The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Глушко. Развитие ракетостроения в СССР. Введение
вернёмся в библиотеку?

Введение


4 октября 1957 г. вдохновенным трудом советского народа впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли.

Так началась космическая эра в истории человечества.

Прогресс в создании ракетно-космических систем и связанное с ним проникновение человека в космос за минувшие годы шли бурными темпами и наложили отпечаток на многие стороны человеческой деятельности.

Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам родились тысячелетия назад и нашли широкое отражение в фольклоре и литературе многих народов. Рассказы об этом встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах, в древнеиндийских поэмах и других творениях давнего прошлого.

Уровень знаний тех времен отражался на способах полета в космос героев эпоса. Вначале воображаемый полет совершался на птицах. Например, известны мифы о полете вавилонского царя Этаны на орле за 3200 лет до нашей эры, о полете Александра Македонского на грифонах. Бессмертен греческий миф о полете к Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском. Полеты к Луне на корабле, унесенном бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский во II веке нашей эры. На дрессированных лебедях совершил полет герой романа Ф. Годвина «Человек на Луне», изданного в 1638 г. Помимо птиц, лошадей, искусственных крыльев, ураганов и извержений вулканов для полета в небесные дали фантазия людей особенно широко использовала мистические силы.

Более 300 лет назад появились фантастические сочинения, в которых впервые описывались машинные способы полета. Среди многочисленных фантастических средств полета, описанных французским писателем Сирано де Бержераком в сочинении «Путешествие на Луну» (1649 г.), впервые упоминается полет с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет.

Английский поэт Джордж Байрон считал возможным достижение Луны при помощи паровой машины и описал этот способ в романе «Дон-Жуан» (1818—1824 гг.).

Американский писатель Эдгар По в произведении «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (1835 г.) описывает полет на Луну на воздушном шаре. Французский писатель Александр Дюма (сын) в сочинении «Путешествие на Луну» (1865 г.) рассказывает о веществе, отталкиваемом Землей. Его соотечественник Ашиль Эро в романе «Путешествие на Венеру» (1865 г.) описывает ракетный аппарат, а Жюль Верн в известных романах «С Земли на Луну» (1865 г.) и «Вокруг Луны» (1870 г.) отправляет своих героев на Луну в пушечном ядре, снабженном ракетными двигателями для коррекции траектории.

7

Создание обитаемого искусственного спутника Земли и использование его для практических нужд описано в произведении американского писателя Э. Э. Хейла «Кирпичная Луна» (1869 —1870 гг.). Идея создания искусственных спутников Земли с помощью ракет, выстреливаемых из пушки, высказана Жюлем Верном в романе «Пятьсот миллионов Бегумы» (1879 г.). Давление солнечного света, отраженного неподвижным большим экраном на корабль, обеспечило полет с Луны на Венеру и Меркурий героям произведения «Необыкновенные приключения русского ученого» Ж. Ле-Фора и А. Графиньи (Франция) (1889 —1896 гг.). Немецкий писатель Курт Лассвиц в романе «На двух планетах» (1897 г.) пишет о веществе, придающем невесомость космическому кораблю. Английский писатель Г. Уэллс в романе «Первые люди на Луне» (1901 г.) использовал идею гравитационного экрана.

Русский писатель А. Богданов в сочинении «Красная звезда» (1908 г.) для полета на Марс выбрал «минус-материю» в сочетании с реактивным двигателем, использующим энергию атомного распада вещества, а другой наш соотечественник Б. Красногорский в романе «По волнам эфира» (1913 г.) описывает полет к Луне и обратно на космическом корабле, снабженном большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы. Американские писатели А. Трен и Р. Вуд в романе «Вторая Луна» (1917 г.) описывают «ракетный двигатель на ядерной энергии».

Пока мечты человечества о полетах в космос опережали в фантазиях романистов действительность, развивающаяся наука отвергла живую тяговую силу для полета ввысь, установила ограниченную протяженность атмосферы, а потому непригодность воздухоплавательных и авиационных средств для полета в космическое пространство определила недостаточную эффективность пара как движущего средства для космических кораблей и неприемлемость для этой цели пушек.

