The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Интервью с Мариной Попович2
вернёмся в библиотеку?

Якутск вечерний (Якутск), №11
18.3.2005

ЛЕТЧИК, КАК ПИАНИСТ, ДОЛЖЕН ИГРАТЬ И ГАММЫ, И ШЕДЕВРЫ.

Легендарная летчица-испытатель. Генерал ВВС. Герой Социалистического Труда. Кавалер многих орденов и медалей. Первая женщина-инструктор полетов. За обаятельной улыбкой и женственной внешностью — стальные нервы и железная воля. И это понятно: испытания, по жесткости способные сравниться с нацистскими пытками, которые приходилось выдерживать первым советским космонавтам, ломали самых крепких. Не выдерживали и уходили с травмами и нервным тиком десятки спортсменов, штангистов, летчиков... Она не сломалась.

И все же в космос ее не взяли. Но раз не позвали звезды, она выбрала небо.

Марину Попович, знаменитую женщину-летчика, знал весь Советский Союз. Она прилетела в Якутск на 80-летний юбилей съезда трудящихся женщин. Сегодня легендарная летчица в гостях у "ЯВ".

С ИСПЫТАНИЙ МЫ УХОДИЛИ БОЛЬНЫМИ

— Почему вы все-таки не полетели в космос?

— Потому что дочь у меня была маленькая. Приходят ко мне и говорят напрямик: "У вас маленькая дочь, и мы вас не возьмем". Я объявила голодовку. Тогда комиссия пошла на попятную: вот муж слетает, тогда и полетите.

— А не обидно сейчас? Терешкова полетела, и теперь ее знает весь мир. А ведь на ее месте могла быть Марина Попович.

— Да нет. Конечно, полеты в космос — это интересно! Но эти люди слетают раз-другой, а все остальное время — подготовка и подготовка. Зато я каждый день за штурвалом летала.

— А ваш муж? Он ведь был в одной группе с Гагариным, почему он не стал первым космонавтом?

— Решили, что полететь должен русский. Мы с Гагариным земляки, оба из Смоленской области. До полета никто и не догадывался, что у него такая обаятельная улыбка. Парень как парень. Он, как и многие космонавты, был очень низкого роста, 160 см примерно. Самым высоким был Попович — больше 170. Кабины тесные, поэтому космонавты подбирались из числа "невысокликов".

— Хитрить при прохождении комиссии приходилось?

— Когда мне было два с половиной года, Смоленск попал в оккупацию. И когда я поступала в летчики, умные люди посоветовали: не пиши в анкете, что в оккупации была. Я рискнула и не написала. Юрий Гагарин тоже. Кто знает, что было бы, если бы я честно заполнила анкету...

— Много ли женщин сейчас в космонавтике?

— Долгое время женщин вообще не хотели пускать в космос. Но Терешкова все-таки полетела. И не выполнила полетного задания! После нее женщины лет двадцать не летали. Пять лет назад полетела Елена Кондакова. Очень сильная женщина. Она отправилась в космос через два года после родов, все испытания прошла на "отлично".

"Я СТАЛА ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЛЕТЧИЦЕЙ, ПРЕОДОЛЕВШЕЙ ЗВУКОВОЙ БАРЬЕР"

— Что самое тяжелое в профессии летчика-испытателя?

— Тяжелее всего страшные перегрузки. Давление на сложных этапах полета — за 220, пульс — 157-160, температура тела повышается до 38,9 градуса. Как будто хорошим гриппом переболеешь, пока приземлишься. Поэтому и пенсионный возраст у пилотов — 45 лет. Часто требуется неженская сила. При отказе двигателя на "Антее" усилия по крену — 45 килограммов, по педали — 100 килограммов. Сейчас все управление стало автоматическим. Самолет может хоть вообще без пилотов взлететь, пройти весь маршрут и сесть. Но взлет и посадку принято все-таки на автомате не проходить. Летчик, как пианист, должен не только гаммы уметь играть. Иначе ведь и летать можно разучиться.

