The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

М.Галлай. Через невидимые барьеры
вернёмся в начало?
Везение и невезение
(отрывок)

Здоровенный старый грач, на которого мы налетели, — вернее то, что от него осталось, — застрял в переплете фонаря и так и был доставлен на землю. Но при этом изрядно досталось и мне. Кроме ушиба головы (за счет которого друзья и коллеги в течение долгого времени ехидно относили все мои, с их точки зрения, недостаточно мудрые высказывания), обнаружилось, что осколки стекла повредили мне левый глаз. Поэтому руководивший нами в то время профессор А. В. Чесалов на сей раз — в отличие от того, когда я попал во флаттер, — ничего записывать «на свежую голову» не велел (тем более что ни о какой свежей голове в тот момент не могло быть и речи), а, напротив, тут же решительно засунул меня в автомобиль и отправил в Москву, в глазную лечебницу. И, как вскоре выяснилось, очень правильно сделал. Только благодаря этому у меня еще на долгие годы сохранилось стопроцентное зрение на оба глаза.

Дабы происшествие не кануло бесследно в Лету, покойный грач был сфотографирован во всех возможных ракурсах (так принято делать при любой, даже самой незначительной, поломке). Две или три фотографии были предложены мне в качестве сувенира, и я легкомысленно принял их. Говорю «легкомысленно», ибо, кроме злополучного грача, на них фигурировала часть переплета фонаря — очень малая часть, гораздо меньшая, чем на фотографии, помещенной в этой книге, но все же какая-то часть: две дюралевые рейки, каковые при желании можно было квалифицировать как «элементы конструкции экспериментального самолета». И действительно, не далее как на следующий же день спохватившееся бдительное начальство велело немедленно принести фотографии обратно и даже потребовало от меня пространного письменного объяснения, зачем я их взял. Мой естественный ответ: «на память» — был воспринят как не вполне удовлетворительный. Так я и остался на долгое время без осязаемых сувениров об истории с грачом, как, впрочем, едва ли не обо всех прочих «историях», случившихся со мной за годы испытательной работы. (Данным обстоятельством, кстати, и объясняется, почему мне не удалось более полно проиллюстрировать эти записки фотографиями.)

Но все это уже, можно сказать, послесловие. Сейчас же я вспомнил о происшедшем столкновении с птицей прежде всего как о случае, в котором мне явно не повезло.

Судите сами: беспредельное воздушное пространство, и в нем совсем небольшая птица. Так надо же было уткнуться в нее прямехонько лобовым стеклом кабины!

До этого мне казалось, что так столкнуться с летящей птицей столь же маловероятно, как, например, угодить под метеорит, падающий на Землю из космического пространства.

Впоследствии я узнал, что вероятность первого все же гораздо больше и что немало столкновений летящих самолетов с птицами закончились гораздо печальнее, чем у меня. Сравнительно недавно — осенью шестидесятого года — я прочитал в журнале «Интервиа», что вблизи города Бостона разбился пассажирский самолет Локхид «Электра»; причиной этой катастрофы, стоившей жизни нескольким десяткам человек, было столкновение машины с птицами (правда, не с одной, а с целой стаей).

А когда это издание моих записок уже готовилось к печати, в газетах появилось сообщение о гибели американского космонавта — вернее, будущего космонавта, еще только отобранного для предстоящих полетов в космос — Теодора Фримена. Тренируясь на реактивном самолете, он столкнулся в воздухе с гусем. Птица ударилась о фюзеляж, проскочила во всасывающее сопло и вывела двигатель из строя. Дотянуть до ближайшего аэродрома, как попытался было сделать летчик, не удалось — не хватило высоты. Оставалось одно — спасаться на парашюте. Но и это невозможно было делать без промедления: самолет снижался прямо на здания поселка, где его падение обязательно привело бы к многочисленным жертвам. Поэтому, прежде чем прыгать, Фримен отвернул машину в сторону. Когда же он покинул самолет, было уже поздно! Высоты для раскрытия парашюта не хватило, и Фримен погиб. А началась-то вся эта цепь событий с, казалось бы, невинной вещи — столкновения с гусем!

Так что мне с моим грачом не повезло, оказывается, не столь уже решительно.

Новые события, в которых на испытательном аэродроме недостатка никогда не ощущается, вскоре отодвинули «грачиное происшествие» на задний план. Его подробности быстро стирались в памяти окружающих. И уже недели через две кто-то из летчиков в разговоре бросил:

— Это было незадолго до того, как Марк столкнулся с вороной...

— Не с вороной, а с грачом, — поправили его, — никакой вороны там не было!

Но тут кто-то из «мэтров.» — не то Корзинщиков, не то Чернавский — неопределенно заметил:

— Ну, одна-то ворона там, во всяком случае, была...

Я тогда не придал этой туманной реплике должного значения, так как не видел оснований возвращаться к и без того, казалось бы, ясному делу. Не повезло — и все тут!

Сколько места в небе, и на тебе — наткнуться на грача, можно сказать, прямо носом! Конечно же, не повезло.