The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Энергия 1946-1996-04
Исследование Луны (программа Л1)

Успешный прорыв в космос в период с 1957 по 1962 г. создал необходимые психологические и технические предпосылки для всестороннего развития завоеванных позиций и выхода на качественно новые рубежи.
Во время успешного решения задач, связанных с созданием и полетом кораблей типа "Восток", с 1962 года в отделах 3 (Я.П. Коляко), 9 (М.К. Тихонравов), 11 (В.Ф. Рощин), 27 (Б.В. Раушенбах) были начаты проектные проработки по вариантам лунных программ. Все работы проводились на базе имеющихся в разных стадиях заделов:
■ тяжелой ракеты Н1, включая разгонные ракетные блоки;
■ ракеты-носителя Р-7 и ее модификаций;
■ спускаемого аппарата новой разработки типа "фара";
■ имеющихся спускаемых аппаратов кораблей "Восток", "Восход" и их систем;
■ научно-технических проработок по кораблю 7К, блокам 9К, 11К (в целом тема "Союз") и разрабатываемым для них системам.
В частности, наряду с реализацией программы лунной экспедиции рассматривались и варианты программ по облету Луны с экипажем на борту. Проработки велись по схемам:
I. Два пуска ракеты Р-7 (один с пилотируемым кораблем 7К, второй — с водородным разгонным блоком) с последующей стыковкой на орбите ИСЗ и стартом к Луне со второй космической скоростью.
II. Два пуска ракеты Р-7 (один — с прототипом корабля "Восток" и баком горючего, второй — с баком кислорода и двигателем типа двигателя блока Л).
Параллельные проработки по лунным программам велись и в активно развивающемся ОКБ-52 (В.Н. Челомей), где на базе новой ракеты УР-500К закладывалась однопусковая схема полета с использованием разрабатываемых там же доразгонного ракетного блока (блок А) и корабля-капсулы ЛК-1. Одновременно ОКБ-52 выступило с инициативой разработки тяжелой ракеты УР-700 для реализации лунной экспедиции. В свою очередь, в 1960 году ОКБ-1 в рамках эскизного проекта по двухступенчатой ракете с ядерным двигателем на II ступени (ЯХР-2) был разработан проект трехступенчатой химической ракеты (ХР-3) с массой полезного груза до 30 т с шестью боковыми блоками на I ступени по схеме ракеты Р-7.
Перед главным конструктором С.П. Королевым и коллективом предприятия встала серьезная задача — какому проекту отдать предпочтение. После тщательного анализа обстановки было принято решение сосредоточить усилия ОКБ-1 на лунной экспедиции. В 1963 году был разработан эскизный проект лунного комплекса Н1-Л3. По итогам его рассмотрения Государственным комитетом оборонной техники СССР, Комиссией ВСНХ по военно-промышленным вопросам 3 августа 1964 года ЦК КПСС и СМ СССР было принято Постановление "О работах по исследованию Луны и космического пространства", в соответствии с которым головными направлениями исследования космического пространства на ближайшие годы были определены:
■ облет Луны пилотируемым космическим кораблем, выводимым форсированной ракетой-носителем УР-500К, с возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по программе облета Луны в целом — ОКБ-52) — 1966 год — 1 полугодие 1967 года;
■ высадка экипажа корабля, выводимого тяжелой ракетой-носителем Н1, на поверхность Луны с его возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю Н1, космическому кораблю и комплексу высадки экспедиции в целом — ОКБ-1) — 1967-1968 годы.
Упомянутые директивы прекратили попытки ОКБ-52 параллельного ведения работ по созданию на базе УР-500К тяжелой ракеты УР-700 для экспедиции на Луну. В ходе дальнейших работ по лунным направлениям во II половине 1964 года — I половине 1965 года и в ОКБ-1 и в ОКБ-52 было выявлено, что поставленные задачи требуют перестройки деятельности промышленных организаций и ведомств, так как объем работ по лунным задачам оказался значительно большим, нежели это казалось на фоне оправданной эйфории предыдущих лет.
В условиях многопрофильных задач, решаемых ОКБ-1 и заводом 88 (впоследствии ЗЭМ), кроме комплекса Н1-Л3 начали "пробуксовывать" и остальные программы, в том числе комплекс "Союз" (7К, 9К, 11 К), работы по системам связи, автоматическим кораблям для полетов к Венере, Марсу (МВ) и другим программам. Одновременно, зная о неблагополучном состоянии дел в ОКБ-52 по кораблю для облета Луны (ЛК-1) и доразгонному ракетному блоку, руководство ОКБ-1 не снимало с повестки дня задачи создания своими силами комплекса для облета Луны пилотируемым кораблем.
После успешного пуска 16 июля 1965 года двухступенчатой ракеты УР-500 "Протон" наряду с описанным выше комплексом "Союз" в ОКБ-1 были начаты проработки по варианту орбитального комплекса для облета Луны, выводимого трехступенчатой ракетой УР-500К, в составе разгонного блока Д, заимствованного с комплекса Н1-Л3, и облегченного корабля 7К без бытового отсека.
Одновременно рассматривался вариант доставки экипажа на ОИСЗ отдельным кораблем, выводимым ракетой Р-7, с последующей пристыковкой к лунному комплексу с разгонным блоком и переходом в него членов экипажа через боковой люк. Этот вариант решал проблему обеспечения безопасности космонавтов при использовании ракеты УР-500К на токсичных компонентах топлива. Второй проблемой в этих вариантах была проблема управления лунным комплексом, в частности запуском разгонного блока Д, и возвращения на Землю с лунной орбиты со второй космической скоростью.
В середине 1965 года были проведены структурные изменения в Правительстве СССР. ВСНХ был преобразован в Совет Министров СССР. Упразднены некоторые государственные комитеты (в том числе оборонной техники, авиационной техники, радиоэлектронной техники), образованы Министерства общего машиностроения, авиационной промышленности, оборонной промышленности, машиностроения, электронной промышленности и др. Вновь созданному Минобщемашу были переподчинены ряд предприятий космической отрасли, в том числе ОКБ-52 (В.Н. Челомей).
Значительным изменениям в 1964-1965 гг. подверглась и структура проектных подразделений ОКБ-1: был расформирован проектный отдел 9 (М.К. Тихонравов, Г.Ю. Максимов), инженерный состав влился в отдел 3 (Я.П. Коляко), а затем из отдела 3 были выделены отделы 33 (П.Ф. Шульгин) и 93 (И.С. Прудников), изменения были проведены и в других подразделениях ОКБ-1.
26 августа 1965 года у председателя ВПК Л.В. Смирнова состоялось совещание по рассмотрению вопросов: "О состоянии работ по исследованию космического пространства, Луны и планет". По результатам рассмотрения было отмечено, что работа по реализации, в первую очередь, лунных программ, а также по системам связи, исследованиям Венеры и Марса выполняется неудовлетворительно, в результате чего возникает серьезная угроза утраты приоритета Советского Союза в области освоения космоса. ОКБ-52 не разработаны и не представлены планы-графики по созданию комплекса для облета Луны, не рассмотрена и не утверждена схема полета корабля при облете, отмечена слабая работа головных организаций ОКБ-1, ОКБ-52 и научно-технического совета Минобщемаша.
Было предписано считать центральной задачей 1965-1967 гг. осуществление подготовки и последующего облета Луны пилотируемым кораблем. Минобщемашу было поручено:

