The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Глушко. Развитие ракетостроения в СССР.02c
вернёмся в библиотеку?

Наряду с отработкой и полетами автоматических межпланетных аппаратов в СССР активно велись работы по созданию возвращаемых на Землю тяжелых пилотируемых кораблей-спутников и необходимой для этого мощной ракеты-носителя. Сначала были созданы автоматически управляемые корабли-спутники, снабженные различной аппаратурой и системами, несущие на борту до двух подопытных животных (собак) и разнообразные многочисленные биологические объекты, а также манекен космонавта.

15 мая, 19 августа и 1 декабря 1960 г., 9 и 25 марта 1961 г. на орбиты вокруг Земли было выведено пять таких кораблей-спутников, каждый массой 4540-4700 кг. При спуске кораблей-спутников с них катапультировались контейнеры с объектами, которые спускались с собаками — Белкой, Стрелкой, Чернушкой, Звездочкой — на парашюте на сушу в заданном районе.

В итоге была создана конструкция летательного аппарата для полета человека в космос и отработаны все необходимые многочисленные системы, например обеспечения жизнедеятельности и безопасности космонавта в кабине, многоканальной радиосвязи, траекторных измерений, телевизионной и телеметрической информации, систем стабилизации и ориентации кабины космонавта, тормозной двигательной установки, мягкого приземления.

Историческим достижением советской космонавтики является первый в мире полет в космос корабля-спутника «Восток» с человеком на борту 12 апреля 1961 г. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» был

84
гражданин Союза Советских Социалистических Республик майор Юрий Алексеевич Гагарин. Старт состоялся с космодрома Байконур в 9 ч 7 мин по московскому времени. На протяжении всего участка выведения Ю. А. Гагарин поддерживал непрерывную радиотелефонную связь с Центром управления полетом (позывной космонавта «Кедр»), сообщал о срабатывании бортовых систем, изменении перегрузки, разделении ступеней, а после сброса головного обтекателя передал первые результаты наблюдения Земли из космоса. На Землю передавалось телевизионное изображение Ю. А. Гагарина, начиная со старта, в процессе выведения, включая выход на орбиту, после чего космический корабль отделился от последней ступени ракеты-носителя и вышел за пределы связи с наземными приемными пунктами.

Ю. А. Гагарин полностью выполнил программу полета: наблюдал за приборами и оборудованием корабля, поддерживал непрерывную радиотелефонную и телеграфную связь, наблюдал за Землей, звездами, принимал пищу и воду. В течение всего полета космонавт следил за влиянием невесомости на состояние своего организма.

После включения автоматической ориентации на Солнце реле времени выдало команду на подготовку к спуску и включение тормозного двигателя. Облетев Землю по эллиптической орбите, в начале второго витка в 10 ч 55 мин космонавт и корабль «Восток» благополучно приземлились в заданном районе Советского Союза. В память о выдающемся событии на месте приземления — вблизи села Смеловка Терновского района Саратовской области — установлен обелиск.

В Обращении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза, прозвучавшем на весь мир 12 апреля 1961 г., говорилось: «Нам, советским людям, строящим коммунизм, выпала честь первыми проникнуть в космос. Победы в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества. Мы с радостью ставим их на службу всем народам, во имя прогресса, счастья и блага всех людей на Земле».

В ознаменование первого в мире полета советского человека в космос Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен празднуемый ежегодно День космонавтики — 12 апреля. С 1968 г. по решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики.

Началась новая эра в истории человечества, эра непосредственного проникновения человека в космос. Экипажи численностью в один, два и три космонавта на восьми советских космических кораблях систем «Восток» и «Восход» вышли в 1961 -1965 гг. на орбиты искусственных спутников Земли.

85

Ракета-носитель «Восток»
на стартовой позиции

Имена пилотировавших эти корабли одиннадцати советских героев летчиков-космонавтов, каждый из которых внес новый вклад в освоение ближнего космоса, останутся в истории навечно.

