The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Рукопожатием на орбите
вернёмся в начало?

Одним из наиболее важных событий в пилотируемых полетах, получившем одобрение во всем мире, была стыковка на околоземной орбите советского и американского космических кораблей, которую пресса образно назвала «Рукопожатием на орбите». Этот исторический полет был воспринят во всем мире как символ разрядки в космосе и укрепления международного сотрудничества в области космических исследований.

Начало программы ЭПАС

Хотя после одинаковых по существу начальных космических программ СССР и США стали разрабатывать национальные космические проекты с заметно различными целями, с самого начала имелась определенная кооперация в деятельности ученых обеих стран в области космических исследований. Первое официальное соглашение в этой области было заключено между Академией наук СССР и НАСА США в июне 1962 г., через пять лет после запуска первого спутника, возвестившего о начале космической эры.

Внизу. Пятеро космонавтов, летавших по совместной программе ЭПАС в 1975 г. Командирами были Т. Стаффорд (стоит слева) и А. Леонов (стоит справа). Другие члены экипажей - Д. Слейтон и В. Бранд (сидят слева) и В. Кубасов.

Эти и другие ранние двусторонние соглашения привели к созданию прямой линии связи между мировыми метеорологическими центрами в Москве и Вашингтоне, к постановке совместных экспериментов в области связи через космос посредством пассивного спутника «Эхо-2», к совместной работе по написанию научного трактата «Основы космической биологии и медицины» и обмену данными о земном магнетизме. Однако все эти совместные советско-американские усилия во второй половине 60-х годов оставались ограниченными и незначительными по сравнению с возможностями двух космических держав, которые к этому времени создали свои космические корабли третьего поколения для пилотируемых полетов - «Союз» и «Аполлон».

Благодаря расширению международного сотрудничества в космосе и в особенности благодаря улучшению советско-американских отношений проект ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз») стал реальностью.

В результате ряда встреч, начиная с 1969 г., советские и американские правительственные организации и эксперты выделили проблему безопасности пилотируемых полетов как потенциально плодотворную область сотрудничества и сформулировали идею проектирования совместимых систем стыковки для обеспечения мер безопасности при возможных операциях по спасению космонавтов. Из-за несовместимости систем стыковки советские и американские космические корабли в случае необходимости не могли быть состыкованы; совместимая система стыковки могла бы устранить это препятствие на пути проведения спасательных операций в космосе.

В октябре 1970 г. были созданы объединенные рабочие группы, каждая из которых изучала тот или иной аспект разработки нового стыковочного оборудования. Они рассмотрели радио- и оптические системы сближения и стыковки кораблей; отличия систем связи и управления микроклиматом, используемых в космических кораблях двух стран; основные принципы функционирования и проекты предлагаемой системы стыковки; вопросы стоимости и возможность испытания новой системы стыковки.

Проект был окончательно одобрен на советско-американской встрече на высшем уровне в мае 1972 г., что нашло отражение в пятилетнем «Соглашении о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», в котором была предусмотрена разработка «совместимых систем сближения и стыковки советских и американских пилотируемых кораблей и станций для повышения безопасности пилотируемых космических полетов и обеспечения возможности проведения совместных научных экспериментов в будущем». Соглашением совместный полет был назначен на 1975 г.; было установлено, что он должен включать «стыковку советского космического корабля типа «Союз» с американским космическим кораблем «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов в каждый корабль».

Чл.-корр. АН СССР К. Д. Бушуев и д-р Г. Ланни были назначены техническими директорами программы ЭПАС с советской и американской сторон.


Вверху. Советский переводчик (слева) рассказывает об особенностях скафандра для экипажа «Аполлона» В. Кубасову (третий слева) и А. Леонову (второй справа) во время визита в Центр космических полетов им. Кеннеди в феврале 1975 г.

Проблемы совместимости

Уже первые встречи советских и американских экспертов показали, что судьба ЭПАС зависит от решения проблем совместимости, которые можно разделить на пять основных групп.

