The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

интервью с Г.Титовым2
вернёмся в библиотеку?

Интервью с Германом Титовым

"Комсомольская правда"22.09.2000

Герман ТИТОВ: Душа не умирает, а находит свою ячейку в космосе

В ночь
на четверг ушел
из жизни второй
космонавт
планеты.
Незадолго
до смерти он дал
интервью
корреспонденту
«Комсомолки»...

Про таких людей, как Титов, не говорят: «Умер». Про них говорят: «Ушел». Потому что был он, без всякого преувеличения, личностью выдающейся - и как космонавт, и как инженер, и как летчик-испытатель. Он умел жить «на всю катушку». Если работать-то до седьмого пота, если гулять - то от всей души, если за штурвалом самолета и за рулем машины - то на самой предельной скорости.

Совсем недавно, 9 сентября, мы отмечали его 65-летие. Он был бодр и полон планов: «Вот к марту 2001-го наконец завершу свои исследования на месте гибели Гагарина, и вы узнаете правду, почему он погиб», - обещал он мне совсем недавно... А теперь...

В среду, 20 сентября, вечером он зашел в сауну попариться. И не вышел.

По предварительному заключению врачей, не выдержало сердце.

Титов был другом и дублером Гагарина. 6 -7 августа 1961-го он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе.

Всемирная слава его не испортила. После своего полета он мог бы всю жизнь почивать на лаврах. А вместо этого окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, участвовал в создании многоразовых космических систем. А потом много лет рисковал жизнью, занимаясь испытаниями разных типов самолетов. С 1986 по 1991 год Герман Титов был первым заместителем начальника Военно-космических сил. А с 1995 года был депутатом Государственной Думы.

Совсем недавно наш корреспондент в составе делегации летал с Германом Степановичем в Канаду. Во время этой поездки и были записаны эти короткие рассказики от Титова. Теперь, выходит, это последнее интервью второго космонавта планеты...

Алексадр МИЛКУС.


Почему Титов не курил

- Я бросил курить во втором классе. Мой дед выращивал табак, так что я был первый парень не то что в классе, во всей школе. Все на поклон ко мне ходили. Один раз, правда, переусердствовал с табаком - отравился и с тех пор не могу курить.

Как он стал летчиком

- Мой отец - учитель. И, начиная с моего пятого класса, он сам учил немецкий язык, чтобы летом обучать немецкому меня: в той школе, где я учился, иностранного не было, а без знания иностранного не брали в среднюю школу.

А с авиацией вот как получилось. У нас водитель был. Он ушел в авиацию служить, а когда вернулся - шинель, погоны, пуговицы золотые. Он, скорее всего, был из какой-нибудь интендантской аэродромной службы, но выглядел, на наш сельский взгляд, шикарно. А я окончил 10 классов, и у меня был один байковый костюм. Выпускной вечер, а я домой бегу, потому что пойти на вечер не в чем.

На медкомиссии в военкомате спрашивают: куда я хочу - в авиацию или во флот? В авиацию, отвечаю, а сам думаю: скорей бы штаны дали надеть, кругом девчонки молодые, медсестры. Так, в общем, штаны и определили выбор профессии.

Окончил я Сталинградское училище летчиков, которое после войны располагалось в Новосибирске. Моя летная судьба складывалась очень удачно. Я служил в поселке Сиверский, что под Ленинградом. Летал по второму классу. За два года службы получил две грамоты Ленинградского горкома комсомола, в газете «Смена» вышло со мной первое интервью.

Когда однажды замкомполка пригласил меня для разговора, ну, думаю, нашкодил. В общем, не ждал от этого разговора ничего приятного. Захожу - сидят полковники, подполковники с врачебными петлицами. Я опять в недоумении - при чем тут медики? И вопросы задают соответствующие.

- Как здоровье? - спрашивают.

- Вот врач, - говорю, - спросите у него.

- А хотели бы вы летать на новых типах самолетов? - продолжается странный разговор.

- А на ракетах? А на спутниках?

Это был октябрь 1959 года.

- Надо подумать, - говорю. - Но в принципе интересно.

- Мы вас вызовем. О беседе не говори никому.

Я, конечно, думал про себя про возможность полетов, но тогда это казалось нереальным. Я летал на МиГ-17, МиГ-15 - они весят несколько тонн, гораздо больше, чем первый спутник! Я читал о полетах в космос - много времени проводил в библиотеке. Понравилась книга Циолковского «Грезы о земле и небе». Но в 1957 - 1959 годах не было и мысли о полете человека в космос.

