The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Лазуткин
вернёмся в библиотеку?
Красноярский рабочий (Красноярск), №178
2.12.2003

Таких и берут в космонавты.

Реакция у него хорошая. Язык легкий. Остроумен. Одним словом, космонавт. Да еще и Герой России. А именно - Александр Лазуткин. В Красноярске уже не в первый раз. Нынче приезжал с докладом на Решетневские чтения в Сибирский государственный аэрокосмический университет.

Как Ельцин в должниках остался

- Александр Иванович, у вас какой диплом?

- Синий.

- Хороший ответ. А специальность какая, по синему диплому?

- Системы жизнеобеспечения космических кораблей. Я заканчивал космический факультет Московского авиационного института.

- То есть вы не "военный" космонавт?

- Нет, я человек гражданский. Работал и продолжаю работать в ракетно-космической корпорации "Энергия". Но космонавт я действующий.

- А в Красноярск, на Решетневские чтения вас что привело - "общественная нагрузка" от Федерации космонавтики России?

- Да нет, просто я в Красноярске знаю людей, и люди меня знают. И плюс ко всему имею некоторое отношение к подрастающему поколению. Есть такое всероссийское молодежное аэрокосмическое общество "Союз". Так вот я в нем вице-президент.

- А тема вашего доклада на научной конференции в СибГАУ - "Современное состояние и перспективы развития космонавтики" - опять же спецификой вашей работы определяется?

- Ну а о чем еще может рассказать космонавт? О том, какое состояние у отечественной космонавтики сейчас, и что интересного будет в ближайшее время.

- И в каком же состоянии находится наша космонавтика, особенно на фоне развитых стран?

- С одной стороны, состояние это тяжелое, потому что деньги не платят.

- Что, даже вам, космонавтам, не платят?

- Космонавтике не платят, нам-то зарплату выдают. Причем вот сколько я в отряде космонавтов нахожусь, а это уже больше 10 лет, так все время одно и то же: запланировано столько-то средств, а выделено значительно меньше.

В 1998 году была встреча с президентом Ельциным, сидели с ним за овальным столом несколько космонавтов и генералитет от космоса. Мол, Борис Николаевич, вы же обещали выделить такую-то сумму денег на космонавтику, а выделили только половину. И, тем не менее, говорим мы ему, программа выполнена, сколько запусков намечали, столько и сделали. И все же когда будут обещанные деньги?

Ельцин посмотрел на молоденького премьер-министра Кириенко и говорит: "Сергей Владиленович, понимаете ли, я не люблю быть должником..." Кириенко что-то себе в блокнот записал и сказал: "Мы разберемся". И мы все вышли после встречи с настроением, что деньги наконец-то выделят. Но так в итоге и не выделили. И тем не менее старты не прекратились. Все наши организации, связанные с космосом, научились как-то выживать, зарабатывать, стали проводить коммерческие пуски. Хотя, конечно, не от хорошей жизни мы начали запускать туристов в космос.

Турполет на орбиту

- Американцы локти не кусают, глядя, как наши на космическом туризме зарабатывают?

- Здесь ситуация интересная. Американцы сами очень хотят запускать туристов. Но им это официально запрещено американскими же законами. НАСА - это государственная организация, и заниматься коммерцией ей нельзя.

- А что, разве наш "Росавиакосмос" - не государственная структура?

- Но мы - российская организация и не подчиняемся американским законам. Когда начали строить Международную космическую станцию (МКС), американцы сразу заявили: никакой коммерции, никакой рекламы. И всем запретили этим заниматься. Кроме России. Американцы, по сути, сдались под нашим натиском. Они поняли, что если нам еще и коммерческими запусками не заниматься, то мы тогда вообще не сможем участвовать в программе строительства МКС. Так вот, это все - плохая сторона нынешней жизни нашей космонавтики.

А хорошая, состоит в том, что все продолжается. Техника наша, которая была сделана в предыдущие годы, и сейчас лучшая в мире, нигде больше такой нет. У нас лучшие носители. Мы можем выводить в космос грузы любого веса. Разве что американцы еще имеют такой же парк носителей. И больше никто. Мы сделали самую мощную ракету-носитель в мире - "Энергия". Мы сделали "Буран", который был аналогом американского "Шаттла".

Мал "Союз", да безопасен

- Правда, судьба "Бурана" незавидна...

- Как, впрочем, и судьба "Энергии". Очень жаль. Я вспоминаю, как в самом начале создания МКС у нас с американцами была совместная встреча с журналистами в Германии. Американец представляет план-график строительства и говорит: "Для того чтобы построить такую большую станцию, весом более 500 тонн, нужно осуществить порядка 80 пусков "Шаттлов", где-то около 40 пусков "Протонов". То есть огромное количество пусков. Журналисты спрашивают: а почему так много? А американцы им в ответ: потому что нет таких носителей, чтобы эти 500 с лишним тонн груза быстро доставить на орбиту. И нам при этих словах стало обидно, потому что у нас такой носитель был. Это ракета "Энергия", которая могла выводить в космос до 150 тонн груза. То есть 5-6 пусков "Энергии", и МКС была бы построена.