Первая группа проблем относилась к созданию взаимоприемлемого оборудования для измерения расстояния между кораблями и обеспечения их встречи. Хотя системы кораблей «Союз» и «Аполлон», созданные для этих целей, базировались на одинаковых принципах, различие их технических характеристик и принципов действия делали их совершенно несовместимыми. В обоих кораблях использовались, например, радиотехнические системы стыковки, однако применяемые частоты, методы получения данных и измеряемые параметры движения были совершенно различными. Радиотехнические системы «Союза» в дополнение к измерению дальности между сближающимися кораблями позволяли определить рассогласование линии их центров масс, используемое для взаимного радиоуправления, и выдавали сигналы для контроля углового положения кораблей. Системы «Аполлона» предназначались только для определения дальности; все другие параметры, необходимые для сближения, определялись визуально. Кроме того, процедура сближения корабля «Аполлон» основывалась только на ручных методах управления, а корабль «Союз» имел системы как для ручного, так и автоматического сближения и стыковки. Благодаря этому была возможна автоматическая стыковка аппаратов «Космос-186» и «Космос-188» еще в 1967 г., а в дальнейшем осуществлялась стыковка автоматических грузовых кораблей «Прогресс» к орбитальным станциям «Салют». Оптические характеристики поверхности корабля «Союз» также не согласуются с требованиями оптической аппаратуры «Аполлона». Так как крайний срок проведения полета был назначен на июль 1975 г., а работы по подготовке системы стыковки должны были закончиться в октябре 1972 г., было невозможно создать объединенными усилиями унифицированную систему стыковки, удовлетворяющую всем требованиям совместимости. Поэтому рабочая группа, которой было поручено решение этой проблемы, приняла для полета систему стыковки корабля «Аполлон».

Внизу. Ч. Харингтон, американский эксперт по аэронавтике, во время поездки в СССР проверяет летную модель системы стыковки ЭПАС в Институте космических исследований Академии наук СССР.

Это решение было продиктовано главным образом тем соображением, что корабль «Аполлон», спроектированный для полета на Луну и поэтому имеющий большой запас топлива, был активным кораблем в процессе сближения и стыковки. Корабль «Союз» автоматически отвечал на поступающие запросы. Все же имелись трудности изменения оптических характеристик поверхности корабля «Союз» в соответствии с требованиями оптической системы «Аполлона». Дело в том, что при изменении цвета поверхности корабля «Союз» на молочно-белый соответственно изменились бы характеристики поглощения и отражения света поверхностью, и это могло привести к нарушению температурных условий на борту корабля. Было принято компромиссное решение, и корабль «Союз» был окрашен частично в белый цвет и частично в зеленый. Соответствующая оптическая модель, испытанная в обеих странах, подтвердила, что такая цветовая схема является приемлемой. И действительно, экипаж «Аполлона» обнаружил «Союз» в полете с дальности в несколько сотен километров. На корабле «Союз» были также установлены проблесковые маяки для применения в тени Земли и сигнальные огни, указывающие ориентацию корабля на последнем этапе стыковки. Две стыковочные мишени дополняли эту часть оборудования.


Вверху. Зал Центра управления пуском на мысе Канаверал во время подготовки к пуску. Видны дисплеи, мониторы и контрольные системы для проверки и запуска ракеты-носителя.

Вторая группа проблем совместимости относилась к стыковочным узлам, т.е. ко всем деталям, которые непосредственно соприкасаются во время стыковки. В обоих космических кораблях использовалась система стыковки штырь-конус; активный корабль оснащался штырем («зондом» по американской терминологии), который скользил по поверхности конуса («мишени») пассивного корабля при их взаимном маневрировании. Процесс стыковки завершается срабатыванием замков, гарантирующих прочность и герметичность соединения. Одинаковые по принципу работы стыковочные агрегаты кораблей «Союз» и «Аполлон» имели разные размеры, различались конструкцией замков, механизмов стягивания и т.п., и это исключало возможность стыковки.


Вверху. Ракета А-2 стартует с космодрома Байконур с кораблем «Союз-16» 2 декабря 1974 г. во время «генеральной репетиции» к полету по программе ЭПАС. На борту корабля дублирующий советский экипаж в составе А. Филипченко и Н. Рукавишникова.

Вверху. Вид советского Центра управления полетом во время тренировок. На экране видны наземные трассы космических кораблей ЭПАС. Справа на экране дано изображение состыкованных кораблей.

