The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Тайны открытого возраста
вернёмся в библиотеку?
Московский комсомолец (Москва), №56
17.3.2005

ТАЙНЫ ОТКРЫТОГО ВОЗРАСТА.

Алексей Леонов едва не задохнулся в скафандре еще на Земле

— Мы ничего не можем тебе сказать. Лети, потом сам все нам расскажешь... — так напутствовал перед выходом в открытый космос Алексея Леонова главный конструктор ОКБ-1 Сергей Королев.

Чтобы вновь оказаться первыми, мы рисковали не меньше, чем при запуске Гагарина. 18 марта исполняется ровно 40 лет со дня, когда человек впервые один на один оказался с космической бездной. О том, какой ценой досталась эта победа, корреспонденту "МК" рассказал Григорий Халов — один из немногих оставшихся в живых специалистов, готовивших исторический полет.

Сегодня Григорию Григорьевичу — 78 лет, но, несмотря на возраст, у него загораются глаза, когда он вспоминает время работы над кораблем "Восход-2". А началось все с... газетной статьи. Весной 1963 года в прессе просочилась информация о том, что американцы намереваются осуществить проект "Аджена" — полет капсулы с космонавтом на борту. Достигнув орбиты, американец должен был открыть люк, впервые выглянуть через него в открытый космос и закрыть обратно.

***

— Я к тому времени был главным инженером ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия"), — говорит Григорий Халов. — Спокойно заканчивал работу над созданием макетов жилых и рабочих отсеков станций "Север" и "Звезда". И вдруг меня срочно вызывает к себе Сергей Павлович Королев: "Все бросить! Завод приступает к созданию нового корабля, вам поручаем изготовление полноразмерного макета его кабины. Первый смотр макета — через неделю!"

На создание макета, да еще с новым элементом — шлюзовым отсеком, — всего неделя? Такое, наверное, было возможно только в те годы. Правительство поставило задачу: во что бы то ни стало опередить американцев. Естественно, не обошлось без ошибок, переделок и жуткой нервотрепки.

— Сначала мы ломали голову над перекомпоновкой внутри кабины, — рассказывает Халов.

— Ведь мы создавали ее на базе пустого "шарика" кабины гагаринского "Востока". В пространстве, рассчитанном на одного, надо было разместить двоих, да еще расчистить от аппаратуры место для выхода в шлюзовой отсек.

Потом разразился настоящий скандал по поводу крышки люка, ведущей в шлюз. При открывании она опиралась на одно из кресел и немного преграждала вход. "Это же не позволит зайти в кабину из шлюзового отсека в надутых скафандрах! Срочно переделать!" — приказал Королев. В кратчайший срок мы устранили недочеты, почти вплотную отодвинув кресла к противоположному борту кабины. И тут прибегает заместитель Королева Павел Цыбин. "Что вы сделали? — закричал он. — Кресла нельзя так близко придвигать к бортовой стенке!" Мне оставалось только двигать "мебель".

В результате крайним оказался тоже я. Когда в цехе вновь появился Королев, он был до того взбешен, что, едва не топая ногами, приказал отправить меня либо за кульман, либо за ворота. У нас это называлось "попасть под С.П.". "Вот и закончилась моя космическая карьера", — решил я и в отчаянии отправился домой. По дороге зашел в гастроном, купил водки, закуски и с горя выпил.

Однако вскоре я понял, что ошибся в Королеве. Когда он спокойно во всем разобрался, прямо среди ночи прислал за мной машину с помощником. "Я же выпимши", — слабо протестовал я. "В машине сидят крутые ребята, — сказал с порога посыльный, — не захочешь добром — свяжем и повезем".

Макет мы сдали уже на следующий день. Сергей Павлович был доволен. После осмотра взял меня под руку со словами: "А здорово я тебя вчера напугал!" Взял со стола чистый лист бумаги, поставил внизу свою подпись и говорит: "Вот тебе и твоей бригаде премия главного конструктора и неделя отдыха".