Л.В. Смирнов
■ в недельный срок представить график изготовления и отработки ракеты УР-500К;
■ совместно с руководителями ОКБ-1 и ОКБ-52 С.П. Королевым и В.Н. Челомеем в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопрос о возможности унификации разрабатываемых пилотируемых кораблей для облета Луны и высадки экспедиции на ее поверхность;
■ в месячный срок представить программу ЛКИ ракеты УР-500К и пилотируемого корабля.
Тем не менее и ВПК, и Минобщемашем было сочтено целесообразным продолжить работы по рассмотрению использования комплекса "Союз" (7К, 9К, 11 К) в качестве второго варианта для решения задач облета Луны, а также поручено ОКБ-1 и ОКБ-52 проработать все вопросы применения ракеты-носителя УР-500К в программе комплекса "Союз".
Во исполнение приказа Министерства и выданных поручений в течение сентября -октября 1965 года была проведена всесторонняя оценка состояния разработок в ОКБ-52 и ОКБ-1 по реализации задачи облета Луны с привлечением специалистов НИИ-88 (ныне ЦНИИМАШ), НТС Министерства, руководителей Министерства, представителей правительства и ЦК КПСС. В ходе рассмотрения выявилось, что ОКБ-52 не в состоянии решить в установленные сроки все вопросы, связанные с созданием и отработкой ракеты УР-500К, доразгонного ракетного блока и корабля для облета Луны. В ОКБ-1, напротив, состояние с разработкой пилотируемого корабля типа 7К и разгонного блока Д для комплекса Н1-Л3 было более благополучно. Это создавало основу для переориентации с ОКБ-52 на ОКБ-1 работ по кораблю и разгонному блоку Д для облета Луны с решением в том числе ряда задач по выполнению программы лунной экспедиции, осуществляемой комплексом Н1-Л3.
Главные конструкторы С.П. Королев, В.Н. Челомей, Н.А, Пилюгин, М.С. Рязанский, В.А. Хрусталев, А.М. Исаев, В.П. Бармин рассмотрели и представили в Минобщемаш и ВПК предложения, которые после уточнения были положены в основу Постановления от 25 октября 1965 года "О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны", во исполнение которого в целях обеспечения в 1967 году облета Луны и подготовки условий для последующей организации высадки экспедиции на поверхность Луны были приняты решения, определившие дальнейший порядок реализации программы, в том числе:
■ о привлечении ОКБ-1 к решению задач облета Луны пилотируемым кораблем с использованием ракеты-носителя УР-500К;
■ о сосредоточении работ ОКБ-52 на создании носителя УР-500К и доразгонной ракетной ступени, предназначенных для обеспечения облета Луны, и освобождении ОКБ-52 от изготовления пилотируемого космического корабля;
■ о сосредоточении работ ОКБ-1 на создании пилотируемого космического корабля для облета Луны и доразгонной ступени (на конкурсных началах) с использованием носителя УР-500К.
Выходу Постановления от 25 октября 1965 года предшествовали бурные обсуждения на заседаниях коллегии Минобщемаша докладов рабочих комиссий по оценке реального состояния дел в основных организациях — будущих участниках этой программы. ОКБ-52, несмотря на отсутствие опыта пилотирумых полетов, отстаивало свой вариант корабля для облета Луны. Однако деревянный макет корабля, представленный накануне ОКБ-52, не смог выдержать конкуренции перед полутора десятками спускаемых аппаратов корабля 7К в металле, над которыми трудились десятки монтажников в сборочном цехе 444 ЗЭМ, что было засвидетельствовано комиссией министра С.А. Афанасьева с участием заместителя генерального конструктора ОКБ-52 А.И. Эйдиса в октябре 1965 года. Это окончательно решило вопрос в пользу ОКБ-1. В развитие Постановления был подписан приказ министра от 13 ноября 1965 года, в соответствии с которым были утверждены количество и графики изготовления пилотируемых кораблей, получивших обозначение 7К-Л1 (изделие 11Ф91), разгонных блоков и ракет УР-500К по 6 комплектов в 1966 году и по 9 комплектов в 1967 году, кораблей типа 7К и ракет 11А511 (модификация Р-7) для отработки