— И сколько вы отлетали?

— 35 лет. На испытательной работе двадцать лет. Испытывала в основном самолеты-истребители. Мне первой из всех русских женщин-летчиц довелось преодолеть звуковой барьер (скорость самолета — 1200 километров). От сверхзвукового самолета сильный шум, поэтому нам запрещали летать ниже двенадцати тысяч метров — в домах на земле вылетали стекла. Как-то в Тушино на испытаниях пришлось снизиться до десяти километров. В ближайших домах повылетали все стекла.

— Испытывать новые самолеты — нужно быть совсем, как сейчас говорят, безбашенным человеком. Поэтому вокруг летчиков-испытателей есть такой ореол романтичности. И в то же время каких-то реальных фактов мы знаем немного...

— Есть вещи просто страшные. Бывает, что на испытаниях гибнут люди. В течение нескольких секунд самолет просто разваливается в воздухе, это называется "флаттер". После такого выживают единицы. Вот, например, летчику Анохину повезло.

Создание воздушного судна нового типа стоит очень-очень дорого. "Антей", который мне пришлось испытывать, стоит столько золота, сколько весит — 240 тонн. Первый полет сразу дает кучу ответов на все вопросы. Взлет экспериментального образца сродни большому празднику.

После первого полета начинаются серьезные испытания, например, заход в "штопор". Это рискованный полет. Высаживают весь экипаж, оставляя на борту двух человек. Кроме обычной эксплутационной скорости полета, проводят пробы на экстренное снижение, необходимое, чтобы предотвратить гибель людей в случае аварии, на прочность. Для таких полетов обычно выбирают пустыри, пространство над озером.

А ПОЧЕМУ У ВАС ТАКАЯ СТАРАЯ СТЮАРДЕССА?

— А комичные случаи бывали?

— Естественно! Столько историй у меня с работой связано. Вот однажды испытываем в Таллинне самолет Ан-12. На борту человек двадцать. Заходим на посадку. А в это время по связи так называемый "режим молчания" — никто не говорит, кроме командира. Ну, я запрашиваю курс, погоду. Они не отвечают. Я еще раз запрашиваю, уже таким железным командирским голосом. Они сообразили, ну раз спрашивает, значит, так надо. В общем, они подумали — стюардесса. А потом на летном поле увидели меня среди экипажа и говорят: а что это у вас стюардесса такая старая? Ну, я им ответила тогда! Стюардесса? ! Да еще и старая? !

Еще одна история у меня была. Летим, стекло оледенело. Я приказываю механику: "Спирт на лобовое стекло". А когда пускаешь спирт, стекло очищается, но спирта, конечно, тратится порядочно. За один раз примерно пол-литра. Я смотрю — винты оледенели, говорю: "Спирт на винты". Помощник говорит: "Да чтоб у меня руки и ноги отвалились. Спирт на винты изводить! Ни за что! " За секунду выливается литр — отказался категорически.

РЕКОРДЫ СТАВЯТ, КОГДА НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ

— У вас масса наград, всех и не перечислишь, какие самые последние?

— В этом году мне дали орден Александра Невского. Эту боевую награду давали всего 52 раза. А еще на 8 Марта мне подарили... Угадайте, что?..

— Наверное, шлем...

— Верно. Коллеги-летчики подарили мне современный защитный шлем. Это настоящее произведение искусства. Я поставила его на косметический столик и любуюсь.

— А еще у вас в биографии 101 рекорд. Многие не побиты до сих пор. Неужели не было страшно?

— Не знаю. После войны потребовались новые типы самолетов. Создали Ан-2 — маленький самолет для нужд сельского хозяйства. Ну, на нем гусей перевозили. Эдакая первая послевоенная "ласточка". И что вы думаете? Это самолет-долгожитель! Я поставила на нем рекорд — поднялась на высоту 12 тысяч метров. Пока мой рекорд не побит!