Ю. А. Гагарин — первый человек, освободившийся от власти земного тяготения и совершивший полный облет планеты по космической орбите на высоте до 327 км.

Г. С. Титов — впервые сутки летавший с космической скоростью вокруг Земли на корабле «Вос-ток-2», стартовавшем 6 августа 1961 г. (позывной космонавта «Орел»).

А. Г. Николаев («Сокол») — раньше всех четверо суток бороздил ближний космос на корабле «Восток-3», выведенном на орбиту 11 августа 1962 г. П. Р. Попович («Беркут») — трое суток летал на корабле «Восток-4» в первом групповом полете с А. Г. Николаевым. В полете поддерживалась радиосвязь между космическими кораблями и Землей. На Землю передавались телевизионные изображения космонавтов, впервые транслировавшиеся по телевизионной сети СССР и «Интервидения». Так было положено начало космовидению.

В. Ф. Быковский («Ястреб») — впервые пять суток (14-19 июня 1963 г.) жил и трудился на корабле «Восток-5», в космической бездне.

В. В. Терешкова («Чайка») — первая женщина-космонавт, летавшая трое суток на корабле «Восток-6» (16-19 июня 1963 г.) в групповом полете с В. Ф. Быковским.

В. М. Комаров, К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров («Рубины») — славный экипаж первого трехместного космического корабля «Восход», состоявший из летчика-космонавта и двух ученых-космонавтов (впервые без скафандров), проводивший ценнейшие эксперименты на высотах до 408 км на орбите спутника Земли (12-13 октября 1964 г.).

П. И. Беляев и А. А. Леонов («Алмазы») — экипаж первого двухместного космического корабля «Восход-2», впервые в мире совершивший в течение орбитального полета (высотой до 498 км) бесценный эксперимент по выходу человека из корабля в космос (18-19 марта 1965 г.). Выход в космос был осуществлен А. А. Леоновым через шлюз в скафандре с автономной системой жизнеобеспечения. Космонавт удалился от корабля на расстояние до 5 м. Хотя пребывание вне корабля длилось только 20 мин (вне шлюза 12 мин), было доказано, что человек может находиться и работать вне космического корабля, будучи защищенным лишь эластичным скафандром. Процесс выхода и пребывание А. А. Леонова вне корабля были засняты кинокамерами, установленными снаружи корабля и в шлюзовом отсеке. Посадка «Восхода-2» на Землю была произведена с использованием ручной системы управления.

Осваивая космическую целину, каждый из этих одиннадцати советских космонавтов впервые выполнял новые задания, не имеющие прецедентов. Центр подготовки космонавтов в Звездном городке и конструкторское бюро, возглавлявшееся С. П. Королевым, блестяще справились с возложенной на них сложной и ответственной задачей по обучению космонавтов.

Созданные для космонавтов корабли-спутники «Восток» (масса 4,7 т) и «Восход» (масса до 5,7 т) были отлично освоены их пилотами.

Корабль «Восток» имеет сферический спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, и приборный отсек с бортовой аппаратурой и тормозной двигательной установкой конструкции

86
А. М. Исаева. Масса корабля с последней ступенью ракеты-носителя 6,17 т, длина 7,35 м, масса без последней ступени 4,73 т, масса спускаемого аппарата 2,4 т, а его диаметр 2,3 м. Космонавт в скафандре размещался в катапультируемом кресле; управление кораблем осуществлялось автоматически, а также вручную. Система жизнеобеспечения была рассчитана на 10 сут; в полете непрерывно поддерживалась радиосвязь с Землей. Для посадки корабля включалась тормозная двигательная установка, снижавшая его скорость до перехода на траекторию спуска, затем спускаемый аппарат отделялся; после торможения спускаемого аппарата в атмосфере космонавт катапультировался из кабины на высоте 7 км и приземлялся на парашюте. Спускаемый аппарат также спускался на парашюте.