Также отвергнутыми наукой оказались использованные авторами фантастических романов вулканические извержения для метания снаряда с пассажирами, захват части Земли кометой и путешествие на ней, использование мощных магнитов, пружин, центробежных машин, концентрированной «психической энергии», излучаемой человеческим мозгом.

Гравитационные экраны, «минус-материя», отталкиваемая Землей, тела, прозрачные для поля тяготения и потому ему не подверженные, широко использованные фантастами как средство полета в космос, нам пока недоступны и просто непонятны, так как мы до сих пор не знаем природу приковывающей нас к Земле силы, которую мы должны преодолеть, чтобы выйти в космические просторы.

Что касается идеи полета человека в межпланетное пространство с помощью ракет, впервые освещенной в середине XVII века Сирано де Бержераком и повторенной в середине XIX века Ашилем Эро, а в какой-то мере и Жюлем Верном, то она оказалась не только правильной, но единственно реальной и доступной нам на данном этапе развития науки и техники. То ли с использованием в ракетах химической энергии, как у Сирано де Бержерака и Жюля Верна с их пороховыми ракетами, то ли с использованием источника ядерной энергии для ракетного двигателя, как у А. Богданова и Артура Трена и Роберта Вуда.

Верной оказалась и идея использовать прямое световое давление, впервые предложенная Б. Красногорским.

Пороховая ракета была известна много сотен лет назад, сначала в Китае, затем в Индии и Европе. Применялась она как боевое средство для решения

8
вспомогательных задач и для устройства увеселительных фейерверков. В XVI — XVII веках было опубликовано несколько трудов, освещавших вопросы ракетной техники, например работы Ванноччо Бирингуччо в 1540 г., Казимира Семеновича в 1650 г., с описанием простых и составных, многоступенчатых ракет.

В нашей стране боевые ракеты впервые применялись запорожцами гетмана Рушинского в 1516 г. на Украине под Белгородом.

Интенсивное развитие боевые ракеты получили в России в начале прошлого века.

Английский полковник Конгрев оценил возможности воинских подразделений, вооруженных ракетами, и в начале прошлого века разработал ряд пороховых снарядов, принятых затем на вооружение английской армии.

Впервые идея полета человека на ракете пришла к нам в виде легенды о попытке китайского мандарина Ван Гу, предпринятой им примерно в 1500 г. и закончившейся его гибелью вследствие взрыва на старте 47 пороховых ракет, установленных на летательном аппарате.

Известный проект пилотируемого ракетного летательного аппарата не в фантазиях романистов, а в научной разработке принадлежит ученому-революционеру Н. И. Кибальчичу (1881 г.). В 1893 г. немецкий изобретатель Г. Гансвиндт предложил проект пассажирской пороховой ракеты для полета на планеты.

В труде И. Ньютона «Система мира» (1731 г.) описано выведение тела с поверхности Земли на орбиту спутника Земли путем сообщения ему необходимой для этого скорости движения.

Первая теория движения ракет была предложена У. Муром (1810 —1813 гг.), а более строгое ее изложение дано в учебнике П. Г. Тейта и У. Дж. Стила по динамике точки (Кембридж, 1856 г.).

Основоположником космонавтики, разработавшим теорию ракетного полета и основные принципы построения ракетно-космических систем, автором первых научных планов проникновения человека в межпланетное пространство и завоевания космоса на благо человечества является К. Э. Циолковский (1857—1935 гг.).

Опубликованная им в 1903 г. работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последующие ее дополнения являются фундаментальным вкладом в сокровищницу мировой науки. Эти исследования К. Э. Циолковский начал еще в прошлом веке, изложив их в 1883 г. в рукописи «Свободное пространство».

Теоретические разработки К. Э. Циолковского позже были подтверждены и дополнены научными исследованиями как в СССР (о чем будет подробно сказано ниже), так и за рубежом: во Франции — Робером Эно-Пельтри в 1913, 1928, 1930—1935 гг., в США — Робертом Годдардом в 1919, 1936 гг., в Германии — Германом Обертом в 1923, 1929 гг. и другими выдающимися учеными.