— Не было желания завязать с неспокойной жизнью?

— Однажды врачи у меня обнаружили инфаркт. Я вот о нем не знала, а они нашли. Я пришла к врачу и говорю: "Я летчик-испытатель, у меня железное здоровье. Если вы мне сейчас этот диагноз не снимете, я заявлю, что вам дали указание мне его поставить". Врач пообещал разобраться. Все-таки мне сняли диагноз. После этого я летала еще пять лет. Именно тогда установила 70 рекордов. Летала по принципу "Терять мне нечего!" Попович не выдержал, ушел от меня. Начальник АКБ Антонов говорил мне перед полетами: "Главное — вернись живой".

— Вы суеверный человек? Ежедневный риск заставил поверить в какие-то высшие силы?

— Я никогда не была атеисткой. Хотя я и не хожу в церковь, в душе у меня есть Бог. А что касается суеверий, то я очень трепетно к ним отношусь. Если забуду шлемофон, никогда не вернусь. Однажды я собралась лететь и обнаружила, что у меня оторвался рукав. Я эту форму не надела, хоть и очень хотелось... Однажды у нас смешной случай был. Собрались выруливать на взлет, а рулежную дорожку перебежала черная кошка. Я тут же старт остановила и заставила весь экипаж поворачивать шлемофоны на голове. Мне уже по рации кричат: "Что там у вас? " Я отвечаю: "Сейчас, взлетаем". Это ребята из авиаполка надо мной подшутили.

ЯКУТИЯ ЖДЕТ СВОИХ ГЕРОЕВ

— Сейчас вы много пишете и даже привезли в Якутск новую книгу про НЛО.

— Да, я материал для нее собирала пятнадцать лет! В книге собраны не только факты и свидетельства очевидцев, но и масса технических статей. За книгу "НЛО над планетой Земля" получила премию Ломоносова.

— Вы верите в инопланетян?

— Я — очевидец. Но распространяться не буду. Все изложено в моих книгах.

— Если забыть про космос, вы успели реализовать все свои мечты?

— Знаете, у меня всегда была мечта побывать на Севере. Я даже деньги копила. Вот, думала, подкопила, скоро поеду. А тут — дефолт. И на эти деньги я купила две банки "Pepsi" и одно мороженое. Хорошо, что сейчас меня пригласили! Я привезла к вам массу разработок. У вас очень много здоровых людей, поэтому тесты надо начинать проводить с детского возраста. Давайте, дерзайте! Можете быть уверены, у вас теперь в звездном городке есть свой человек. А значит, полет космонавта из Якутии вполне реален!

* * *

ГЕСТАПО И НЕ СНИЛОСЬ

— Есть в программе испытания на собранность: нужно решить задачу в условиях дикого шумового и светового стресса. Некоторые падали в обморок, у некоторых испытуемых эпилепсия обнаруживалась.

А есть еще "гестаповская пытка". Закрепляют тебя на столе, на все тело крепят датчики и постепенно опускают стол под углом в 90 градусов. Так и висишь определенное время.

И самое страшное — это параллельные качели Хилла. Где земля, где небо, различать перестаешь. Тут уж отсеивалась половина. В "центрифуге" твой вес увеличивается в девять раз!

Многие "ломались" в сурдокамере. В ней нужно было провести семь дней. Хотя американцы заявляли, что человек может выдержать максимум три дня. Нет часов, нет света. Никакой информации, слышно, как кровь бежит по венам. И нужно не просто отсидеть определенное время, а решить серию заданий. Первые сутки я спала, а на вторые начала решать задачи. На третьи сутки начала плакать, но, вспомнив, как били немцы во время войны, взяла себя в руки. Сорок дней проходила комиссию. Вернулась в Москву, еду в трамвае и думаю: как хорошо, как приятны эти толкотня, шум, гам...

Беседовала Татьяна БРИЗ