The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Интервью с Леоновым3
вернёмся в библиотеку?

Аргументы и факты №11, 16.3.2005
ТРЕТЬЯ ДВЕРЬ ВО ВСЕЛЕННУЮ.

40 лет назад А. Леонов первым распахнул дверь в открытый космос

Первая дверь во Вселенную — это первый искусственный спутник Земли. Вторая — полет человека в космос. Третья дверь — это выход в открытое космическое пространство. Об этой последней двери рассказывает Алексей ЛЕОНОВ.

В НОЧЬ перед стартом Павел Беляев, мой космический командир, уступил мне кровать, на которой перед стартом спал Гагарин: "Ложись, — говорит, — на Юрину кровать. Раз ты будешь первым выходить в открытый космос, то и идти ты должен по пути первого".

"Никогда еще не испытывал я такого напряжения от встречи с Неизвестностью"

ПЕРЕД полетом не было никакого страха, хотя за три дня до старта Королев и академик Келдыш пришли к нам в гостиницу и рассказали, что взорвался космический корабль-разведчик. Копия того, на котором собирались лететь мы. Мы с Пашей в один голос заявили: "Сергей Павлович, корабль готов, программу мы знаем, проработали порядка 3000 аварийных ситуаций". Королев сказал: "В полете надо быть готовым к 3001-й". Как в воду глядел!

Сразу после выведения на орбиту, уже на первом витке, мы начали готовиться к выходу. Над Камчаткой раскрылась шлюзовая камера, специальный переход из корабля в космос. Паша начал создавать в ней давление, равное давлению воздуха в кабине. Потом помог мне надеть ранец с автономной системой. Проверив герметичность шлюза, скафандра и работу ранца, я проник в шлюзовую камеру.

Где-то над Индонезией стал открываться главный люк. Никогда еще не испытывал я такого напряжения от встречи с Неизвестностью.

Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр.

Над Антарктидой люк открылся полностью. В последний раз проверил я свое снаряжение. Над Черным морем в наушниках прозвучало: "Алмазы", я — "Заря"! Мы вас видим. Можете начинать выход! Паша скомандовал "Пошел!", и через секунду я вышел. Нет, не вышел, а вылетел, как пробка! Взявшись за поручни, очутился снаружи. Я летел над Землей сам, без корабля, со скоростью более 28 000 километров в час! Осмотрелся. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая..."

Я раскрутил весь фал — шланг, соединявший меня с кораблем нитями жизнеобеспечения. Сняв с камеры заглушку, отбросил. Потом, конечно, жалел: такой сувенир! Камера включена. Голос Паши командует: "Начинай работать!" Отталкиваюсь и плавно отрываюсь от корабля. Все! Я один на один со Вселенной! Передо мной огромный корабль, гигантские серебристые антенны. Надо фотографировать, но сколько ни пытаюсь захватить манипулятор включения камеры — безуспешно. Поэтому фото нет. Только киносъемка со стороны корабля. Однако на заснятом на кинопленку моем шлеме есть отражение нашего "Восхода".

...Стал смелее. Оттолкнувшись раз, оттолкнулся от шлюза и во второй, и в третий, пытаясь все-таки ухватить манипулятор фотоаппарата. И тут меня завращало так, что сам я остановиться уже не мог. Ухватиться не за что. Спасло то, что фал, закрутившись до предела, остановился. После этого я осторожненько начал подтягиваться к кораблю. Удалился я от него метров на пять. И вдруг понял, что с моим скафандром произошло что-то нехорошее. Перчатки, сапоги да и весь мой космический костюм раздулись настолько, что я оказался внутри него "во взвешенном состоянии". То есть я вовсю шевелил пальцами, но соответствующие окончания перчаток еле двигались. Меня прошиб пот: "Могут быть проблемы с возвращением: такой толстый я в люк не влезу... Что делать?" И тут Паша дает команду: "Леша, заканчивай!" Начинаю собирать фал и понимаю, что перчатками я его не держу. Кончики, где должны быть фаланги пальцев, загибаются. Случившееся со скафандром лишило меня подвижности. Но мне все-таки удалось собрать фал и вернуться к кораблю. Как и полагалось, начал входить в шлюз вперед ногами. Сколько ни пытался, ничего не получается — не пролезаю!