К. Э. Циолковский нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Впервые в мире он дал основы теории жидкостного ракетного двигателя и указал элементы его конструкции. Им были рассмотрены и рекомендованы к использованию различные топлива для ракетных двигателей. Целый ряд технических идей, высказанных Циолковским, находит применение при создании современных ракетных двигателей, космических ракет и аппаратов.

Значительное место в трудах Циолковского занимали проблемы организации межпланетных сообщений и перспективы их развития. Он утверждал,

9
что от первых искусственных спутников Земли, межпланетных станций и полетов к планетам лежит широкая дорога к городам и грандиозным поселениям в межпланетном пространстве и к приспособлению космического пространства с его неисчерпаемыми ресурсами материи и энергии для нужд человечества.

К. Э. Циолковский не дожил до осуществления своей мечты. Прорыв в космос был совершен через 22 года после смерти великого ученого.

Предисловие расширенного издания своего классического труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (Калуга, 1926 г.) К. Э. Циолковский начинает словами: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Есть немало свидетельств, что к идее космических полетов многих пионеров ракетной техники привело ознакомление с произведениями выдающихся фантастов. Так, в опубликованных материалах к автобиографии Р. Годдард писал, что в 1898 г. он прочел сочинение Г. Уэллса «Война миров»: «Этот рассказ, а также последующий — Гаррета П. Сервиса «Покорение Эдисоном Марса» произвели на меня чрезвычайно сильное впечатление. Удивительно правдивая психология Уэллса заставила работать мое воображение, а выдвинутые здесь возможные пути и средства осуществления физических чудес заставили меня серьезно задуматься». На следующей странице Р. Годдард пишет, что с 1899 г. он стал думать, как осуществить космический полет.

Критический анализ сочинений Ж. Верна привел Р. Эно-Пельтри к идее ракетного полета в космос.

«Одиннадцатилетним мальчиком прочитал я зимой 1905 —1906 гг. книги Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны» — писал Г. Оберт.— Я был захвачен идеей космического полета ...» («Из истории астронавтики и ракетной техники», М.: «Наука». 1970, с. 85).

Примеры можно продолжить (см. В. П. Глушко «Путь в ракетной технике». М.: «Машиностроение». 1977, с. 460).

В разделе «Даты. События. Люди» настоящей книги, содержащем хронологический перечень некоторых событий космонавтики и ракетостроения, в том числе до начала космической эры, показано, как зарождалась идея полета в космос, проникая из легенд в фантастическую литературу, искусство, как овладевала она умами и порождала научные и технические поиски и свершения.

Более полувека прошло со дня опубликования классической работы К. Э. Циолковского до знаменательного в истории человечества события, когда трудом и талантом советского народа впервые были сброшены оковы земного тяготения. Перед человеком открылся новый, необъятный, полный тайн и звезд мир невесомости.

Полеты первых искусственных спутников Земли, Солнца, Луны и Венеры, первых автоматических аппаратов к Луне, Венере и Марсу, достижение впервые автоматическими аппаратами поверхности Луны, Венеры и Марса и мягкая посадка на эти небесные тела, фотографирование обратной стороны Луны и передача на Землю изображения лунной панорамы, первый облет Луны и возвращение на Землю автоматического корабля с животными, доставка роботом лунной породы на Землю, исследование поверхности Луны автоматическим луноходом, передача на Землю венерианской панорамы, пролет вблизи ядра кометы Галлея, полеты первых космонавтов — мужчин и женщин, одиночные и групповые,

10
в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавтов — мужчины, а затем и женщины — из корабля в космическую бездну, создание первой экспериментальной пилотируемой орбитальной станции, автоматического космического грузового корабля снабжения, полеты международных экипажей космических кораблей и станций, многомесячные полеты космонавтов, одновременные полеты в космосе нескольких кораблей и станций, первые перелеты космонавтов между орбитальными станциями и другие приоритетные достижения нашей страны в освоении космоса вызывают у всех советских людей законное чувство гордости.

Вполне закономерен интерес к тому, как и где зарождалось советское ракетостроение, достигшее к настоящему времени столь бурного развития, когда, кем и какие проблемы ставились и решались.

11

Далее

в начало
назад