По конструкции и оборудованию многоместный корабль «Восход» отличался от кораблей серии «Восток»; он был снабжен системой мягкой посадки, имел резервную тормозную двигательную установку, новое приборное оборудование (дополнительную систему ориентации с ионными датчиками, усовершенствованную телевизионную и радиотехническую и другую аппаратуру). Масса двухместного корабля «Восход-2» 5682 кг, а масса спускаемого аппарата без шлюзовой камеры 3100 кг.

Все полеты кораблей «Восток» и «Восход» происходили по орбитам с наклонением 65°.

Вывод автоматических искусственных спутников, межпланетных аппаратов и пилотируемых кораблей на космические орбиты осуществляется в СССР мощными непрерывно совершенствуемыми ракетами-носителями.

В 1957 г. весь мир узнал об успешных полетах в Советском Союзе первой в мире межконтинентальной ракеты. Использование этой ракеты было мирным, направленным на благо человечества. Именно эта двухступенчатая пятидвигательная ракета стартовой массой 267 т вывела в 1957- 1958 гг. на орбиты поразившие мир первые три искусственных спутника Земли.

Более мощные трехступенчатые ракеты-носители стартовой массой 287 т, высотой 38,4 м и максимальным диаметром по стабилизаторам 10,3 м выводили в ближний космос славное семейство кораблей-спутников «Восток». Эта ракета на кислородно-керосиновом топливе создана в результате установки третьей ступени на межконтинентальной ракете. Она имеет продольное деление первой и второй ступеней и поперечное деление второй и третьей ступеней. Первая ступень состоит из четырех боковых блоков длиной 19,8 м и диаметром до 2,7 м с двигателем РД-107 на каждом из блоков. Вторая ступень — центральный блок ракеты длиной 28,7 м, диаметром до 2,95 м с двигателем РД-108. Длина и диаметр третьей ступени -10 и 2,58 м соответственно. Блок третьей ступени имеет однокамерный ракетный двигатель с четырьмя рулевыми соплами. Шестидвигательные установки этой ракеты развивают суммарную максимальную тягу по ступеням 600 тс и суммарную по ступеням максимальную полезную мощность в полете — 20 млн. л. с.

Определяющим фактором в осуществлении полетов в космическом пространстве является уровень развития ракетных двигателей и конструктивное совершенство ракет. Скорость, приобретаемая ракетой, в первую очередь, определяется энергетическими характеристиками ее двигателя.

Основным показателем совершенства и эффективности ракетного

87
двигателя является его удельный импульс (экономичность). Удельный импульс в пустоте двигателя РД-107 первой ступени ракеты-носителя «Восток», летающей с 1957 г., почти на 30 единиц больше удельного импульса усовершенствованного американского двигателя Н-1 того же класса тяги и на том же кислородно-керосиновом топливе, с 1966 г. летавшего на первой ступени ракеты «Сатурн-1Б».

Удельный импульс в пустоте двигателя РД-107 составляет 314 с при тяге 102 тс и давлении в камере сгорания 60 кгс/см2. Рулевые качающиеся камеры, питаемые от общего турбонасосного агрегата, снижают удельный импульс лишь на 1 с.

В специальном послании конгрессу о важнейших задачах страны от 25 мая 1961 г., в котором достижение Луны космонавтами до 1970 г. было провозглашено как национальная задача США, президент Д. Кеннеди писал: «Мы стали свидетелями того, что начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям. Это обеспечило Советскому Союзу ведущую роль...».

Двигатель РД-107 — четырехкамерной конструкции с двумя рулевыми камерами, питающимися компонентами топлива от одного турбонасосного агрегата (ТНА). Многокамерность позволяет существенно уменьшить длину двигателя, что приводит к уменьшению массы ракеты. ТНА мощностью 5200 л. с. имеет два основных центробежных насоса для окислителя и горючего и два приводимых через мультипликатор оборотов вспомогательных насоса для питания перекисью водорода газогенератора и жидким азотом системы наддува топливных баков ракеты. Для газификации жидкого азота в ТНА предусмотрен трубчатый теплообменник, обогреваемый отработанным в турбине парогазом. Привод турбины осуществляется продуктами разложения перекиси водорода твердым катализатором в газогенераторе. Отработанный в турбине парогаз выбрасывается через выхлопной патрубок за борт ракеты, создавая дополнительную тягу. Изменение тяги и соотношения компонентов топлива в полете выполняется регуляторами двигателя по командам систем управления полетом и опорожнения баков.