Рабочая группа, рассматривающая проблему стыковочных агрегатов, поставила задачу конструирования совершенно нового стыковочного узла. При этом были сформулированы два основных требования: новая система должна быть андрогинной, т.е. такой, что каждый космический корабль может работать как в активном, так и в пассивном режиме; новая система должна включать периферийные элементы и не занимать центральную часть, оставляя ее свободной для размещения переходного туннеля между кабинами космических кораблей. Рабочая группа, которая провела по десять совещаний в каждой стране, приняла за основу конструкцию стыковочного агрегата в виде кольцевого шпангоута с направляющими выступами, предложенную советскими инженерами во главе с В. С. Сыромятниковым. Чтобы избежать изменения базовой конструкции корабля «Аполлон», что потребовало бы дорогих проверочных испытаний, американцы сконструировали переходный элемент, названный стыковочным отсеком. Этот новый отсек стыковался с одного конца с отсеком экипажа корабля «Аполлон» посредством стыковочного агрегата «штырь-конус» и с другого конца с кораблем «Союз» с помощью вновь спроектированного агрегата. Советская и американская системы стыковки в значительной степени отличались одна от другой, например системами амортизации и направляющих колец, но они соответствовали определенным согласованным требованиям, что обеспечило их совместимость и возможность стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон». После многочисленных наземных экспериментов на моделях стыковочной системы советский стыковочный агрегат был испытан в полете на «Союзе-16» со специальным шпангоутом, имитирующим стыковочный агрегат «Аполлона». Это испытание было полностью успешным.

Состыкованный космический комплекс (в рамках программы ЭПАС)
1
Двигательный отсек корабля «Аполлон» с колоколообразным соплом маршевого двигателя. В отсеке размещаются топливо, топливные элементы, кислород, другие системы и оборудование.
2 Двигатели реактивной системы управления.
3 Двигатели управления по тангажу.
4 Отсек экипажа корабля «Аполлон» с оборудованием для трех астронавтов. Атмосфера кабины - чистый кислород при давлении 0,35 ат.
5 Пульты управления и контроля.
6 Стыковочный отсек, в котором космонавты и астронавты адаптируются к различным атмосферам при переходе на другой корабль.
7 Антенны УКВ-радиостанции (частота 121,75 МГц).
8 Стыковочная мишень.
9 Направляющий элемент стыковочного агрегата (1 из 3).
10 УКВ-антенна.
11 Орбитальный отсек корабля «Союз», используемый для работы и отдыха экипажа.
12 Спускаемый аппарат корабля «Союз» с оборудованием для двух космонавтов. Нормальная атмосфера в кабине кислородно-азотная при давлении около 1 ат, уменьшаемом для периода нахождения в состыкованном состоянии до 0,7 ат.
13 Двигатели причаливания и ориентации (14 двигателей тягой 10 кгс каждый).
14 Проблесковый световой маяк.
15 Датчик солнечной ориентации.
16 Приборно-агрегатный отсек «Союза».
17 Двигатели сближения и ориентации.
18 Двигатели ориентации (12 двигателей тягой кгс каждый).
19 Сближающе-корректирующий двигатель (тяга 300 кгс).
20 Радиатор системы терморегулирования.
21 Антенна радиотехнической системы сближения.
22 Панели солнечных батарей. (Размах 8,37 м).
23 Антенна радиотелеметрии.
24 Двигатели ориентации (12 двигателей тягой 25кгс каждый).
25 Датчик ориентации по инфракрасной вертикали на Землю.
26 Проблесковый световой маяк.
27 Кольцевая антенна.
28 Визир-ориентатор.
29 Антенна радиотелевизионной системы (1 из 2).
30 Телевизионная камера внешнего обзора и бортовой огонь ориентации (красный).
31 УКВ-антенна радиостанции «Аполлон» (частота 121,75 МГц).
32 Шар-баллон со сжатым кислородом.
33 Шар-баллон со сжатым азотом.
34 Стыковочная мишень «Союза».
35 Стыковочный шпангоут основного блока «Аполлона».
36 Кресло астронавта.
37 Двигатели управления по рысканию.
38 Остронаправленные антенны (для связи с Землей через спутник-ретранслятор АТС-6. Входная частота 2077,4 МГц, выходная 2256 МГц).