А мог в отряд космонавтов и не попасть...

- В декабре 59-го я ушел в отпуск. Когда вернулся - полка, где я летал, уже не было. Половину отправили в Польшу, половину - в Германию. А меня и Леву Григорьева - на Карельский перешеек, в 103-й полк той же дивизии. К тому времени я уже загорелся идеей полетов и обиделся: почему же меня здесь оставили? Я разозлился. Нашел врача, который присутствовал на разговоре, - оказалось, что, когда я был в отпуске, приходил вызов, но они отправили вызов обратно. Я добился, чтобы вызов повторили, и 25 декабря я прибыл в отряд.

Нас, молодых летчиков, набрали 20 человек. Жили мы с семьями в казармах на аэродроме, жены ходили в солдатский туалет, а мы дверь сторожили. Потом переехали на Ленинский проспект. Жили в двухкомнатной квартире с семьей Поповичей. Потом дали квартиру на станции Чкаловской, под Москвой. Специальной тренировочной базы у нас тогда не было. Ездили учиться в воинскую часть неподалеку. Потом на её базе возник Звёздный городок.

Секретный проект «Спираль»

- Второй раз полететь в космос хотелось, но делали так, чтобы побывало на орбите как можно больше людей. Поэтому после своего полета я занялся проблемой ракетопланов - что-то вроде нынешнего «шаттла».

С 1964 года, еще до американских «челноков» и «Бурана», мы разрабатывали многоразовый корабль «Спираль». Но эта работа не пошла - военные не поняли ее перспективности. Потом умер Артем Микоян, погиб Гагарин, тема закрылась.

После гибели Гагарина мне уже официально запретили летать. Я пошел учиться в Академию Генштаба, работал в комиссии по расследованию гибели Гагарина. В 1972 - 1979 годах был первым заместителем начальника Главного управления космическими средствами Министерства обороны, курировал научно-техническую работу в отраслевых институтах.

На орбите я проспал подъем

- Вы побывали в космосе и в общем-то воочию убедились в материалистичности нашего мира. И все-таки, ваше отношение к Богу?

- Я материалист. Но что-то все-таки есть. Душа - это энергия, а энергия не может исчезнуть. Душа не умирает, а находит свою ячейку в космосе. А религия лишь дурит человеку мозги.

- Ваши ощущения, когда вы сверху увидели Землю, восторг, удивление или же вы были сосредоточены на работе?

- Конечно же, на работе. Но и на Землю тоже смотрел: видно, как с самолета, только поменьше. Под тобой - облака, горизонт всегда светлый, с голубой каемочкой. У меня были кинокамера и 6-кратная подзорная труба. Видны кораблики, следы от них, проспекты, дороги, трубы видны - вообще все предметы более 90 метров.

Когда смотришь на Землю, видишь, что полоса тени и света - так называемая сумеречная зона - очень четкая, и я измерил период обращения Земли визуально точнее, чем приборами, на 0,2 минуты.

Хотя я не только работал. Для сна мне тоже было время выделено. Об этом даже анекдот есть - от того же армянского радио: «Почему Герман Титов проспал в космосе 35 минут?» - «Потому что у него был будильник ереванского завода». Дело в том, что я по плану должен был спать с 19 до 2-х часов ночи. Но системы терморегуляции работали не совсем правильно. Я проснулся без десяти два и подумал: «Подремлю еще», - а проспал 35 минут.

У этого анекдота есть предыстория. В 1958 году, когда мы с женой только расписались, у нас действительно был будильник ереванского завода. Он не со звоночком, а с молоточком. Так вот, будильник этот за ночь обязательно лишний раз звякнет. Поставишь на семь - так в три обязательно звякнет. Но по молодости это даже хорошо было. Так вот, за два года наших переездов он стал звонить по 4 раза за ночь. На примере этого анекдота я понял, что армянское радио работает на фактическом материале.

Он хотел еще раз слетать в космос

- Моя мечта - полететь в 78 лет. Американский астронавт Джон Гленн летал в космос в 1998 году в возрасте 77 лет. Я же в Книге рекордов Гиннесса значусь как самый молодой космонавт, в августе 1961 года мне еще 26 лет не исполнилось.

Наталия БРИТВИНА

На медкомиссию, отряд создан в марте 1960 - Хл