Конструкция двигателя РД-108 второй ступени ракеты «Восток» аналогична описанной. Основные отличия — четыре рулевые камеры, в связи с иной схемой пуска и останова — агрегаты автоматики, а также больший ресурс, так как РД-108 запускается при старте ракеты одновременно с двигателями первой ступени. Тяга РД-108 в пустоте 96 тс, а удельный импульс 316 с. При замене керосина более эффективным синтетическим углеводородом в начале 80-х годов удельный импульс двигателя в пустоте составил 323 с.

Стартовая тяга двигателей ракеты-носителя «Восток» составляла 410 тс, а после подъема в разреженные слои атмосферы достигала 504 тс.

Двигатель третьей ступени тягой 5,5 тс в пустоте обладает удельным импульсом 323 с при давлении в камере сгорания около 50 кгс/см2.

С начала космической эры до настоящего времени, т. е. более 30 лет, эти двигатели и их модификации надежно выводят на космические орбиты пилотируемые и грузовые корабли, автоматические аппараты.

Существенно более высокими показателями обладают ракетные двигатели, разработанные в СССР в последующие годы. Высокий удельный импульс двигателей,

88
установленных на советских ракетах-носителях, позволил реализовать огромные мощности при относительно умеренном расходе топлива. Создание таких двигателей является одним из основных достижений, обеспечивающих успехи Советского Союза в освоении космоса. Сочетание совершенства конструкции двигателей, систем управления и комплекса наземного стартового оборудования позволило создать ракету-носитель больших возможностей и широко ее использовать для освоения космоса. Форсированная ракета-носитель использовалась для вывода в космос кораблей «Восход» и «Союз». Более сложные четырехступенчатые модификации ракеты-носителя типа «Восток» выводили на космические орбиты автоматические аппараты «Луна-4...-14», «Марс-1», «Венера-1...-8», «Зонд-1...-3».

В то время как мощные двигатели, установленные на первых ступенях всех ракет-носителей и на вторых ступенях большинства из них, разработаны ГДЛ — ОКБ, основные двигатели, установленные на автоматических межпланетных аппаратах, космических кораблях и станциях, разработаны А. М. Исаевым в конструкторском бюро, которым он руководил.

На первых космических кораблях «Восток» применялся двигатель однокамерной конструкции с насосной подачей высококипящего самовоспламеняющегося топлива, состоящего из азотнокислотного окислителя и горючего на основе аминов. Двигатель развивал тягу 1614 кгс и удельный импульс 266 с при давлении в камере сгорания около 57 кгс/см2.

Этот двигатель — часть тормозной двигательной установки ТДУ-1, служившей для перевода космического корабля с орбиты искусственного спутника Земли на траекторию спуска.

Подача топлива в двигатель при его запуске на орбите в условиях невесомости обеспечивалась установленными в баках эластичными разделителями, отделяющими топливо от газа наддува (азота) в период хранения и пуска.

Автоматические станции серии «Луна», совершившие мягкую посадку на Луну и выходившие на селеноцентрическую орбиту, были снабжены корректирующе-тормозной двигательной установкой КТДУ-1, работавшей на том же топливе, что и ТДУ-1. Однокамерный двигатель с насосной подачей работал в двух режимах: на первом режиме осуществлялось регулирование тяги двигателя от 4100 до 5164 кгс, на втором режиме двигатель работал при выключенной камере и создавал тягу за счет истечения отработанных на турбине газов через систему рулевых сопел — в пределах 20-35 кгс. При тяге 5164 кгс двигатель имел удельный импульс 278 с и давление в камере 71 кгс/см2.