Наиболее впечатляющий эксперимент в мире в рамках сотрудничества в космосе был проведен в июле 1975 г., когда американский корабль «Аполлон» был состыкован с советским кораблем «Союз» на околоземной орбите высотой 225 км.

Полет, в ходе которого астронавты и космонавты совершили переходы с одного корабля на другой и проводили эксперименты, был полностью успешным.

Чтобы состыковать «Аполлон» и «Союз», имеющие различные внутренние давления, на орбиту был выведен на американском носителе стыковочный отсек, спроектированный совместно американскими и советскими инженерами. Будущие американские космические корабли будут иметь такую же кислородно-азотную атмосферу, как советский корабль, чтобы упростить проблему взаимного перехода экипажей двух состыкованных кораблей. Одной из наиболее важных задач полета было проведение серии астрономических, медико-биологических и технологических экспериментов, а также фотографирование земной поверхности. Эти эксперименты Советский Союз продолжил на космической станции «Салют-6». Их можно рассматривать как необходимые шаги на пути создания полноразмерных заводов в космосе (ст. 16).


Стыковочный отсек
1
Стыковочный шпангоут основного блока «Аполлона».
2 Кожух шаров-баллонов с кислородом и азотом (1 из 2).
3 Антенна УКВ-ЧМ радиолиний (1 из 3).
4 Амортизатор.
5 Направляющий выступ (1 из 3).
6 Защелка кольца (1 из 3).
7 Амортизатор (1 из 6).
8 Поверхность соединения с переходным тоннелем.
9 Блок моторов системы стягивания и редуктор.
10 Замки на шпангоуте.
11 Стыковочное кольцо (выдвинуто).
12 Стыковочная мишень «Союза».
13 Распределительная коробка.
14 УФ-спектрометр.

Технические характеристики
Длина цилиндрической камеры 3,15 м.
Максимальный диаметр 1,42 м.
Полная масса (с экспериментальным оборудованием, грузами, жидкостями и системой стыковки) 5900 кг.


Схема полета
1
«Союз-19» запускается с космодрома Байконур в 15 ч 20 мин московского времени 15 июля 1975 г.
2 Центральный блок ракеты-носителя отделяется; космический аппарат выведен на орбиту.
3 «Союз» выводится на монтажную орбиту.
4 Ожидание прибытия корабля «Аполлон».
5 «Аполлон» запускается из Центра космических полетов им. Кеннеди в 15 ч 50 мин вашингтонского времени (22 ч 50 мин московского времени).
6 Ступень I носителя отделяется, включается ступень II.
7 Основной блок корабля «Аполлон» отделяется, выдвинутый стыковочный отсек находится в вершине второй ступени.
8 Корабль разворачивается на 180°.
9 Стыковка с выдвинутым стыковочным отсеком.
10 Маневры для встречи.
11 Подготовка к стыковке.
12 Стыковка, переходы экипажей и проведение совместных экспериментов.
13 Космические корабли разделяются.
14 Торможение «Союза».
15 Отделение орбитального и приборно-агрегатного отсеков.
16 Спускаемый аппарат совершает посадку в СССР.
17 «Аполлон» продолжает полет по орбите.
18 Отделяется стыковочный отсек, включается тормозная двигательная установка.
19 Отделяется двигательный отсек.
20 Отсек экипажа приводняется в Тихом океане.

Ракеты-носители
Слева.
2½-ступенчатая ракета-носитель «Союз» высотой 39,3 м. Космический корабль закрыт отделяемым головным обтекателем.

Справа. Ракета-носитель «Сатурн-1В» общей длиной 68,3 м. В верхней части второй ступени ракеты размещен стыковочный отсек (закрыт элементами конструкции), который отделяется в полете во время транспортного маневра (см. схему полета п. 9).




