The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Глушко. РД-7
вернёмся в начало ?

Краткая хронология ракетного двигателестроения в СССР

1680 — Открытие в Москве «Ракетного заведения» для производства пороховых ракет.

1814 — 1837 — Картмазов и А.Д.Засядко разработали пороховые ракеты различного типа с дальностью полета до 2690 м.

1826 — Создание в Петербурге постоянного ракетного заведения для серийного производства пороховых ракет для русской армии.

1847 — 1871 — К.И.Константинов разработал пороховые ракеты с дальностью полета до 4 — 5 км, заложил основы науки о боевых ракетах, автор печатных трудов по ракетной тематике.

1849, 1870 — И.И.Третеский представил проекты летательных аппаратов легче воздуха с реактивным двигателем.

1880 — 1884 — С.С.Неждановский разрабатывал идею летательного аппарата с пороховым и жидкостным ракетным двигателями.

1881 — Н.И.Кибальчич разработал первый проект ракетного летательного пилотируемого аппарата с пороховым двигателем.

1883 — К.Э.Циолковский в труде «Свободное пространство» описал межпланетный корабль с реактивным двигателем.

1887 — Ф.Р.Гешвенд опубликовал проект летательной машины с паровым реактивным двигателем, снабженным концентрическими эжекторами-соплами.

1896 — Опубликован труд А.П.Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду».

1902 - 1916 — М.М.Поморцев разработал пороховые ракеты дальностью полета до 8 — 9 км и пневматическую ракету.

1903, 1911, 1912, 1914 — Опубликование классического труда К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» с дополнениями.

1912 — Н.И.Тихомиров представил проект пороховой ракеты в морское министерство.

1915 — 1916 — И.П.Граве предложил ракеты на шашечном бездымном порохе и изготовил пироксилиновые шашки.

1917 — 1919 — Ю.В.Кондратюк написал труд «Тем, кто будет читать, чтобы строить».

1918 — 1933 — Ф.А.Цандер разрабатывал методы расчета жидкостных ракетных двигателей.

1919, 3 мая — Обращение Н.И.Тихомирова в письме на имя управляющего делами Совнаркома В.Д.Бонч-Бруевича к В.И.Ленину с просьбой предоставить возможность разрабатывать пороховую ракету.

1921, 1 марта — Организация Н.И.Тихомировым лаборатории военного ведомства для разработки ракет на бездымном порохе. В 1928 г. переименована в Газодинамическую лабораторию (ГДЛ).

1924 — Опубликована статья Ф.А.Цандера «Перелеты на другие планеты».

1926 — Опубликован переработанный и дополненный труд К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

1927 — Опубликован труд К.Э.Циолковского «Космическая ракета. Опытная подготовка».

1928 — Летные испытания ракет на бездымном порохе конструкции Н.И.Тихомирова (ГДЛ).

1928 — 1929 — В.П.Гпушко разработал проект Гелиоракетоплана — космического корабля с электрическими ракетными двигателями, питаемыми от солнечных батарей.

1929 — Опубликована книга Ю.В.Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств».

1929, 15 мая — Организация в составе ГДЛ подразделения, руководимого В.П.Глушко, по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей.

1929 — 1933 — В.П.Глушко разработал и испытал первый в мире электротермический ракетный двигатель (ЭРД).

1930 — В. П. Глушко (ГДЛ) предложил в качестве компонентов ракетных топлив азотную кислоту, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода, бериллий и др.; разработал и испытал профилированное сопло, термоизоляцию камеры двуокисью циркония; разработал конструкцию первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1.

1930 — 1931 — Ф.А.Цандер изготовил и испытал свой первый реактивный двигатель ОР-1, работавший на воздушно-бензиновом топливе.

1930 — 1933 — Разработка и испытания в ГДЛ ракет на бездымном порохе калибров: 82, 132, 245, 410 мм и др.

1930 — 1933 — Разработка и испытания в ГДЛ ракет на жидком топливе РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100 конструкции В.П.Глушко.

1931 — В. П. Глушко испытал в ГДЛ разработанные им первые отечественные жидкостные ракетные двигатели ОРМ и ОРМ-1; предложил самовоспламеняющееся топливо, карданную подвеску двигателя.

1931, 13 ноября — Создание Ленинградской группы изучения реактивного движения (ЛенГИРД) при Осоавиахиме.

1931, 18 ноября — Создание Московской группы изучения реактивного движения-(МосГИРД) при Центральном Совете Осоавиахима. Ф.А.Цандер заключил договор с Центральным Советом Осоавиахима на проектирование и постройку жидкостного ракетного двигателя для ракетоплана.

1931 — 1932 — В ГДЛ В.П.Глушко провел 100 огневых стендовых испытаний жидкостных ракетных двигателей серии ОРМ.

1932, 14 июля — Приказом Центрального Совета Осоавиахима создана база МосГИРД для разработки ракет и ракетных двигателей.

