The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Интервью с Б.Фаркашем  
вернёмся в библиотеку?

Автор: Валерий БОГОМОЛОВ.
(Соб. корр. "Трибуны"). БУДАПЕШТ.
Источник: Трибуна
Дата: 01.03.2001
Город: Москва

ВСЕ МЫ КОСМОНАВТЫ.

Венгр Берталан Фаркаш совершил свой полёт в космос на корабле "Союз-36". Командиром был Валерий Кубасов. На станции "Салют-6" они работали вместе с постоянным экипажем - Валерием Рюминым и Леонидом Поповым.

С тех пор прошло более 20 лет. Корреспондент "Трибуны" решил побеседовать со знаменитым венгром.

Ожидая Берталана в маленьком уютном кафе "Алекс" в Будайской части столицы Венгрии, я пытался угадать, как выглядит сегодня "космический гусар". Рассчитывал увидеть вспоенное добрым венгерским вином плотное тело 52-летнего мужчины. Но ошибся. Господин Фаркаш по-прежнему в хорошей спортивной форме - энергичен, доброжелателен и сразу же предложил перейти на "ты".

- 12 апреля этого года исполняется 46 лет со дня первого полета человека в космос. Как ты лично воспринял известие об историческом полете Юрия Гагарина?

- Я был тогда уже довольно взрослым человеком, мне было 11 лет. О полете Гагарина услышал в школе. Во время урока кто-то открыл двери в классе и крикнул, что в космосе летает человек. Вначале никто не поверил, даже учителя. Потом передали по громкоговорителю официальное сообщение. Конечно, все мальчишки моего поколения мечтали быть космонавтами. Однако я даже и в мыслях не мог предположить, что такое когда-нибудь случится со мной.

- Тем не менее после школы ты решил стать военным летчиком.

- Это произошло скорее случайно. Мой одноклассник, который страстно хотел быть летчиком, уговорил меня за компанию заявить об этом в военкомате, когда нас ставили на учет. Его по медицинским показаниям отвели, меня утвердили. После окончания школы три года я учился в военном летном училище в Краснодаре.

- А как попал в отряд космонавтов?

- Ты знаешь, дальнейшее похоже на судьбу. Я служил в авиационном полку в г. Папа. В 1975 году к нам в гости приезжал летчик-космонавт, Герой Советского Союза Петр Ильич Климук. В связи с тем, что я хорошо говорил по-русски, мне поручили его везде сопровождать. У нас сложились доброжелательные отношения. Выступая на прощальном вечере в Доме офицеров, я просил передать в Звездный городок, что, если в отряд космонавтов будут набирать летчиков из соцстран, венгерские пилоты хотели бы оказаться в числе первых, что высокое доверие оправдаем, не подведем. Говорил, не предполагая, что через три года сам окажусь там.

В 1976 году неожиданно пригласили на совещание, где сообщили о начале отбора в отряд космонавтов. В декабре 1977 года советские специалисты из 10 кандидатов выбрали четверых, в том числе и меня. А в 1978 году мы приехали в Звездный городок. Петр Ильич Климук был очень рад меня видеть, всячески помогал.

- Ваш полет с Кубасовым начался с отсрочки старта на неопределенное время. Как он протекал, были ли проблемы?

- Да, старт был запланирован на 1979 год. Но летавший ранее нас "Союз" с болгарским космонавтом не смог состыковаться со станцией. Выяснение причин сбоя затянулось. Мы, кстати, все же думали, что стартуем вовремя. Даже традиционный, в некотором роде ритуальный, завтрак вместе с руководством полетов и членами наших семей провели, после которого обычно сразу же улетают на космодром. Но последовала команда отложить отъезд.

Сам полет прошел нормально, штатно, чего не скажешь о приземлении. Вначале все шло хорошо. Отделилась капсула, открылся парашют. А вот двигатели тормозной системы, обеспечивающей мягкость соприкосновения с землей, не сработали. Удар был очень сильный. Как тут после этого не верить приметам.

- Как складывалась жизнь после полета?

- По-разному. Для Венгрии было очень престижно иметь своего космонавта. Причем мы стали седьмой страной в мире, гражданин которой побывал в космосе. Поэтому я стартовал капитаном, а вернулся на землю подполковником, т.е. получил внеочередное воинское звание досрочно.

Первые годы серьезно надеялся, что программа "Интеркосмос" продолжится. Поэтому готовился к возможному повторному полету. Кто мог предполагать, что все так быстро обрушится у вас и у нас! Окончил Будапештский технический университет.

Кроме службы в ВВС, где стал в конечном счете заместителем командующего и бригадным генералом, вел большую общественную работу. В рамках международного проекта "Открытое небо" руководил группой специалистов. осуществлявших инспекции. Короткое время, около года, был военно-воздушным атташе венгерского посольства в Вашингтоне.

В 1997 году уволился из армии, посчитав свою дальнейшую службу бессмысленной, а главное, не обеспечивающей нормальное существование семьи. У меня трое детей. Дочь родилась еще до полета в космос. Ей сейчас 23 года. Затем появились двое сыновей. Я всегда шучу, что космическое излучение благоприятно повлияло.

Стал заниматься бизнесом. Вместе с американским астронавтом Джоном Мекбрайтом создали совместное предприятие "Орион 1980". Кстати, "Орион" был наш... с Валерием Кубасовым позывным.

Приступил к реализации еще одного проекта. Создали частную венгеро-российскую авиакомпанию "Атлант-Хангари", альтернативную "Малеву". Берем в аренду от российских партнеров - авиакомпании "Самара" 2 транспортных самолета Ил-86 и 2 пассажирских - Ту-154М. Первый самолет уже в Будапеште. Так что дела идут, жизнь продолжается.

- Космическое братство продолжается, встречаешься ли с кем-нибудь из российских коллег?

- Оно никогда не прекращалось. С российскими космонавтами мы встречаемся постоянно. Вот недавно звонил командир, Валерий Кубасов, просил принять активное участие в праздновании 40-летнего юбилея полета Юрия Гагарина и, в частности, в традиционном теннисном турнире. Я, конечно же, охотно согласился.

- Берталан, большое спасибо за беседу. Хочешь что-то передать читателям "Трибуны"?

- Можно я сам напишу несколько слов?