Последовательность стыковки
На схемах показан метод выравнивания атмосфер космических кораблей при переходе экипажей из корабля в корабль. Корабль «Аполлон» имел атмосферу чистого кислорода при давлении 280 мм рт.ст. Корабль «Союз» - кислородно-азотную атмосферу при давлении 520 мм рт.ст.
1 Первоначальное положение астронавтов и космонавтов в космических кораблях; люки закрыты.
2 Люк 2 открыт. Командир и пилот корабля «Аполлон» переходят в стыковочный отсек.
3 Люк 2 закрыт. В тоннель 2 подаются кислород и азот.
4 Давление кислородно-азотной атмосферы в стыковочном отсеке медленно повышается до 490 мм рт.ст.
5 Открывается люк 4. Давление в тоннеле 2 выравнивается с давлением в корабле «Союз».
6 Давления в стыковочном отсеке и «Союзе» выравнены. Астронавты «Аполлона» открывают люк 3 и входят в «Союз» для исторической встречи. При переходе советского экипажа применяется обратная последовательность перехода.


Вверху. Ракета-носитель «Сатурн-1B» перевозится от здания сборки к стартовому комплексу LC-39B на гигантской самоходной установке на гусеничном ходу. Длинный белый цилиндр в верхней части башни обслуживания - молниеотвод.


Вверху. Зеленый космический корабль «Союз-19» четко выделяется на фоне черного неба и закрытой густой облачностью Земли. Снимок сделан через иллюминатор корабля «Аполлон».


Вверху. Вид «Аполлона» с «Союза». В передней части американского корабля - стыковочный отсек, который был присоединен к кораблю на орбите (первоначально находился на последней ступени ракеты-носителя «Сатурн-1В»).

Третья группа проблем совместимости включала средства связи и управления полетом. Хотя эта проблема не была столь труднопреодолимой, как рассмотренные выше, она охватывала важные вопросы: связь между двумя космическими кораблями в полете, взаимодействие между каждым кораблем и наземным Центром управления, осуществляющим руководство полетом другого корабля, и, наконец, взаимодействие между двумя Центрами управления. Эти сложные проблемы были решены путем установки дополнительной радиоаппаратуры на борту обоих космических кораблей, стандартизованной по применяемым частотам, и обеспечения кораблей проводной связью при полете в состыкованном состоянии. Все системы связи прошли лабораторные испытания в обеих странах, после чего были испытаны в начале 1975 г. на борту корабля «Аполлон» в Центре космических полетов им. Кеннеди во Флориде и на борту корабля «Союз» на космодроме Байконур.

Четвертая группа проблем касалась совместимости систем жизнеобеспечения и оборудования для перехода космонавтов из одного корабля в другой. Здесь созданная рабочая группа опять столкнулась со значительными проблемами. Когда корабли «Союз» и «Аполлон» разрабатывались 10 лет назад, две проектные группы руководствовались своими собственными, независимыми принципами. Советские конструкторы выбрали для «Союза» земную атмосферу. Для корабля «Аполлон» американские специалисты выбрали атмосферу, состоящую из чистого кислорода при давлении 280 мм рт. ст. (около 1/3 атмосферного давления на поверхности Земли). Непосредственный переход членов экипажа из «Союза» в «Аполлон» вызвал бы кессонную болезнь - состояние, наблюдаемое у водолазов, когда они слишком быстро выходят на поверхность и в их крови образуются пузырьки азота. Только настойчивость и взаимная готовность к компромиссным решениям дали возможность рабочей группе смело взяться за подобную трудную проблему и справиться с ней. Первое и самое главное соглашение было достигнуто по предложению американской стороны - включить воздушную переходную камеру в состав стыковочного отсека. Чтобы исключить длительный период адаптации внутри ее при переходе членов экипажа из корабля «Союз» в корабль «Аполлон», советские инженеры согласились уменьшить давление атмосферы в «Союзе» примерно на одну треть в период нахождения корабля в состыкованном состоянии. Это было не простое решение. Оно потребовало изменения некоторых бортовых систем, введения дополнительного оборудования, а также проверки безопасности и надежности бортовой аппаратуры при повышении парциального давления кислорода. Небольшая разница в давлениях дала возможность американцам упростить стыковочный отсек и его стоимость, так как членам экипажа не требовалось теперь проводить много времени в воздушной переходной камере. Благодаря такому решению все члены экипажа могли принять участие в обмене визитами.


Вверху. В.Кубасов подписывает официальное свидетельство о совместном полете по программе ЭПАС, когда американские и русские экипажи летели в состыкованном космическом комплексе. Свидетельство уже подписано Т.Стаффордом, Д.Слейтоном и А.Леоновым.

