The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Интервью с К.Феоктистовым  
вернёмся в библиотеку?

Из интернета. Запостил Владимир Малых из Новосибирска

Интервью с К.Феоктистовым


В гостях: Константин Феоктистов
Ведущий: Ксения Ларина
13 января 2001 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Константин Феоктистов - летчик-космонавт, автор книги "Траектория жизни", Андрей Ильницкий - зам. генерального директора издательства "Вагриус".

Эфир ведут Ксения Ларина и Ринат Валиулин, Майя Пешкова.

К. ЛАРИНА - Сегодня мы по традиции встречаемся с издательством "Вагриус", поскольку выход каждой книжки в серии "Мой 20 век" требует отдельного разговора.

Потрясающие авторы к нам приходят. Сегодня вновь такой замечательный случай. Давайте начнем с презентации. Андрей, Вам слово.

А. ИЛЬНИЦКИЙ - На самом деле я хотел начать с другого: поздравить всех нас и, прежде всего, вас с Днем печати.

Р. ВАЛИУЛИН - Мы уж такие печатники…

А. ИЛЬНИЦКИЙ - Почему?

К. ЛАРИНА - Первопечатники.

А. ИЛЬНИЦКИЙ - "Эхо Москвы" - для меня это вообще второе имя свободы, символ чего-то нового, того, что мы получили за эти 10 лет, положительного, нового.

М. ПЕШКОВА - Вам не очень сладко от этого слова "свобода"?

А. ИЛЬНИЦКИЙ - Мне очень хорошо от этого слова. И пока есть "Эхо" в том числе, пока в этой стране можно и нужно жить, и делать ее лучше, нашу с вами страну, я прошу прощения за…

К. ЛАРИНА - За пафос?

А. ИЛЬНИЦКИЙ - За пафос, но уж сидя с таким человеком рядом… тут я перехожу к представлению особственной книге. Немножко личного. Я закончил Физтех в свое время, в 70-е годы, по специальности "Аэрофизика и космические исследования". В то время с большим снобизмом относились к пилотируемым полетам… студенты, знаете, люди такие жесткие. Что такое космонавт? Военный летчик, на кнопку нажал... Тогда имя Феоктистова исключалось из общего ряда, говорили: "Этот человек реально делал технику, реально ее разрабатывал, и уж непонятно, как случилось так, что ему дали реально полететь". Этот человек был легендой для нас, для физиков, занимающихся космическими проблемами, и не только потому, что он был в первом королевском ряду космонавтов, но и потому, что он для нас, людей, которые участвовали в разработке космической техники в том числе, олицетворял некий символ того, что мы все можем. Мы можем полететь, если надо, создать, если надо, сделать лучше, чем что-либо. К вопросу о пафосе. Вот такой человек-легенда сейчас сидит справа от меня, написал книгу, очень заметную в серии "20 век". Как правило, наши авторы - это авторы, осуществляющие некий культурный процесс. Константин Петрович Феоктистов - это автор немножко другого жанра. Это автор, книга которого отвечает на вечный российский вопрос: "как это было на самом деле".

К. ЛАРИНА - Сплошные секреты в космонавтике. Константин Петрович, раньше космонавту можно было сказать только, что земля голубая, на этом вопросов все, больше вопросов не было никаких. Вы впервые взялись за перо, или у Вас что-то лежало в столе?

К. ФЕОКТИСТОВ - Не впервые, конечно. И вообще за свою жизнь я написал громадное количество страниц. То, что называется документацией на корабле, - это сотни, тысячи, десятки тысяч страниц самих проектов, чертежей, инструкций. Как собирать машину, изготовлять, какие приспособления нужны, как все это делать. И мне приходилось подписывать по своей части, по проектной, по каждой машине, а таких машин было, мягко выражаясь, ни один десяток проектов. Нужно было выпускать все это дело. Много писал сам, больше редактировал, как всякое начальство. Так что литературный опыт большой.

К. ЛАРИНА - А художественная проза впервые?

К. ФЕОКТИСТОВ - Не совсем. Мне приходилось писать. Это не совсем художественная литература, но популярные книги, скажем, по кораблям "Восток", "Союз", по орбитальным станциям, воспоминания, статьи в газетах. Первые статьи были не под фамилией Феоктистов. Мы считались людьми секретными, и моя фамилия была Константинов. А у Королева, по-моему, Сергеев, тоже писал. Так что хоть он был таинственным и засекреченным главным конструктором, больше ничего не произносилось при его жизни, но статьи писал он сам, либо, скорее всего, все-таки за него писали, и подписывался он Сергеевым.