Каждому сотруднику я выписал по две третьих оклада (мы тогда получали около 200 рублей в месяц). Себя же из скромности вообще не вписал. Это потом исправил мой "обидчик" Цыбин, начеркав мою фамилию и сумму, равную целому окладу.

***

— А как на роль первопроходца был выбран Леонов?

— Во многом это было делом случая. До Леонова с Беляевым у нас были другие претенденты. Это летчики-испытатели, уже тогда бывшие Героями Советского Союза, Сергей Анохин и Марк Галлай.

Приходят как-то в цех два молодых человека в спортивных костюмах — и напрямик к нашему макету (он был спрятан тогда за ширмой). Охранник их спокойно пропускает, а они давай лазать по макету: то войдут, то выйдут, то внутри покрутятся. Нарезвились вдоволь — ушли. Только потом мне объяснили, что это были Анохин с Галлаем. Анохин должен был выходить в космос, а Галлай в качестве командира корабля — ждать в кабине. Однако карта им выпала несчастливая.

Из-за своего роста (почти под два метра) Галлай не смог развернуться в нашей тесной кабине после наддува скафандра. А ведь дуэт был уже сработавшийся, и разбивать его нельзя. Так и отсеяли вместе с каланчой Марком и Сергея Анохина.

Вместо них прислали Алексея Леонова и Павла Беляева, а также другой дуэт — Хрунова и Горбатко. Это были четверо молодых крепких ребят, никто из них особо не выделялся. Они шли вровень, пока не заболел Горбатко. До финиша дошли Леонов с Беляевым. А Хрунов и Заикин (он заменил Горбатко) стали их дублерами.

— В той спешке наверняка происходили какие-нибудь накладки...

— Был один казус. Прямо во время репетиции выхода "в космос" через люк. На заводе "Звезда" в Томилине тогда собралась делегация из конструкторов и медиков. Леонов облачился в настоящий скафандр, "надулся" (ему закачали воздух внутрь, чтобы было чем дышать во время кратковременного эксперимента). Затем шланг вентиляционного агрегата отсоединили, и Леша начал имитировать выход в космос. Мы жутко волновались, молились, чтобы не застрял, иначе пришлось бы переделывать либо люк, либо скафандр. Алексей делал все не торопясь, спокойно. Минуты казались нам часами. Но вскоре все вздохнули с облегчением: Леонов без проблем прошел через отверстие люка. Его усадили на стул и... с этой секунды о нем забыли. Волна ликования захватила всех — меня, Цыбина, Королева, других специалистов. Мы кинулись друг к другу с поздравлениями, стали делиться впечатлениями.

В какой то момент я случайно бросил взгляд на Алексея и оцепенел: он задыхался и что есть мочи стучал рукой по стулу, чтобы привлечь хоть чье-то внимание. Оказывается, в суматохе мы забыли вновь подключить к скафандру вентиляционный агрегат. Через стекло я разглядел, как у Леонова по лицу катился градом пот. Мы вовремя успели подать ему воздух. Хорошо еще, что Королев и другие руководители этого инцидента не заметили.

***

Не обошлось без происшествий и при запуске. Правда, не самого "Восхода-2", а его копии, которую отправили в космос без пилотов. Сначала все шло как по маслу — выведение на орбиту, процесс шлюзования. А на завершающем этапе, перед отстреливанием шлюзовой камеры (корабль должен был приземляться без этого "отростка"), произошло непредвиденное. Во время сброса давления через сопло воздух вырвался наружу с такой силой, что корабль закрутило вокруг оси, как волчок. Но долго болтаться в космосе ему не пришлось — сработала команда на самоуничтожение, и бомба, эквивалентная 10 кг тротила, сработала безотказно.

Шел февраль 1965 года, сроки поджимали, и возможности повторного беспилотного запуска уже не было. Гибель корабля еще раз сымитировали на Земле, после чего устранили причину вращения.

— Конечно, мы понимали, что полет будет очень рискованным, — говорит Халов, — имитация на Земле и реальные космические условия — это вещи несопоставимые. И тем не менее руководству страны отрапортовали, что к полету готовы.