Наконец пятая группа проблем касалась организационной и методологической совместимости. Она включала широкий диапазон вопросов от принципов совместного управления полетом и мер предосторожности при различных нештатных ситуациях до стандартизации терминологии и преодоления языкового барьера. Важной проблемой этой рабочей группы был выбор «окон» стартов, т.е. периодов времени, когда запуск позволил бы достигнуть цели полета (встречи кораблей на орбите) и были бы удовлетворены все требования и ограничения. Например, «окно» запуска «Союза» выбиралось так, чтобы последние восемь минут перед включением тормозной двигательной установки для посадки корабль находился на солнечной стороне Земли и космонавты могли выполнить ориентацию корабля вручную. «Окно» запуска «Аполлона» должно было гарантировать, что его приводнение произойдет днем для облегчения проведения спасательных операций. Здесь проблема была решена опять путем компромисса, найденного в результате некоторого изменения требований обеих сторон.

Космонавты и астронавты

Командиром основного экипажа корабля «Союз» был назначен полковник ВВС Алексей Леонов - первый человек, совершивший выход в космос во время полета корабля «Восход-2» в 1965 г. После этого полета ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и широко известен как художник, пишущий на космические темы.


Вверху. Фотография для истории. Астронавт Т.Стаффорд пожимает руку А.Леонову через тоннель стыковочного отсека, который соединяет «Союз» и «Аполлон». «Рад видеть вас»,- сказал улыбающийся русский по-английски.

Бортинженер основного экипажа Валерий Кубасов провел первый космический эксперимент по сварке во время полета на корабле «Союз-6» в 1969 г. Он - Герой Советского Союза, окончил Московский авиационный институт, кандидат технических наук.

Основным экипажем корабля «Аполлон» командовал бригадный генерал ВВС США Томас Стаффорд, ветеран трех космических полетов, в том числе полета на Луну на корабле «Аполлон-10». В 1969 г. Военно-морская академия США присудила Стаффорду степень бакалавра наук, и он награжден тремя медалями НАСА «За заслуги».

Дональд Слейтон, пилот стыковочного отсека корабля «Аполлон», и Вэнс Бранд, пилот отсека экипажа, ранее не летали в космос, хотя оба состояли в отряде космонавтов много лет.

Восемь космонавтов и девять астронавтов, включая дублирующие экипажи, провели тренировки по всем аспектам совместного полета. В процессе тренировок советские специалисты ознакомили астронавтов США с кораблем «Союз» в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина, недалеко от Москвы, а советские космонавты тренировались на тренажере корабля «Аполлон» в Центре пилотируемых полетов им. Джонсона в Хьюстоне, шт. Техас.


Вверху. Т. Стаффорд и Д. Слейтон поднимают тубы с борщом, на которых наклеены водочные этикетки. Отсутствие алкогольных напитков на орбите не отражалось на дружеских общениях экипажей.

В результате совместных тренировок было отработано надежное взаимодействие между советским и американским экипажами, а также между руководителями полета по программе ЭПАС Алексеем Елисеевым и Питером Франком.

Полет

Совместный полет начался безупречным во всех отношениях стартом корабля «Союз», запущенного 15 июля 1975 г. в 12 ч 20 мин по Гринвичу, точно в обусловленное время (отклонение не превышало 5 мс).

Запуск был показан по телевидению, и более 100 миллионов телезрителей в одном только Советском Союзе видели, как ракета, окутанная оранжевым пламенем и дымом, поднялась с громовым шумом и прочертила след в небе в северо-восточном направлении. Среди тех, кто наблюдал запуск непосредственно на космодроме Байконур, находились посол США в СССР У. Стессел и помощник заместителя директора НАСА В. Шарпи. Через 530 с после старта Центр управления полетом объявил, что выключен двигатель и прошла команда на отделение третьей ступени ракеты-носителя. Космический корабль «Союз-19» был выведен на орбиту.