С.А. Афанасьев
ракетно-космических средств и реализации программы облета Луны. Этим же приказом главному конструктору ОКБ-1 С.П. Королеву и генеральному конструктору ОКБ-52 В.Н. Челомею было предписано до 25 ноября 1965 года завершить проработку вариантов облета Луны пилотируемым космическим кораблем 7К-Л1 с разгонными блоками А или Д на базе ракеты-носителя УР-500К и согласовать основные параметры и технические характеристики по лунному ракетно-космическому комплексу (ракета-носитель УР-500К, разгонные блоки А или Д, корабль 7К-Л1). Кроме того, было утверждено распределение работ по комплексу 7К-Л1 и его системам между ОКБ-1, НИИ АП, НИИ-885:
■ ОКБ-1 — головная организация по разработке общей схемы управления системами корабля; систем ориентации, сближения, энергопитания, бортовой кабельной сети, ручного управления движением, терморегулирования, бортовых коммутаторов;
■ НИИ АП — головная организация по разработке системы стабилизации объекта 7К-Л1 при выдаче корректирующих импульсов, системы управления работой двигателя корабля 7К-Л1, системы управления спуском, системы стабилизации и управления работой двигателя доразгонного блока, общей схемы и логики управления доразгонного блока, бортовых коммутаторов доразгонного блока;
■ НИИ-885 — головная организация по разработке радиокомплекса с системой траекторных измерений, телеметрии, связи, передачи телевизионного изображения на всех этапах полета и электронных программно-временных устройств.
Началась напряженнейшая работа по реализации программы, равной которой по масштабам, новизне и срокам до этого не было. Уже 30 ноября 1965 года был выпущен аванпроект по ракетно-космическому комплексу Л1, а через две недели — 13 декабря 1965 года — в ОКБ-1 были подписаны "Исходные данные на корабль 7К-Л1". В этот же день С.П. Королевым и В.Н. Челомеем были утверждены "Основные положения по ракетно-космическому комплексу УР-500К-7К-Л1", в соответствии с которыми в качестве космического ракетного блока был определен блок Д разработки ОКБ-1. Несмотря на конкуренцию проектов, проектантам и баллистикам ОКБ-1 и ОКБ-52 в процессе дружной оперативной работы удалось найти оптимальный вариант сочетания блока Д с ракетой УР-500К. В этом варианте третья ступень ракеты не выходила на орбиту, а падала в океан за Японию и окончательный доразгон до первой космической скорости осуществлял блок Д при первом запуске. Такая схема с доразгоном позволила на несколько сотен килограммов увеличить массу корабля 7К-Л1, что в силу описанного выше дефицита массы было очень кстати.
31 декабря 1965 года в качестве проекта были утверждены "Исходные данные по головному блоку Л1 (изделие 11С824)", в соответствии с которыми предусматривалось:

