The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Голованов. Архитектура

ОТ АВТОРА

Моя мама очень хотела, чтобы я стал архитектором. Ее убежденность в моем светлом архитектурном будущем подкреплялась многими фактами, из которых два были бесспорны. Я, действительно, мог в детские годы часами просиживать у большого ящика с кубиками, бесконечно строя и перестраивая. И над нашей школой действительно шефствовал Московский Архитектурный институт. В Архитектурном институте я занимался в изокружке, рисовал пыльные греческие головы и стрелял в тире, который находился в подвале института. Мама видела мои рисунки, но не видела моих мишеней и считала, что я рисую лучше, чем стреляю. А было как раз наоборот.

Архитектор из меня не получился: через шесть лет я получил диплом инженера. Но интерес к архитектуре остался. Читал журналы, ходил на выставки, покупал книги, дружил, да и сейчас дружу с архитекторами. Иногда я жалею, что не послушался маму. Архитектура - необыкновенно интересная область человеческой деятельности, объединяющая два равнолюбимых мною мира: творческой фантазии и строгого расчета. Но эта область творчества, пожалуй, наименее популярна. В самом деле, как активно обсуждаем мы полотна наших художников на очередных выставках! А кино?! Вокруг некоторых лент критическая мысль подчас клокочет месяцами. О делах поэтических и прозаических и говорить не приходится.

Спорим о макси и мини, составах сборных, пришельцах из других миров. Но почему мы так непропорционально мало спорим, говорим и думаем о наших домах? Почему так редко рецензируем наши улицы? Почему столь же горячо и заинтересованно не обсуждаем планы наших городов?

В Москве установилась своеобразная традиция: по праздникам архитекторы выставляют в витринах улицы Горького эскизы, планы, чертежи новых зданий и улиц, организуют своеобразную архитектурную выставку. Народ ходит, смотрит, обсуждает. Что-то нравится, что-то - нет. Как и по каким каналам доходят эти оценки до проектных организаций? В газетах и журналах периодически появляются красивые картинки с изображениями красивых зданий. Подле зданий под условными деревьями гуляют тоненькие мужчины и тоненькие женщины в юбочках колоколом и стоят длинные автомобили. В подписях под картинками сообщается, где данное здание решено соорудить, что оно собой в общих чертах представляет и кто авторы проекта. Этим контакты городского жителя с новыми работами архитекторов, по существу, ограничиваются. Иногда, правда, устраиваются выставки различных конкурсных проектов, но ведь конкурсы чаще всего затрагивают не то, что мы строим, а то, что воздвигаем. А это разные вещи.

Часто ли услышишь архитектора по радио, увидишь по телевидению? Много ли у нас архитектурных журналов, есть ли среди них хотя бы один популярный, рассчитанный на широкого читателя? Кто архитектор вашего района, вашего города?

И получается парадоксальная вещь. Неудачный фильм - зло кратковременное - через неделю на том же экране вспыхнет новый, удачный. Но что вы сделаете с домом-чудовищем, по фасаду которого идут в ряд 112 окон?

Знаменитый архитектор Райт грустно шутил, сравнивая свою работу с работой врача:

- Врач может похоронить свою ошибку, а архитектор лишь прикрыть зеленью.

Дома, которые мы строим сейчас, не просто жилища - они формируют не только наш быт, но и эстетическое чувство, влияют на нравы, вкусы, мораль. Улицы, проложенные сегодня, рассказывают нам и завтра расскажут потомкам о нашем понимании прекрасного. Молодые города, заложенные сегодня, будут расти, взрослеть трудами наших детей. Вспомните замечательные слова Владимира Маяковского: «К вам, принявшим наследие России, к вам, которые завтра станут хозяевами всего мира, обращаюсь я с вопросом: какими фантастическими зданиями покроете вы место вчерашних пожарищ? Какие песни и музыка будут литься из ваших окон?»

А, между тем, бурные ветры научно-технического прогресса надувают и паруса архитектуры. Она реализует открытия металлургов и химиков, она рождает новые формы, вырабатывает новые стили, отвечающие своему времени. И вот сейчас, прямо на наших глазах проклевывается новый молодой росток старого и мощного древа - астроархитектуры. Я не специалист в области архитектуры. В области космонавтики я тоже не специалист. Но в течение многих лет газетная работа делала меня попутчиком этих специалистов. Поездки на космодром Байконур, в советские и американские центры управления космическими полетами, встречи с учеными, конструкторами, инженерами, космонавтами - чисто журналистская работа над космической тематикой позволила мне узнать много интересного от других и составить кое о чем свое собственное мнение.

Прочитав эти самоуничижительные строки автора, вы вправе спросить: «А коли не специалист, зачем писать?» Напомню в свое оправдание слова известного фантаста и ученого Артура Кларка, который заметил однажды, что «наиболее надежный прогноз развития той или иной науки способны дать отнюдь не те люди, которые больше других знают об этом предмете и являются признанными мастерами в своей области». А я в этой книжке и не помышляю о прогнозе. Моя задача много скромнее: я лишь предлагаю материалы к размышлению и заранее прошу рассматривать все написанное в плане постановки вопроса.

В наши дни происходит не только научно-технический и материаловедческий переход от земной архитектуры к архитектуре невесомости, но и переход психологический. Архитекторы пока скорее чувствуют, чем знают, какие выгоды в организации пространства, какую свободу в воплощении их фантазий сулит мир невесомости. И не случайно идет поиск ее имитаций, не случайно уже существует термин «взвешенная архитектура», - архитектура безопорная. Не случайно такой интересный советский архитектор как Георгий Борисович Борисовский пришел от проектов «падающих» домов к домам, подвешенным на стальной сетке, к парящим городам и посвятил этим проектам специальную главу «Архитектура и сила тяжести» в последней своей книге «Архитектура, устремленная в будущее».

И нельзя не согласиться с ее автором в том, что архитектура именно благодаря предвнесенным космонавтикой «мечтам о невесомости» стоит на пороге новых и необыкновенных открытий.

История науки последних десятилетий изобилует многочисленными примерами того, как достижения в одной области знаний открывали новые горизонты перед другой, казалось бы, никак с этой первой областью не связанной. Так, изучение радиоактивности, в частности, привело к тому, что археологи и палеонтологи смогли повысить точность хронологического определения своих находок. Успехи вычислительной техники позволили психологам и лингвистам провести такие исследования, о которых они раньше не могли и мечтать.

Представляется весьма вероятным, что решение некоторых проблем медицины и физиологии сможет коренным образом изменить наши представления о возможностях архитектуры. Вот об этом, собственно, и написана книжка.

Мне остается лишь поблагодарить первого секретаря Союза советских архитекторов, народного архитектора СССР, профессора Георгия Михайловича Орлова и дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, доктора технических наук Алексея Станиславовича Елисеева за любезное согласие познакомиться с этой работой до ее публикации и высказать свое мнение о затронутых в ней проблемах.

вперёд
в начало
назад