1932 — Опубликована книга Ф.А Цандера «Проблема полета при помощи реактивных аппаратов».

1933 — Стендовые испытания жидкостных ракетных двигателей ОР-2 и 10 конструкции Ф.А.Цандера (МосГИРД).

1933, 17 августа — Запуск первой в мире ракеты с двигателем на гибридном топливе ГИРД-09 конструкции М.К.Тихонравова.

1933 — Приказом Реввоенсовета СССР, подписанным М.Н.Тухачевским 21 сентября, и Постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) 31 октября на базе ГДЛ и МосГИРД организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ).

1933, 25 ноября — Запуск первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем ГИРД-Х конструкции Ф.А.Цандера. 1933 — Первые официальные стендовые испытания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) ОРМ-50 и ОРМ-52 конструкции В.П.Глушко (ГДЛ).

1933 — ГДЛ проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолетов 9 видов ракетных снарядов различных калибров на бездымном порохе конструкции Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака и В.А.Артемьева.

1934 — 1938 — Руководимое В.П.Глушко подразделение ГДЛ по разработке ЭРД и ЖРД (1929 — 33) продолжило свою работу в качестве подразделения РНИИ.

1935 — Опубликована книга Г.Э.Лангемака и В.П.Глушко «Ракеты, их устройство и применение».

1936 — Опубликована книга В.П.Глушко «Жидкое топливо для реактивных двигателей» (курс лекций, прочитанных в Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е.Жуковского).

1936, 5 ноября — Официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 конструкции В.П.Гпушко.

1936 — 1940 — Опубликованы 9 выпусков сборника «Ракетная техника» (труды РНИИ).

1937, 27 августа — Официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1 конструкции В.П.Глушко. 1937 — 1938 — Проведено 30 огневых наземных испытаний ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318-1 конструкции С.П.Королева.

1937 — 1939 — Проведено 13 огневых наземных и 2 летных испытания ЖРД ОРМ-65 на крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королева.

1939 — Руководимое В.П.Глушко подразделение по разработке ЖРД выделилось из РНИИ в самостоятельную конструкторскую группу при московском авиамоторном заводе.

1939 — 1941 — На базе реактивных снарядов, разработанных в ГДЛ, в РНИИ создано вооружение самолетов и многозарядные мобильные установки БМ-13 и другие, широко и весьма эффективно использовавшиеся в боевых действиях: в районе реки Халхин-Гол в 1939 г. на самолетах и в Великой Отечественной войне 1941 — 45 гг. на самолетных и наземных установках.

1940, 28 февраля — Первый полет ракетоплана РП-318-1, пилотируемого летчиком В. П. Федоровым, с двигателем, являющимся модификацией ОРМ-65.

1941 — Реорганизация конструкторской группы В.П.Глушко по ЖРД в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ), г. Казань.

1942, 15 мая — Первый полет ракетного самолета БИ-1 (разработан А. Я. Березняком и А. М. Исаевым под руководством В. Ф. Болховитинова), пилотируемого летчиком Г. Я. Бахчиванджи, с ЖРД Д-1-А-1100 конструкции РНИИ.

1942 — Стендовый образец ЖРД РД-1 с насосной подачей топлива конструкции В.П.Глушко наработал 1 час 10 мин. без съема со стенда.

1942 — Начало работ А. М. Исаева по разработке ЖРД.

1943 — Проведены официальные стендовые и летные испытания вспомогательного самолетного ЖРД РД-1 конструкции В.П.Глушко.

1944 — Постановка ЖРД РД-1 в двух модификациях на серийное производство по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО).

1944 — Организация ОКБ А.М.Исаева по разработке ЖРД на высококипящем топливе.

1944 — 1945 — Проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах конструкции В.М.Петллкова (Пе-2), С.Д.Лавочкина (Ла-7), А.С.Яковлева (Як-3) и П.О.Сухого (Су-6).

1945 — Проведены официальные наземные и летные испытания ЖРД РД-1ХЗ конструкции В.П.Глушко на самолетах В.М.Петлякова (Пе-2Р), С.А.Лавочкина (Ла-7Р и 120Р), А.С.Яковлева (Як-3) и П.О.Сукого (Су-7). Серийное производство РД-1ХЗ в двух модификациях.

1945 — Специализация ГДЛ — ОКБ В.П.Гпушко по разработке мощных ЖРД.

1945 - 1948 — Разработка в ГДЛ — ОКБ и начало летных испытаний ЖРД РД-100 для внутриконтинентальной и геофизической ракеты 1РА-Е.

1946, 18 августа — Первая в СССР публичная демонстрация летательного аппарата в полете с работающим ЖРД — показ на авиационном параде в Тушино — (Москва) самолета-истребителя С.А.Лавочкина 120Р с РД-1ХЗ.

1946, 29 ноября — Назначение начальником РНИИ академика М.В.Келдыша, организовавшего деятельность института как головного по ракетному двигателестроению.