Подача топлива в двигатель без газовых включений при многократных запусках обеспечивалась установленными в баках сетчатыми разделителями, использующими свойство поверхностного натяжения жидкости в ячейках мелкой металлической сетки.

Заданное направление полета и ориентация космического аппарата обеспечивались рулевыми соплами. Эти же сопла обеспечивали (при отключенной камере) конечную скорость сближения аппарата с лунной поверхностью.


Сборка ракеты-носителя «Союз» в МИКе космодрома

Для обеспечения доставки на Луну луноходов, а на Землю — образцов лунного грунта в ОКБ А. М. Исаева были

89
созданы корректирующе-тормозной двигатель, агрегаты автоматики двигательной установки и кроме того двигатель для лунной взлетной ступени. Двигательная установка работала на высококипящем самовоспламеняющемся топливе, содержащем несимметричный диметилгидразин. Она состоит из двух автономных блоков (основного и малой тяги). Основной блок — однокамерный двигатель с насосной подачей топлива — работал при регулировании тяги в пределах 750-1920 кгс и мог многократно включаться (до 11 раз). Блок малой тяги — двухкамерный с вытеснительной подачей топлива (азотом) — работал при регулировании тяги в пределах 190-390 кгс. Удельный импульс двигателя основного блока составлял 312 с, а блока малой тяги — 252 с.

Двигатель взлетной ступени станции «Луна» развивал тягу 1920 кгс и имел удельный импульс 313 с при давлении в камере около 95 кгс/см2. Он имел насосную подачу того же топлива, на котором работал корректирующе-тормозной двигатель.

При полетах первых межпланетных аппаратов к Венере («Венера-2...-8»), первого запущенного к Марсу аппарата, станций «Зонд-1...-3» и спутников «Молния» использовалась корректирующая двигательная установка с вытеснительной подачей азотнокислотного окислителя и несимметричного диметилгидразина. Установленный на кардане двигатель развивал тягу 200 кгс имел удельный импульс 270 с при давлении в камере сгорания 12 кгс/см2.

Для последующих аппаратов этой же организацией были созданы более совершенные корректирующе-тормозные двигатели с насосной подачей топлива, способные надежно работать в условиях многомесячного космического полета.

А. М. Исаев (1908-1971) с 1934 г. работал в авиационной промышленности, был одним из создателей ракетного самолета БИ-1. В 1942 г. он занялся разработкой жидкостных ракетных двигателей, а с 1944 г. возглавил опытно-конструкторское бюро, создавшее целую серию двигателей на высококипящих компонентах топлива для ракетной и космической техники. А. М. Исаев был среди первых творцов ракетных двигателей.

Двигатели для верхних ступеней многих ракет-носителей с 1958 г. разрабатывались в ОКБ С. А. Косберга (1903-1965), с 1954 г. занимавшегося сначала вспомогательными самолетными ЖРД на унитарном топливе (изопропилнитрате), а с 1956 г.- на двухкомпонентном (жидкий кислород с керосином и др.). Однокамерный двигатель тягой 5 тс третьей ступени ракет-носителей, обеспечивших полеты первых автоматических межпланетных аппаратов к Луне и кораблей «Восток», и четырехкамерный двигатель тягой 30 тс третьей ступени ракет-носителей «Восход», «Союз» и многих других созданы ОКБ Косберга.

В освоении космоса выдающаяся роль принадлежит С. П. Королеву —

90
конструктору первых в мире космических кораблей, межконтинентальных и космических ракет. Эти ракеты разрабатывались им совместно с главными конструкторами двигателей, систем управления, комплекса наземного оборудования и других бортовых и наземных систем.

В результате совместного труда руководимых ими опытно-конструкторских бюро, в содружестве с рядом научно-исследовательских институтов промышленности и Академии наук СССР были разработаны и внедрены в производство многочисленные образцы ракетно-космической техники.