- Как выглядят в сравнении наш "Союз", в котором экипажи доставляются на орбиту, и американский "челнок"?

- Наши маленькие "Союзы", конечно, менее комфортабельны, чем "Шаттлы". В них всего три человека могут разместиться. А в "Шаттле" сидишь в хорошем кресле, вокруг - простор. Но зато когда ты стартуешь в "Союзе", то уверен, что выживешь. Где бы ни случилось несчастье, даже если ракета-носитель будет взрываться на стартовом столе, "Союз" тебя спасет. У американцев же есть период времени на старте, когда они молятся Богу, чтобы ничего не случилось. А мы понимаем, что пусть на такой маленькой своей "посудине", как "Союз", но зато гарантированно долетим до станции.

20 миллионов долларов за мечту детства

- Как вообще космонавты относятся к туристам на орбите? Как к неизбежному злу?

- Возить туристов мы будем, потому что это приличные деньги. И упускать их было бы глупо. К тому же сейчас и американцы переделывают свои законы, чтобы тоже начать возить туристов.

- Кстати, сколько стоит это удовольствие?

- Это не секрет - 20 миллионов долларов. Если, конечно, человек признается годным к полету.

- А что это за люди, готовые выложить столь круглую "денежку" за полет в космос?

- Это необычные люди, на них интересно смотреть. Ведь одно дело, когда человек изначально хотел стать космонавтом или астронавтом и всю жизнь к этому готовился. И другое дело, когда у человека были совсем иные цели в жизни, но где-то в душе жила мечта. Вот тот же Тито полетел, когда ему уже за 60 было. Он говорит, с детства мечтал увидеть Землю из космоса, помню, мол, еще полет Гагарина... И вдруг ему представилась такая возможность.

- Скоро ли наши, российские туристы полетят - "нефтяные", "газовые" или "никелевые"?

- Вообще-то уже есть такие люди в России, которые имеют и возможность, и желание полететь.

Нажми на кнопку - получишь результат

- Периодически становится известно о том, что во время работы на орбите или при возвращении экипажа на Землю события развивались не в штатном режиме, что не помогала даже так называемая "защита от дурака", что космонавты, к примеру, нажимали не ту кнопку... Пресловутый человеческий фактор срабатывает?

- Во-первых, это было всегда. И это как раз то, что мы называем человеческим фактором. Техника сложная, а работать безукоризненно не может даже автомат, а уж человек тем более. А то, что происходит в последнее время... Раньше об этом просто не сообщали. Ведь не секрет, что в прежние годы все наши полеты (да и у американцев тоже) завершались тем, что "сверху" официально сообщалось: все нормально, все задачи выполнены. А на самом деле нередко далеко не все задачи выполнялись. Например, Береговой не смог состыковаться со станцией, ну не смог. Но мы об этом узнали только спустя много-много лет. А он прилетел тогда, официальная реакция: герой, задача полета выполнена. И таких историй много.

Сейчас вообще ситуация такая, что уже не скроешь, например, факт нестыковки, что кто-то не на ту кнопку нажал... А уже дальше свой отпечаток накладывает политика. Один и тот же факт можно обыгрывать как угодно. Допустим, когда у нас "грузовик" врезался в станцию "Мир", это тоже был человеческий фактор. А с другой стороны, это была естественная ошибка. И эту историю стали в своих интересах обыгрывать американцы. Мол, российская техника ненадежна и для строительства МКС не годна. Поэтому, дескать, давайте закроем российской технике дорогу в космос и будем развивать только технику американскую.

Умнеем с каждым годом

- А что такое естественная ошибка?

- Дело вот в чем. В той нештатной ситуации, когда "грузовик" столкнулся со станцией "Мир", впервые нужно было опробовать дистанционное управление кораблем. Он шел с большого расстояния, и им управлял не автомат с Земли, а человек со станции, который должен был подвести корабль и пристыковать его к "Миру". Когда на Земле готовились к этой операции, то рассматривали, естественно, самые разные варианты. И в итоге выбрали, как тогда казалось, лучший вариант действий, по которому и готовили экипаж. А на деле оказалось, что процесс пошел по другому пути. И экипаж ни при чем. Люди не виноваты. Они рассчитали тысячу возможных вариантов, а на практике выпал тысяча первый. А уже после того случая инструкции стали учитывать и подобное непредсказуемое стечение обстоятельств. Так что мы становимся умнее с каждым годом.

Юрий ЧУВАШЕВ