К. ЛАРИНА - Все равно начало нашей космической советской жизни, история окутана мифами, легендами, и всегда 25 тыс. версий к вопросу, как это было, у каждого свое, как это было. Как Вы считаете, на сегодняшний день мы всю правду знаем о том, как начиналась наша космическая жизнь?

К. ФЕОКТИСТОВ - Что значит "всю правду"? Во-первых, это невозможно. Это всегда тысячи подробностей, непонятностей, особенно когда дело касалось каких-нибудь трагедий. Была трагедия с гибелью Комарова.

Расшибся спускаемый аппарат при ударе о землю. И мы не смогли разобраться, почему же это произошло. Понятно, что не вышла упаковка основного парашюта с контейнера. Восстановить картину и подтвердить в экспериментах мы не смогли. Кончилось тем, что придумали различные версии, как это случилось, провели мероприятия по упрочнению контейнера, по исключению дырки в лобовом щите. Оказалось, все-таки мы попали в точку. Больше таких вещей не происходило. Был случай, при возвращении с первой станции экипаж погиб из-за разгерметизации на большой высоте.

Р. ВАЛИУЛИН - Пацаев, Волков и Добровольский, да?

К. ФЕОКТИСТОВ - Да. И надо сказать, мы тоже не смогли понять, в чем дело. Мы не смогли придумать версии событий и сымитировать это дело, то есть повторить картину. Экспериментов проводили громадное количество, не смогли. Тем не менее, придумали ряд версий, провели мероприятия по каждой версии, и опять попали в точку. В этом смысле есть и непонятные, и секретные. Не то, что секретные, секретом осталась жизнь. На самом деле ничего секретного в нашем деле не было. Но мы не возражали против того, что все наши бумаги были секретные. Почему? Потому что все мы разгильдяи. Что-то забудем, потеряем, сунем в стол, а тут целая служба следит, чтобы ни один листочек никуда не пропал. Написал, подписал, никуда не исчезнет, целая армия сидит и смотрит, чтобы никуда… очень удобно, хотя довольно нелепо ради этого держать вводить секретность и службу секретности. Но это было очень удобно.

К. ЛАРИНА - Как Вы оцениваете сегодняшнюю нашу космическую российскую жизнь? Наверное, в основном горькие мысли в голову приходят?

К. ФЕОКТИСТОВ - Никаких горьких мыслей.

К. ЛАРИНА - Что, все нормально?

К. ФЕОКТИСТОВ - Горькие мысли по поводу нашей жизни и по поводу нашей революции. С одной стороны, в ужасно интересное время мы живем. И обычно, как всегда, современники великих событий - это люди несчастные, попадают в очень тяжелые условия: денег нет, и не скоро будут. Почему? Потому что не работаем мы, не производим того, что люди захотят купить в больших количествах, и смогут купить. Вот в чем секрет преуспевания в жизни современников. Когда денег нет, многие люди живут на грани голода, космические дела - это роскошь. Я думаю, расстраиваться по этому поводу нельзя. Мы переживаем революцию, идем в лучший мир.

Наша страна идет в лучший мир. Прямо скажем, немного мы виноваты сами… чтобы это достичь. Сложились так обстоятельства, что карточный домик рухнул. Не такие уж заслуги у нашего поколения в этом смысле. Но это случилось, и то, что идут очень тяжелые времена, расстраиваться тоже нечего. А уж что денег нет, что тут расстраиваться? И то, что нет возможности продолжать активную космическую деятельность...

Р. ВАЛИУЛИН - А потенциал для продолжения? Нет денег - это понятно.

К. ФЕОКТИСТОВ - А куда? Мы-то что, ухудшимся как люди?

Р. ВАЛИУЛИН - Есть научные коллективы...

К. ФЕОКТИСТОВ - Мы же с нуля начинали, и сразу обогнали американцев. Все-таки у американцев гораздо более мощный инженерный задел, технический, промышленный задел. Они впереди нас шли, и мы их обогнали. Так что, наша мысль, головы испортятся?

Р. ВАЛИУЛИН - А были какие-то особые причины того, что наша космонавтика была впереди в мире в те времена?

К. ФЕОКТИСТОВ - Ракеты и корабли делались тогда в единичном количестве экземпляров. Это своего рода кустарное производство. Технический потенциал не мог быть в полной мере использован. В этих условиях нам не выйти вперед, а мыслим-то мы не хуже, инженеры не хуже, у нас были в этом смысле все возможности. И мы очень серьезно, уважительно относились к своим конкурентам. И гнались вперед, нам хотелось быть первыми. А они нас не очень уважали, как не уважают и сейчас. Это они делают ошибку.

Vladimir Malukh
Novosibirsk, Russia