На массивной настольной золотой медали имени К. Э. Циолковского, присуждаемой Академией наук СССР, высечено: «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В 1958 г. первая такая медаль была вручена главному конструктору ракет и космических кораблей С. П. Королеву, вторая — главному конструктору ракетных двигателей В. П. Глушко, третья — главному конструктору системы управления Н. А. Пилюгину. В 1961-1971 гг. медали имени К. Э. Циолковского были вручены первым 23 советским космонавтам, в 1972 г.- теоретику космонавтики М. В. Келдышу за выдающийся вклад в научную разработку проблем изучения и освоения космического пространства. В 1977 г. эти медали были присуждены техническому директору программы «Союз»- «Аполлон» с советской стороны К. Д. Бушуеву, а также трем космонавтам, и в 1979-1985 гг. еще 10 космонавтам за успешное выполнение программы полетов на орбитальных станциях.

После работы в МосГИРД, РНИИ, ГДЛ — ОКБ С. П. Королев 9 августа 1946 г. был назначен главным конструктором отдела нового Научно- исследовательского института, занимавшегося проектированием мощных баллистических ракет, начиная с Р-1. Через 10 лет руководимый С. П. Королевым отдел выделился из института в опытно-конструкторское бюро.

Ракетно-космические комплексы, во главе разработки которых стоял С. П. Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты первых одиннадцати советских космонавтов на кораблях-спутниках «Восток» и «Восход», а также полеты первых автоматических аппаратов к Луне, Венере и Марсу и произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством был разработан проект космического корабля «Союз» и созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые три межпланетных разведчика серии «Зонд».

Под руководством Н. А. Пилюгина (1908-1982), назначенного главным конструктором в 1946 г., разработаны системы управления первых и ряда последующих ракет-носителей, космических кораблей и межпланетных автоматических аппаратов.

В создание стартовых комплексов многих ракет-носителей большой вклад сделан В. П. Барминым.

Развитие в нашей стране работ по ракетно-космической технике вызвало к жизни около 30 лет тому назад и позже новые коллективы, возглавляемые другими главными конструкторами ракет и космических кораблей, двигателей, систем управления, стартовых комплексов. Это не только увеличило мощность советской научно-технической базы в ракетно-космической области, но и позволило более объективно подойти к разработке нескольких различных направлений в развитии ракетных

91
систем и критически выбирать пути оптимальных решений проблем. Эти коллективы создали ряд замечательных межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических объектов. Так появились многочисленные спутники серии «Космос», роботы на Луне и спутники Луны «Луна-15...-24», а также межпланетные аппараты «Венера-4...-16», «Вега-1,-2», «Марс-2...-7», маневрирующие автоматические аппараты «Полет», мощный ракетно-космический комплекс «Протон» и многие другие разработки.

Одним из виднейших конструкторов — создателей советской ракетно-космической техники был М.К.Янгель (1911-1971). Выращенный им коллектив совместно с коллективами, руководимыми другими главными конструкторами — двигателей, систем управления и стартовых комплексов, внес неоценимый вклад в дело развития ракетно-космической техники и исследования околоземного космического пространства.

С 1954 г. М. К. Янгель — главный конструктор опытно-конструкторского бюро, разработавшего ряд ракет-носителей и спутников серии «Космос» и «Интеркосмос».

Для развития и совершенствования космической техники важное значение имеют работы В. Н. Челомея (1914-1984), руководившего разработкой ракеты-носителя и ИСЗ «Протон», ИСЗ «Полет» и орбитальных станций «Салют-2, -3, -5».

Г. Н. Бабакин (1914-1971) — видный конструктор и ученый в области космической техники, продолжая разработки, начатые С. П. Королевым, создал ряд автоматических аппаратов для исследования Луны и планет.

К. Д. Бушуев (1914-1978) — крупный конструктор и ученый, соратник С. П. Королева, внес значительный вклад в создание ряда автоматических космических аппаратов для исследования околоземного пространства, Луны, Венеры, Марса и пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз». Был директором международного проекта «Союз» — «Аполлон» с советской стороны.

