The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Афанасьев
вернёмся в библиотеку?
Ежедневные новости-Подмосковье (Москва), №65
8.4.2004
Дело Гагарина живет.

Именно так утверждает заместитель командира Отряда космонавтов


За период службы в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина космонавт № 70 полковник Виктор Афанасьев совершил 4 полета, проведя в общей сложности в космосе 555 суток, то есть практически больше полутора лет. За успешное выполнение программы своего первого космического полета был удостоен звания Героя Советского Союза. Уже один этот факт заслуживал того, чтобы напроситься на встречу со знаменитым космонавтом. И эта встреча произошла в Звездном городке, в самый канун Дня космонавтики. Предстоящим праздником был навеян и первый вопрос.

— Виктор Михайлович, честно говоря, увидев вас впервые (мы одну Академию имени В.И. Ленина оканчивали), даже не предполагал, что вы, будучи чуть постарше меня, так великолепно выглядите. И это несмотря на то, что за плечами у вас более полутора лет, проведенных в космосе, то есть в невесомости. Как вам удалось удержать форму и вообще: откуда и как попадают в космонавты?

— Убежден, что руководят нами мечта, любовь и работа. Это трио настраивает наши чувства, мысли, поступки. Только надо уметь прислушиваться к ним и вовремя понять, куда ж, к какой звезде они ведут... Что касается меня, то путь мой, можно сказать, не был таким крутым и извилистым, как, скажем, у космонавтов первого и второго наборов. Хотя своих сложностей и особенностей хватало. Но поначалу мне особенно повезло: окончив в 66-м году среднюю школу в Брянске, я поступил в Качинское высшее авиационное училище летчиков, одно из старейших учебных заведений, являющееся кузницей летных кадров в нашей стране.

По его окончании служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии. В 76-м году поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей при институте имени Валерия Чкалова. После окончания центра был направлен в управление летных испытаний этого же НИИ. В 1984 году стал летчиком-испытателем 1-го класса, и почти одновременно мне было присвоено воинское звание полковника.

С ноября 1985-го по июль 1987 года прошел общекосмическую подготовку методом сборов. В Отряд космонавтов пришел (официально) в феврале 1988 года. В период с декабря 1990-го по октябрь 2001 года совершил 4 полета: из них три длительных — на комплексе "Мир" и один короткий (10 суток) — на международную космическую станцию. Конечно, вряд ли я, как, впрочем, и десятки других моих товарищей по отряду, добились бы таких результатов, если бы не дружили со спортом. Эта дружба стала частью моей жизни и на земле, и в космосе. И об этом никогда не жалею. Спортивная закалка организма — это как фундамент дома: если крепок, то простоит десятки, а то и сотни лет, а слаб — разрушится в одночасье. Космос это лишний раз подтверждает.

— Но должен заметить, что за возможность выйти в космос человечество заплатило и продолжает платить высокую цену: не только здоровьем, но и жизнью...

— Именно так. С начала космической эры две державы, Россия и США, которые осуществляли пилотируемые полеты, положили на этот алтарь уже более двух десятков жизней. Цифра, конечно, несопоставимая даже с числом жертв автомобильных аварий за один день в одной только России. Но погибшие космонавты и астронавты — это совершенно особые потери.

— Насколько я понимаю, каждый космонавт работает на орбите по определенным основной и дополнительной программам, и перед вами в числе, может быть, главных стояла задача — поведение человека, его самочувствие во время длительных полетов. Если учесть, что далеко не все полеты заканчивались благополучно, можно представить, какие испытания приходились на ваш организм. Можете вспомнить самые трагические из них в истории космонавтики?

— К сожалению, их немало. Но, пожалуй, первой жертвой космической эпохи землян можно считать Валентина Бондаренко — члена Отряда советских космонавтов, погибшего в марте 1961 года во время стандартного испытания в сурдобарокамере. Спустя шесть лет, в январе 1967 года, трагедия случилась у американцев: из-за пожара на корабле-тренажере не стало трех астронавтов.

В апреле того же 1967 года из-за нештатной работы парашютной системы нового советского корабля "Союз-1" разбился при спуске Владимир Комаров. В июне 1971 года во время возвращения на землю "Союза-11" из-за разгерметизации спускаемого аппарата погибли советские космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. (На тот момент экипажи летали в космос без скафандров.)