Во время маневров на четвертом и семнадцатом витках Леонов сформировал круговую монтажную орбиту высотой 225 км. Эти маневры были весьма успешными: максимальное отклонение монтажной орбиты от установленной совместными документами составило 250 м при допустимой величине 1500 м, время достижения кораблем данной точки орбиты отличалось от расчетного на 7,5 с при допустимой величине отклонения 90 с. Через 7 ч 30 мин после старта корабля «Союз» ракета-носитель «Сатурн-1B» вывела корабль «Аполлон» на орбиту с параметрами 149 и 167 км с тем же наклонением 51,8°, что и орбита «Союза». Через час после выведения астронавты приступили к транспортным и стыковочным операциям, чтобы извлечь стыковочный отсек из ракеты-носителя, и выполнили серию фазирующих маневров для подготовки к стыковке с кораблем «Союз».

Небольшие затруднения, которые возникли на обоих кораблях, были успешно преодолены и не смогли оказать влияния на результаты полета. Астронавтам сначала не удалось провести демонтаж стыковочного механизма на входе в стыковочный отсек. Но с этой проблемой сталкивались ранее, во время одного из полетов на Луну, и она уже была решена. Неполадки на борту «Союза» относились к работе телевизионных камер и также не оказывали влияния на ход полета. Другие проблемы на борту «Аполлона» - неполадки системы удаления мочи, пузырек инертного газа в одной из топливных магистралей, зацепившийся москит, совершивший полет в космос,- были еще менее существенными.

Стыковка на орбите через 51 ч 49 мин после старта «Союза» была самым напряженным моментом полета. Она прошла без толчков и была завершена на несколько минут раньше намеченного времени. Это была решающая фаза программы ЭПАС. Испытание в реальных космических условиях новой совместимой системы стыковки прошло успешно.

Другим важным моментом полета были переходы экипажей из одного корабля в другой; система жизнеобеспечения, созданная по программе ЭПАС, продемонстрировала потенциальные возможности проведения спасательных работ в космосе. Переходы экипажей происходили в повседневной одежде, но отсутствие вечерних костюмов не умаляло торжественности события. Миллионы телезрителей во всем мире с волнением смотрели на командиров советского и американского кораблей Леонова и Стаффорда, висящих друг над другом в космосе.

Во время первой встречи Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев послал приветствие на борт состыкованного космического комплекса, в котором пожелал обоим экипажам счастливого полета, а президент США Дж. Форд обратился с приветственной речью к экипажам. Командиры экипажей обменялись национальными флагами, и командир «Союза» подарил командиру «Аполлона» флаг Организации Объединенных Наций.

За первой эмоциональной встречей последовала вторая встреча через 10 ч и затем два взаимных визита. Все четыре перехода экипажей прошли благополучно, без технических трудностей. Космонавты провели совместные телевизионные репортажи и выполнили физические упражнения. Они рассказали о научных экспериментах в космосе и ответили на вопросы корреспондентов, аккредитованных в советском и американском пресс-центрах, работавших во время полета.

Дух товарищества на этих встречах на орбите особенно ярко проявился при неофициальных общениях членов экипажей после сеансов связи, общения были дружественными и проводились то на одном, то на другом языках. Во время совместного обеда на борту «Союза» Леонов подтвердил свою репутацию любителя шуток, наклеив на одну из больших туб, в которых хранятся пища и напитки для космонавтов, яркую этикетку «Водка», на самом деле в тубе был борщ!

За первой расстыковкой двух кораблей последовала повторная стыковка, в которой роли кораблей поменялись и стыковочный агрегат «Союза» стал активным. Успешной повторной стыковкой завершилась проверка андрогинной системы стыковки.

На шестые сутки полета корабль «Союз» спустился с орбиты и совершил посадку в Казахстане. Через трое с половиной суток «Аполлон» приводнился в заданном районе Тихого океана. Неисправность во время посадки «Аполлона» привела к проникновению в кабину ядовитой газообразной четырехокиси азота, однако все окончилось благополучно.

Научные эксперименты

Во время полета было выполнено 32 научных эксперимента, включая пять совместных. Все они дали ценные результаты. В эксперименте «искусственное солнечное затмение» корабль «Аполлон» (непосредственно после первой расстыковки) служил диском, заслоняющим Солнце. Экипаж «Союза» проводил в этом эксперименте наблюдения и фотографировал солнечную корону (это красивое явление не удается наблюдать до тех пор, пока не будут затенены прямые солнечные лучи). Оба космонавта рассказывали о красоте короны в ходе эксперимента, хотя некоторые технические трудности усложнили его проведение.