М. С. Рязанский (1909-1987) — видный ученый, длительное время работал с С. П. Королевым. Под его руководством были разработаны системы радиоуправления ряда ракет-носителей, космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а также системы для командно-измерительного комплекса.

Весомый вклад в разработку и реализацию советской космической программы внесен также М. В. Келдышем, Б. Н. Петровым, А. Ю. Ишлинским, Г. И. Петровым, Б. В. Раушенбахом и многими другими учеными, а в осуществление программы медико-биологических космических исследований — В. И. Яздовским, В. В. Париным, Н. М. Сисакяном и другими.

Искусственные спутники Земли серии «Космос» разных типов и назначений регулярно выводятся на различные орбиты с 16 марта 1962 г., число этих спутников уже приближается к 2000.

Обширная программа научных исследований, выполняемая с помощью спутников серии «Космос», предусматривает главным образом изучение внешних слоев атмосферы, околоземного космического пространства, а также

92
отработку многих элементов конструкции космических аппаратов. Значительное внимание уделено и медико-биологическим исследованиям. Научная программа предусматривает изучение концентрации заряженных частиц, корпускулярных потоков, распространения радиоволн, радиационного пояса Земли, космических лучей, магнитного поля Земли, излучения Солнца, метеорного вещества, облачных систем в атмосфере Земли, воздействия факторов космического пространства. На этих спутниках решаются также технические проблемы, связанные с космическими полетами (стыковка на орбите, вхождение космических аппаратов в атмосферу, ориентация в космосе, жизнеобеспечение, защита от излучений), отрабатываются многие элементы конструкции бортовых систем космических аппаратов.

Для выполнения обширной программы, предусмотренной для этой серии, используется несколько типов двух-, трех- и четырехступенчатых ракет-носителей различной грузоподъемности (от нескольких сотен килограммов до двух десятков тонн), запускаемых с советских космодромов Байконур, Капустин Яр, Плесецк.

Первым представителем этой серии ракет-носителей является двухступенчатая ракета «Космос» длиной 30 м, диаметром 1,65 м, успешно летавшая с 16 марта 1962 г. по 18 июня 1977 г. С 14 октября 1969 г. эта же ракета-носитель выводила на орбиты спутники Земли серии «Интеркосмос». Первая ступень снабжена двигателем РД-214 с тягой 74 тс в пустоте, работающим на азотнокислотном окислителе (раствор окислов азота в азотной кислоте) и углеводородном горючем (переработанные нефтепродукты). Последняя ступень снабжена двигателем РД-119с тягой 11 тс, работающим на жидком кислороде и несимметричном диметилгидразине. Оба двигателя с турбонасосной подачей компонентов топлива. Искусственный спутник Земли размещается на последней ступени под головным обтекателем, сбрасываемым на участке выведения после прохождения плотных слоев атмосферы. В конце участка выведения производится отделение спутника от последней ступени.

Двигатель РД-214 обладает наибольшими тягой и удельным импульсом (в пустоте 264 с) среди двигателей этого класса, работающих на азотнокислотном окислителе и углеводородном горючем. Этот двигатель установлен и летает с 1957 г. на прототипе ракеты «Космос» и относится к ранним разработкам ГДЛ — ОКБ (1952- 1957 гг.).

Двигатель РД-119 второй ступени этой ракеты, разработанный в ГДЛ-ОКБ в 1958-1962 гг., изготовлен в основном из титана, в однокомпонентном газогенераторе используется термически разлагаемое основное горючее. РД-119 обладает наивысшим удельным импульсом (в пустоте 352 с) среди кислородных ракетных двигателей, работающих на высококипящем горючем без дожигания после турбины. Удельный импульс титановой камеры сгорания 358 с, давление в ней 80 кгс/см2. Рулевая система двигателя предназначена для управления и ориентации второй ступени ракеты в полете; работает благодаря перераспределению между неподвижными титановыми рулевыми соплами отработанных в турбине газов.