В январе 1986 года во время взрыва на первых минутах старта США потеряли "Челенджер" с семью астронавтами. В феврале минувшего года — гибель при возвращении на землю "Колумбии", также с семью членами экипажа.

Общий скорбный список вполне мог быть увеличен еще на четыре человека, не разработай советские инженеры для новой ракеты "Союз" специальную систему аварийного спасения (САС), предназначенную для сохранения жизней космонавтов в случае серьезной аварии ракеты на стартовой площадке или в первые минуты подъема на орбиту. Именно благодаря ей, в сентябре 1983 года за полторы секунды до взрыва на старте ракеты, готовящейся унести в космос очередной "Союз", были спасены космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов. А перед этим, в апреле 1975 года, остались в живых после аварии на высоте 92 километров ракеты-носителя корабля "Союз-18" космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров.

Готовясь в очередной полет в космос, уверен, что наши ракетоносители, корабли и станции надежны. Но, как испытатель, я не исключаю возникновения той или иной нештатной ситуации, вплоть до нерасчетной.

— Похоже, что и Америка, взявшая после последней трагедии с "Колумбией" курс на тесную кооперацию с Россией, оценила опыт, приобретенный при реализации национальной пилотируемой программы на станции "Мир". В том числе с помощью международных экипажей.

— Действительно, с потерей "Мира" наша национальная пилотируемая программа закончилась, сейчас мы сотрудничаем в программе МКС. После катастрофы "Колумбии" американцам пришлось очень серьезно отнестись к проблеме безопасности своих кораблей и сделать ставку на российскую технику. По крайней мере до 2005 года российский "Союз" будет служить и использоваться не только в качестве корабля-спасателя, но и доставляющего основные экспедиции на Международную космическую станцию.

— Виктор Михайлович, известно, что "Мир" решили утопить в Тихом океане после 15 лет работы этой станции. А чем вы объясните консервацию проекта "Буран" — и это несмотря на то, что корабль благополучно возвратился из космоса, выполнив все операции в автоматическом режиме без экипажа на борту?

— Действительно, космический корабль "Буран", созданный у нас в стране, при возвращении из космоса благополучно произвел посадку самостоятельно, по самолетному, с отклонением от осевой линии взлетно-посадочной полосы (ВПП) на 40 сантиметров. Это говорит о многом — прежде всего о научном потенциале наших ученых из НПО "Энергия", "Молния", работавших в союзе с другими инженерами из разных городов СССР. Были настолько точно сделаны все расчеты, что не произошло сбоев в работе электроники данного корабля.

А вот у американцев, помните, автоматического режима посадки корабля "Шаттл" не получилось. Когда их "Шаттл" заходил на посадку, в последний момент пришлось вмешаться человеку.

Как видим, "Буран" хорош, но расконсервировать вновь эту программу мы не можем — она слишком дорога и неподъемна для нашей сегодняшней российской экономики. Подобные проекты нужно выполнять сообща или ждать очередного прорыва в экономике страны. Но пока этот прорыв произойдет, сами понимаете, созданная в конце XX века техника может устареть не только морально, но и физически.

— А теперь о международных проектах по осуществлению пилотируемых полетов на Луну, Марс... Только доживем ли мы до этого? И войдет ли в этот проект Россия?

— Войдет, обязательно войдет, если возродится российская авиация. А возрождение ее начнется, когда официально будет открыто Качинское училище летчиков, еще раз повторюсь, старейшее училище России. Вместо того чтобы готовить летчиков, сегодня оно служит лишь базой для одного из подразделений мотострелковой дивизии. А ведь у этого училища славные боевые традиции. В 2010 году ему исполнится 100 лет.

Российская авиация и космос начнут возрождаться и тогда, когда о них начнут мечтать и грезить тысячи мальчишек из-под Москвы, Брянска, других городов России и стран СНГ. Захотят быть похожими на космонавтов № 1 — Юрия Гагарина, № 2 — Германа Титова, Валентину Терешкову, Алексея Леонова, Владимира Джанибекова, Геннадия Стрекалова, Светлану Савицкую, Валерия Полякова.

Беседу вел Владимир КОВАЛЕВ. Фото:

— Герой Советского Союза Виктор АФАНАСЬЕВ -->