The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

КРЫЛЬЯ.  
вернёмся в библиотеку?
Автор: Валерий ЧААВА
Источник: Век
Дата: 26.01.2001
Город: Москва

ПОДРЕЗАННЫЕ КРЫЛЬЯ.

О секретах создания "Бурана" рассказывает один из его испытателей

Четверть века назад по указанию руководства СССР началась масштабная работа по созданию отечественного многоразового космического корабля "Буран". В 1988 году испытательный запуск советского "космического самолета" показал его превосходство по ряду показателей над американским "шаттлом". А в 1993 году программа была свернута...

8 октября 1996 года российский транспортник АН-124 "Руслан", который пилотировал Алексей Бородай, заходил на посадку в аэропорту Турина.

...Экипаж был оповещен, что взлетно-посадочную полосу в связи с ремонтом передвинули на 1300 метров дальше. На самом деле ее сместили лишь на 950 м. К тому же, хотя незадолго до этого аэропорт давал высоту облачности 400, вдруг неожиданно откуда-то сбоку наполз плотный туман. Землю увидели, когда до нее оставалось метров тридцать.

"Полоса вон там! Полоса там вон! " - крикнул, показывая вперед, Угрюмов, другой пилот "Руслана", и двинул ручку газа вперед.

Но из четырех двигателей на полную мощность вышел только один. Двухсотсорокатонная машина как бы чуть-чуть приподнялась, потеряла скорость и стала медленно заваливаться вправо. Ударилась крылом о какую-то трубу и рухнула на сельскохозяйственные постройки.

После той катастрофы Алексей остался без ног. А ведь еще за несколько лет до этого был одним из главных претендентов на первый полет в космос на "Буране".

- Алексей, вы все летали на "Буране", чтобы потом на нем подняться в космос?

- Никто никогда не летал на "Буране", в том числе и я.

- Как же так? А группа Волка, вы с Бачуриным?

- "Буран" - это тот космический корабль, который поднялся в космос и сел в автоматическом режиме. А все мы летали на прототипе. Можно назвать его и аналогом. Он был похож на "Буран", как брат-близнец. Но в космос подняться не мог. Ведь для этого нужно было все отработать. Наш прототип назывался БТС-002.

- Но вы собирались лететь в космос?

- Конечно, очень хотелось. Но сначала мы должны были слетать на обычном космическом корабле, а потом уже командирами "Бурана". На них нас и готовили.

- А когда вы стали работать по программе "Бурана"?

- В семьдесят восьмом.

- "Буран" уже был готов?

- Нет, конечно. Была программа. Для будущих испытаний отобрали одиннадцать человек. Пятеро летчиков из ЛИИ имени Громова и мы, военные, из НИИ ВВС имени Чкалова. Кстати, пока мы занимались "Бураном", то постоянно участвовали и в испытательных работах по программе наших НИИ.

- Пятеро, о которых вы упомянули, - это группа Игоря Волка. Но почему было две группы из разных ведомств?

- Они были представителями фирмы-изготовителя, а мы - от военного ведомства. От заказчика, одним словом. К несчастью, через год в группе Игоря осталось всего четверо. Погиб Олег Кононенко. Он как летчик-испытатель работал с авианесущего корабля в Индийском океане над расширением боевых возможностей самолета вертикального взлета и посадки Як-38. Тот мог поднять всего две полутонные бомбы, а хотели добиться большего. Тогда и решили стартовать иначе, то есть не строго вертикально, а как бы полуразогнавшись. "Як" должен был начать разгон как обычный самолет, но постепенно, по мере набора скорости, сопла двигателя из горизонтального положения поворачивались вниз. Но у Олега сопла не повернулись.

- Вообще у группы Волка была трагическая судьба...

- Иначе не скажешь. Уже после начала испытаний "Бурана" в космос на "Мир" полетел Анатолий Левченко. Но при возвращении с орбиты они неудачно приземлились, капсулу перевернуло, и после невесомости Анатолий пятнадцать минут провисел вниз головой, а через несколько месяцев умер. Не знаю, этот ли случай стал причиной стремительно развившейся болезни, но после космического полета он прожил очень немного. А тут, в Жуковском, при испытаниях спортивного Су-26 не успел вывести самолет из штопора Саша Щукин. При показе в Италии Су-27 разбился Римас Станкявичюс. Да и сам Игорь Волк попал в сильную автокатастрофу. К счастью, выжил и потом еще летал...