Если, думаю, так долго буду входить вперед ногами, могу и вправду стать покойником: воздуха-то осталось на полчаса.

До входа в тень Земли 5 минут. После чего чуть ли не на час — кромешная тьма.

Давление в скафандре, не советуясь, сбрасываю с 0,45 до 0,27 атмосферы. И все сразу становится на место. Наступает облегчение. После такого самовольного изменения инструкции решил и возвращаться на свой лад, т. е. головой вперед. Ухватился за поручни и через люк с трудом втянул свое тело в шлюз.

Но сесть в кресло спускаемого аппарата можно было, войдя в корабль только ногами вперед. Для этого требовалось в шлюзе развернуться. И еще: нужно было находиться головой к внешнему люку и следить, чтобы ничего не попало туда при закрытии.

"Я промок до нитки. Ноги в скафандре хлюпали, потому что пота было по колено"

НЕ ЗНАЮ, как мне удалось развернуться при высоте скафандра метр девяносто и диаметре шлюза метр двадцать. До сих пор кажется, что я в жизни не делал ничего более невозможного. Температура тела поднялась смертельно! Не хватало воздуха. Спас тренированный организм. После этого, счастливый, я лежал и смотрел, как плавно закрывается люк. Лежал и не верил, что смог сложиться пополам в скафандре.

Люк закрылся. Паша начал подачу воздуха в шлюзовую камеру. Выровняв давление в шлюзе и в корабле, он открыл люк, ведущий в кабину. Когда я сел на место, он похлопал меня по плечу и сказал: "Ну, Леха, даешь! Молодец. Молодец!"

После случившегося мои глаза выедал пот. Поэтому, оказавшись в корабле, не дожидаясь, когда закроется внутренний переходной люк, я разгерметизировал шлем и стал перчатками протирать глаза. Конечно, перед полетом ученые старались предусмотреть любые мелочи. Но средств от обильного потоотделения тогда еще не было. А это не такая смешная проблема, как кажется. Эта проблема привела к тому, что за сутки полета я потерял около 6 литров жидкости. Я промок до нитки. Ноги в скафандре хлюпали, потому что пота было по колено.

Закрыв переходной люк, мы произвели отстрел шлюзовой камеры. Предстоял спуск. И тут началось... Переходной люк не сел на место. В образовавшуюся микрощель наружу начал "травить" воздух.

Потом отказали автоматические системы ориентации корабля, и все пришлось делать вручную. По инструкции мы должны были включить тормозной двигатель, находясь в креслах, пристегнутые ремнями. Но, выглядывая в иллюминатор при ручном спуске, этого мы сделать не могли. И только включив двигатель, стали занимать свои места. Это было очень рискованно — перемещение таких масс внутри корабля вело к дестабилизации и даже к срыву во вращение... Разговоры о том, что наши перемещения в корабле в процессе работы тормозного двигателя повлияли на точность посадки, считаю несоответствующими тому, что было. На этом наши беды не кончились. При спуске в положенное время не отстрелился приборный отсек. На наше счастье, стальные полосы, соединявшие спускаемый аппарат с приборным отсеком, сгорели в плотных слоях атмосферы.

Приземлились мы в такую глухую тайгу, что, если бы нас искали чуть дольше, мы бы точно закончили жизнь в желудках бродившей вокруг волчьей стаи.

Мороз разыгрался, аж деревья трещали. А у меня в скафандре воды по колено. Пришлось раздеваться догола, выливать воду из сапог и выжимать белье.

Нашли нас на вторые сутки. Эвакуироваться из непроходимых снегов пришлось своим ходом: 9 км на лыжах до вырубленной на скорую руку в мелколесье вертолетной площадки. Зато потом нас встречали по-царски. И красная ковровая дорожка была!

Фото:

— Картина А. Леонова "В свободном плавании". 1965 г.

— Москва встречает героев. 25 марта 1965 г.

Записал Николай ДОБРЮХА