— А не довелось ли вам лично пообщаться с Хрущевым?

— Напрямую мы не общались, зато однажды нас попросили "одурачить" генсека. Накануне запуска "Восхода-2" мы привезли нашу кабину на Байконур, чтобы в МИКе (монтажно-испытательный комплекс) в числе других космических аппаратов продемонстрировать ее высшему руководству. Однако пока везли "шарик" в Казахстан по железной дороге, у него разболталась та самая злосчастная крышка люка и ни в какую не хотела открываться при включении тумблера. Хрущев должен был прилететь на следующий день. Мы начинали паниковать. В конце концов Королев махнул на все рукой и сказал: "Хрущев все равно не разбирается в наших тонкостях, к его приезду привяжи к крышке фал и открывай за него — пусть думает, что так и надо..." Но мы с напарником решили поднатужиться и любой ценой починить автоматику. Не спали всю ночь, и наутро крышка открывалась и закрывалась от тумблера.

Потом нам рассказали, что генсек, познакомившись с кабиной будущего корабля "Восход-2", пожелал залезть внутрь. Однако его пригласили в другую, заранее подготовленную кабину корабля "Союз". Там он посидел на диване, отщипнул виноградинку из вазы с фруктами и, довольный, покинул Байконур.

***

А вот для Леонова с Беляевым все заранее предусмотреть не удалось. Проблемы и недочеты сыпались на головы первооткрывателей одна за одной. Как только Леонов шагнул за борт, от глубокого вакуума деформировался его скафандр, в результате было очень неудобно двигать конечностями. Затем, когда настало время спуска, при отделении шлюзового отсека изменилась орбита корабля. Автоматическое приземление из-за этого стало невозможным. Тогда командир экипажа Беляев принял решение идти на ручной спуск. В противном случае корабль сделал бы лишний виток и космонавты приземлились бы где-нибудь за пределами СССР. Конечно, заснеженная пермская тайга, где сел спускаемый аппарат, — тоже не лучшее место для посадки... Чтобы пробраться к космонавтам, спасатели вырубили целую просеку в тайге, а потом и без того настрадавшимся героям пришлось еще несколько километров идти на лыжах.

— О том, как продвигалась карьера Леонова, известно. А как сложилась дальнейшая жизнь Павла Беляева?

— В космос он больше не летал. Основная его деятельность была связана с подготовкой молодых космонавтов. А 10 января 1970 года Беляев умер из-за перитонита, к которому привел лопнувший аппендикс. Даже в голове не укладывается — человек в космос слетал и вернулся живым и невредимым, а на Земле от простого аппендицита уберечь не смогли.

— Кстати, — хитро улыбнулся под конец разговора Григорий Халов, — а вы знаете, что Алексей Леонов пробыл над бездной не 12 минут, как до сих пор сообщают всевозможные источники, а целых 23 минуты? Просто многие учитывали только время свободного парения Леонова, а пребывание в разгерметизированном шлюзовом отсеке — нет. А ведь там был такой же открытый космос. Фото:

— Григорий Халов (справа) с космонавтом Волковым у макета на ВДНХ, 1965 год.

— Алексей Леонов на тренировке в летающей лаборатории "Ту-104". Кратковременная невесомость. 1964 год.

— Алексей Леонов и Павел Беляев (предполетный снимок). Подписан во время полета на борту "Восхода-2". -->

Наталья ВЕДЕНЕЕВА.



Хотелось бы уточнить. Версия, что Анохин и Галлай собирались в космос — несостоятельна. И вообще - назвать 55-летнего одноглазого Анохина молодым человеком...
Совершенно фантастичен и случай с Хрущевым. Помимо всяких прочих неувязок, его уже полгода, как сняли. Да и генсеком он никогда не был.
Посадка тоже описана неверно. И просеку рубить для прохода лыжников — это уж слишком.
А вот всё прочее — действительно интересно. — Хл.