- Алексей, а пока еще не было самого "Бурана", вы что-то делали по этой программе?

- Конечно. Сначала подбирали самолет, который по параметрам наиболее соответствовал бы будущим данным космического челнока. Пробовали Ту-22, другие машины. Но остановились на перехватчике Миг-25 и пассажирском Ту-154. Он вполне подходил для такой работы. На его двух двигателях установили систему реверса, которая работала не две минуты, как на серийных машинах, а пять.

- Это система обратной тяги, когда самолет ими тормозит на земле, чтобы уменьшить пробег при посадке?

- Да. Но мы включали ее в воздухе на разных высотах: от четырех до десяти тысяч метров. И так, с работающими в режиме обратной тяги двумя двигателями, и садились. Расчетная скорость захода на посадку - пятьсот двадцать километров. Угол наклона траектории порядка двадцати градусов.

- Какие задачи вы решали на прототипе "Бурана", когда он был готов?

- Их было как минимум три: первая - сами учились сажать машину по крутой глиссаде, это понадобилось бы при будущих космических полетах; вторая - помогали разрабатывать и испытывать систему управления будущего "Бурана"; и третья - проверяли принципиально новую наземную систему обеспечения посадки.

- И как все это происходило?

- При испытаниях мы должны были сбрасываться с "Мрии". Но ее постройка запаздывала. Тогда поставили авиационные движки на наш БТС-002 и стали взлетать сами. Выходили по команде с КП в заданную точку, причем эти точки постоянно менялись, и по команде "Режим" шли на посадку. Сначала строго "на ручке", затем включая автоматику. На первых порах на короткое время, потом все дольше и дольше.

- Итак, усилиями конструкторов и вашими состоялся полет настоящего "Бурана" в автоматическом режиме. Зрелище впечатляющее. Казалось, мы вновь обошли США. Но почему на нем так и не полетел человек? !

- А тот "Буран" и не мог полететь с человеком. Ведь кроме автоматики необходимо создать и установить оборудование для ручного управления, предусмотреть дублирующую систему. Плюс систему жизнеобеспечения экипажа. На все это требовалось время.

- Но чья машина все-таки была лучше, наша или американская?

- Трудно сказать. У американцев по проекту имелось серьезное преимущество. У них основные маршевые двигатели стояли на самом челноке. Он мог возвращаться и опять с ними стартовать. А у нас двигатели были на ракете "Энергия", которая и выводила "Буран" в космос. А это означает, что американцы при каждом старте теряли только огромный топливный бак, к которому крепились "шаттл" и ускорители...

- Те самые, которые привели к гибели "Челленджера"?

- Да. А мы теряли всю огромную "Энергию" вместе с очень дорогими движками. Наш запуск обходился гораздо дороже. Но зато по этому проекту была создана универсальная "Энергия", которая может вытащить в космос хоть железнодорожный вагон весом в сто тонн, хоть корабль на подводных крыльях.

- Значит, "Буран" садился как бездвигательный планер?

- Да. Но и американцы садятся точно так же. Их маршевые двигатели при посадке бесполезны.

- А если при посадке произошла ошибка?

- Она должна быть исключена. Второго захода просто не будет.

- И сколько испытательных полетов было сделано на БТС?

- Двадцать шесть. Из них двадцать провели ребята из группы Волка и шесть - мы с Бачуриным.

- Алексей, простите за вопрос... Я знаю, что вскоре после того, как финансирование программы "Буран" было прекращено, вы демобилизовались. Стали летать на огромном "Руслане". Но ваша и космическая, и летная карьера, простите за напоминание, трагически закончилась 8 октября 1996 года в Турине... Так вы простились с небом.

- Нет. Не простился. Сегодня я работаю в академии ВВС. Правда, за штурвал теперь, конечно, не сажусь.