Двойное наименование другого совместного эксперимента, «зонообразующие грибки - биоритм», отражает название биологического объекта и главную цель эксперимента. Последняя заключалась в изучении влияния условий космоса на биоритмы живого организма. В качестве объекта исследования был выбран штамм лучистого грибка, при росте которого периодически образуются кольцеобразные зоны спор и мицелия, заметные невооруженным глазом.

Эксперимент «микробный обмен» проводился для изучения влияния условий космического полета на защитные свойства организма человека. Он заключался в определении количественного и качественного составов микроорганизмов, обитающих на внутренних поверхностях обоих космических кораблей, а также в сравнении проб микрофлоры на кожных покровах, взятых у обоих экипажей до полета, во время полета и после него. ЭПАС предоставлял уникальную возможность для подобных экспериментов, так как два экипажа готовились к полету в географических районах, далеко отстоящих друг от друга, и, следовательно, начальные условия эксперимента были идеальными.

В эксперименте «ультрафиолетовое поглощение» измерялись концентрации атомарного кислорода и азота в верхних слоях атмосферы Земли. Для этого импульсные световые сигналы с корабля «Аполлон» направлялись на отражатели корабля «Союз» и возвращались на приемное устройство спектрометра, установленного на американском корабле. Этот эксперимент, проводившийся после окончательной расстыковки кораблей, вначале оказался неудачным. Однако последующие консультации между экипажами и Центрами управления полетом способствовали его успешному завершению.

Наконец эксперимент «универсальная печь» продемонстрировал возможность изучения процессов плавления, кристаллизации тепло- и массообмена в условиях невесомости и возможность использования невесомости для производства в космосе новых материалов и материалов с улучшенными свойствами. Впоследствии эти эксперименты были продолжены и развиты на борту орбитальных станций «Салют» в рамках советской национальной программы исследования космического пространства.

Во время автономных полетов кораблей советские космонавты выполнили биологические эксперименты («рост микроорганизмов», «эмбриональное развитие рыб», «генетические исследования») и астрофизические исследования. Американские астронавты изучали из космоса Землю и ее атмосферу, выполнили медико-биологические и технологические эксперименты.

Результаты ЭПАС

Стыковка на орбите советского и американского космических кораблей была воспринята с большим энтузиазмом во всем мире как важная веха в космических исследованиях и вклад в улучшение советско-американских отношений и смягчение международного климата.


Вверху. А.Леонов и В.Кубасов ставят свои автографы на корпусе спускаемого аппарата корабля «Союз-19» после приземления северо-восточнее г. Аркалык в Казахстане 21 июля 1975 г.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в послании президенту Дж. Форду выразил надежду, что совместный полет будет служить фундаментом для возможной последующей деятельности в области космических исследований, а президент Форд заявил, что примеру экипажей «Аполлон» и «Союз» последуют другие и что это внесет большой вклад в науку и взаимопонимание между странами.

Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм приветствовал полет как важную веху в истории человечества, как достижение, которое стало возможным благодаря развитию сотрудничества между двумя странами.

После полета космонавтам и астронавтам с семьями была оказана восторженная встреча, когда они совершали поездки по обеим странам.

В результате успешного выполнения программы ЭПАС накоплен неоценимый опыт для будущих совместных космических полетов кораблей и станций разных стран и для проведения спасательных работ в космосе в случае необходимости.

В мае 1977 г., когда истек срок ранее принятого соглашения о сотрудничестве в космосе, Советский Союз и Соединенные Штаты заключили новое пятилетнее соглашение о совместной космической деятельности. В нем было провозглашено, что результаты, полученные при исследовании космического пространства, должны использоваться только в мирных целях, на благо всех народов Земли.

Внизу. Спускаемый аппарат корабля «Аполлон» переместится в вертикальное положение, когда астронавты наполнят газом плавательные мешки. Космический корабль благополучно приводнился восточнее Гавайских островов после полета.

Статья третья нового соглашения специально провозглашала будущее сотрудничество в области пилотируемых полетов, «включая использование совместимых систем сближения и стыковки, созданных на основе систем, спроектированных во время экспериментального полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в июле 1975 г.»

Несомненно, что успех будущих совместных усилий в этой области будет в не малой степени зависеть от общего состояния советско-американских отношений.

вперёд
в начало
назад