Более 15 лет работал на ракетах-носителях «Космос» двигатель РД-119, а двигатель РД-214 летает почти 30 лет и продолжает нести службу.

Примером дальнейшего развития двигателей может служить двухкамерный двигатель РД-219 тягой 90 тс на самовоспламеняющемся

93
азотнокислотно-диметилгидразиновом топливе, разработанный ГДЛ-ОКБ в 1958-1961 гг. для второй ступени ракеты-носителя. Две одинаковые камеры этого двигателя питаются одним турбонасосным агрегатом, расположенным между камерами, в районе критических сечений сопел (для уменьшения габарита двигателя). Питание турбины — от газогенератора, работающего на основных компонентах топлива. Использование высокого давления газов в камере сгорания (75 кгс/см2), профилированного сопла со значительной степенью расширения газов и эффективной конструкции форсуночной головки позволило достичь на долгохранимом, высококипящем топливе высокого значения удельного импульса (293 с). Камера сгорания двигателя обладает наибольшей тягой среди двигателей, работающих на азотно-кислотном окислителе.

Двигатель РД-111 с четырьмя качающимися камерами, разработанный ГДЛ-ОКБ в 1959-1962 гг. для первой ступени ракеты, работает на кислородно-керосиновом топливе. Тяга двигателя в пустоте 166 тс, удельный импульс 317 с (у земли 275 с), давление в камере 80 кгс/см2. Привод турбонасосного агрегата — от газогенератора, работающего на основных компонентах топлива.

Еще более высокими показателями по тяге, удельному импульсу, давлению в камере сгорания, степени расширения газа в соплах, удельной массе двигателей, чем описанные выше конструкции, обладают ракетные двигатели, разработанные ГДЛ — ОКБ в последующие годы.

Дальнейшее увеличение удельного импульса двигателей требовало роста начального давления в камере, что лимитировалось потерями на привод турбонасосного агрегата. Для разработанных в ГДЛ — ОКБ двигателей с тягой в диапазоне 11 — 177 тс и более эти потери в удельном импульсе составляли лишь 0,8-1,7% при давлении в камере 75-90 кгс/см2, но возрастали до неприемлемых величин при больших давлениях.

Решение проблемы было найдено в Советском Союзе в новой схеме ЖРД, в которой отработанный в турбине газогенераторный газ дожигается в основной камере сгорания при смешении с недостающим компонентом топлива. Ясно, что при этом потери на привод турбонасосного агрегата практически отсутствуют. В таких двигателях смешение компонентов топлива при поступлении в камеру происходит по схеме «газ — жидкость», в отличие от обычной «жидкость — жидкость».

Первый экспериментальный двигатель по этой схеме был разработан и испытан в РНИИ в 1958- 1959 гг., последующие двигатели по этой схеме — в опытно-конструкторских бюро. Достижение в камере сгорания давления в несколько сотен атмосфер позволило также создавать двигатели большой тяги с существенно уменьшенными габаритами. Ракеты с такими двигателями летают в Советском Союзе уже более 22 лет.

При разработке этих двигателей были использованы новейшие достижения термодинамики, гидро- и газодинамики, теплопередачи, теории прочности, металлургии высокопрочных и жаростойких материалов, химии, электронной вычислительной техники, измерительной техники, вакуумной, электронной и плазменной технологии. Создание таких двигателей является одним из основных достижений ракетно-космической техники СССР.

Одним из примеров экспериментальных двигателей, созданных по схеме с дожиганием газогенераторного газа в

94
основной камере, является также двигатель РД-301 на фторно-аммиачном топливе с тягой 10 тс и удельным импульсом 400 с при давлении в камере сгорания 120 кгс/см2 и температуре 4400 К.

РД-301, разработанный ГДЛ — ОКБ в середине 70-х годов, единственный фторный ЖРД в мире, прошедший полный объем стендовых испытаний, включая официальные.

Далее

в начало
назад