1947 — Опубликован труд Я.Б.Зельдовича и А.И.Полярного «Расчеты тепловых процессов при высокой температуре».

1947 — 1949 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и начало летных испытаний ЖРД РД-101 для внутриконтинентальной и геофизической ракеты В-2-А.

1948 — Издан труд В.П.Глушко «Основы устройства реактивных двигателей на жидком топливе» (курс лекций, прочитанных в МВТУ им. Баумана).

1952 — 1953 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и начало летных испытаний ЖРД РД-103 для внутриконтинентальной и геофизической ракеты В-5-В.

1954 — 1957 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и начало летных испытаний ЖРД РД-107 и РД-108 соответственно для 1 и 2 ступеней межконтинентальной и космических ракет.

1954 — Начало разработки ЖРД на унитарном топливе (изопролилнитрате) для самолетов в ОКБ С.А.Косберга.

1955 — 1957 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и начало летных испытаний ЖРД РД-214 для 1 ступени ракеты-прототипа ракетносителей «Космос» и «Интеркосмос».

1956 — Опубликован справочник «Термодинамические свойства компонентов продуктов сгорания» в 3 томах, составленный под научным руководством В.П.Глушко. Ведущий автор Л.В.Гурвич.

1956 — Начало разработки ЖРД на двухкомлонентном топливе (кислородно-керосиновом) для самолетов в ОКБ С.А.Косберга.

1957, 4 октября — Начало космической эры, положенное выводом на орбиту первого искусственного спутника Земли ракетой-носителем, разработанной ОКБ С.П.Королева, с ЖРД РД-107 и РД-108 конструкции ОКБ В.П.Глушко.

1958 — Начало разработки ЖРД для верхних ступеней ракетносителей и других ракет в ОКБ С.А.Косберга.

1958 — 1959 — Разработка и стендовые испытания в РНИИ первого экспериментального ЖРД с дожиганием генераторного газа в основной камере двигателя.

1958 — 1960 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и летные испытания ЖРД РД-216 для 1 ступени ракеты-прототипа одной из ракет-носителей серии «Космос».

1958 — 1961 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и летные испытания ЖРД РД-219 для 2 ступени космической ракеты.

1958 — 1961 — Разработка в ГДЛ—ОКБ и начало летных испытаний ЖРД РД-119 для 2 ступени ракет-носителей «Космос» и «Интеркосмос».

1959 — 1960 — Разработка и начало летных испытаний ЖРД для космических кораблей в ОКБ А.М.Исаева.

1959 — 1961 — Разработка и начало летных испытаний ЖРД с дожиганием генераторного газа.

1959 — 1962 Разработка в ГДЛ—ОКБ и летные испытания ЖРД РД-111 для космической ракеты.

1960 — Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила крупному кратеру с центральной горкой на обратной стороне Луны имя Циолковского. 1961 —1965 — Разработка и начало летных испытаний ЖРД с дожиганием генераторного газа для ракеты-носителя «Протон» (РД-253 конструкции ГДЛ—ОКБ для 1 ступени, конструкции ОКБ С.А.Косберга для других ступеней).

1962 — Опубликован справочник «Термодинамические свойства индивидуальных веществ» в 2 томах, составленный под научным руководством В.П.Глушко. Ведущий автор Л.В.Гурвич. 1966 — В ознаменование основополагающего вклада ГДЛ, ГИРД и РНИИ в развитие отечественного ракетостроения Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила названия этих организаций кратерным цепочкам на обратной стороне Луны.

1966 — Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила кратерам на обратной стороне Луны имена ученых и конструкторов, разрабатывавших пороховые и жидкостные ракетные двигатели: Засядко, Константинов, Кибальчич, Федоров, Поморцев, Тихомиров, Кондратюк, Цандер, Петропавловский, Лангемак, Артемьев, Косберг, сотрудников ГДЛ—ОКБ: Малый, Петров, Чернышев, Жирицкий, Артамонов, Гаврилов, Фирсов, Алехин, Грачев, Мезенцев. 1969 — В связи с 40-летием ГДЛ—ОКБ (1929—1969) на зданиях Главного Адмиралтейства и Иоанновского равелина Петропавловской крепости (Ленинград), там, где в 30-х гг. размещалась ГДЛ, установлены мемориальные доски.

1971 — 1974 — Опубликование справочника «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания» в 10 томах, составленного под научным руководством В.П.Глушко. Ведущий автор В.Е.Алемасов.

1973 — Открыт музей ГДЛ в здании Иоанновского равелина Петропавловской крепости (Ленинград), в котором ранее размещались стенды для испытания ЭРД и ЖРД и мастерские для их изготовления.

Краткая хронология отечественного ракетного двигателестроения по различным причинам не отражает всего объема разработок, выполненных системой опытно-конструкторских бюро с участием институтов и заводов.

Далее

назад