет, готовится, как и все, его нельзя назвать просто туристом — это полноправный член команды, космонавт. В суборбитальном корабле сможет полететь три человека — два профессиональных космонавта и "турист".

— В "Канадской стреле" участвует шесть космонавтов, а для приза надо слетать два полета. Значит, разделитесь на тройки?

— Нет, на двойки. Корабль может вместить трех человек, но полететь могут и двое. Мы как бы исследователи этого нового вида "туризма". Даже если мы и не выиграем приз, то экспериментальные полеты будут продолжаться. Так что мои шансы увидеть Землю из космоса очень высоки.

— Не страшно?

— Думаю, что выдержу. Ведь все аварийные ситуации отработанны до автоматизма. От страха спасают знания. Тем более на "Канадской стреле" есть система аварийного спасения — "мачта" с двигателями. Это вторая ступень ракеты, первая — основной двигатель. В случае малейшей опасности "мачта" сбрасывает первую ступень и отлетает на безопасное расстояние, потом спокойно приземляется. Причем ее действиями может руководить и человек, и автомат-компьютер. Так что безопасность на высшем уровне! Какой страх, если это первый полет! Никогда не забуду свой первый полет на самолете. Это было в Америке. Я летел сам без инструктора, надеясь только на свои знания. Я не боялся. Я думал. Мой полет длился всего пару минут: сделал один круг над базой, но это ведь был первый самостоятельный полет на самолете. А тут на космическом корабле! Да еще целых 15 минут! Страха быть не может!

— Ярослав Игоревич, вы уже познакомились с коллегами по команде?

— Да, с тех пор как меня отобрали, я очень часто бываю в Канаде. В команде четыре канадца и один американец. Все они хорошие ребята и настоящие профессионалы. Правда, в космосе до этого никто из них не был. Но работаем очень дружно. У каждого есть свое дело. Если Леонид Каденюк изучал реакцию растений в невесомости, то я еще не знаю, какой эксперимент мне вверят как исследователю.

— Кстати, трудно ли космонавту жить в ожидании полета: вы соблюдаете диеты, не пьете, не курите, по часам спите?

— Еще со времен Советского Союза у всех выработался стереотип, что космонавт — это суперздоровый человек. Тогда еще космическая медицина не была столь развита, поэтому действительно посылали в космос самых здоровых. Сейчас все намного проще. Для каждой космической профессии свои рамки здоровья: для пилота — одни, для исследователя — другие. Правда, в Америке очень большое внимание уделяют зубам. Если у астронавта растет зуб мудрости — удаляют. Если плохо стоит пломба — тоже удаляют. Если человек находится в космосе не один месяц, а тут вдруг начнется зубная боль — никто не поможет. Или же придется остановить проект, а это очень дорого. Что касается меня, то особых диет я не соблюдаю, пью кофе, чай. Правда, не курю, но не потому, что космонавт, а потому что просто не курю. И пью только по праздникам.

— Что возьмете с собой в космос?

— Пока еще не знаю, какой вес будет допущен. Но обязательно что-нибудь возьму на память.

— Как ваша жена относиться к вашей профессии?

— Она поддерживает меня во всем.

— Привезете ей что-нибудь из космоса?

— Кусочка Луны не обещаю, но обязательно сделаю сюрприз. Какой — не скажу! Она же статью прочитает и все узнает. Какой же это будет сюрприз?

— У вас есть девиз жизни?

— Per aspera ad astra! Через тернии — к звездам. Или просто: к звездам!

Анна ИВАНИЦКАЯ для "Сегодня"

Тогда уж около 400 (точнее — 433) — Хл.
Гагарин летал на Р-7, которая не является усовершенствованной ни "ФАУ", ни Р-1, ни Р-2 — Хл.
Представить это действительно трудно. Космонавт перепутал тягу и вес двигателя? — Хл.