По головному блоку Л1 (11С824):

■ использование блока Д из состава комплекса Н1-Л3;
■ использование корабля "Союз" (7К) без бытового отсека с доработкой СА под возвращение со второй космической скоростью. Для крепления ложементов системы аварийного спасения и размещения дополнительных блоков питания над СА устанавливался навесной отсек, названный опорным конусом;
■ исключение из состава корабля 7К двигателей причаливания и ориентации и передача функций ориентации орбитального блока (блок Д + корабль) на двигательные системы обеспечения запуска маршевого двигателя блока Д — СОЗы;
■ разработка конического обтекателя головного блока;
■ организация запуска двигателя блока Д в невесомости (СОЗы, заборное устройство и пр.);
■ введение участка доразгона на опорную орбиту блоком Д с введением второго запуска блока для разгона до второй космической скорости;
■ согласование совместной циклограммы полета "Протон — головной блок" с учетом работы системы аварийного спасения и системы безопасности ракеты;
■ разработка траектории облета Луны с возвращением СА со второй космической скоростью;
■ отработка комплекса Л1 на орбите искусственного спутника Земли в составе кораблей № 2П и 3П, имеющих упрощенную систему управления, с двумя запусками
разгонного блока Д.
Разработку и подготовку материалов по головному блоку обеспечили В.А. Борисов, П.М. Воробьев, В.Г. Михеев, В.А. Балашов, Б.П. Сотсков, Б.А. Танюшин, Е.Л. Горбенко, Е.П. Фролова, Л.Б. Простов, В.С. Ануфриев, В.И. Староверов, О.С. Карпов, Е.А. Тюлин, Л.И. Гусев, Б.А. Соколов, Н.Н. Тупицын.


Космический комплекс Л1

1. Корабль 7К-Л1
2. Разгонный блок Д
3. Головной обтекатель
4. Переходный отсек
5. ДУ САС
6. Носитель 8К82К
7. Сбрасываемый опорный конус

Основные характеристики комплекса


Масса комплекса Л1
на орбите ИСЗ, кг
Состав экипажа, чел.
Параметры орбиты ИСЗ:

высота, км

наклонение


19 040
2

205
51,5
 
Корабль
7К-Л1


Разгонный
блок Д


Масса, кг
Компоненты
топлива
Тяга ДУ, кгс
Удельный импульс
тяги ДУ, кгс·с/кг
Габариты, м:

длина

диаметр

5680

АК-27+НДМГ
425

276

5
2,72
13 360

О2+РГ-1
8500

346

5,5
3,7


По кораблю 7К-Л1:


■ создание модификации корабля типа 7К для полетов к Луне по прямой схеме, когда экипаж находится в корабле, начиная со старта;
■ поэтапная реализация задачи с отработкой:
макетно-технологического комплекса 1М1 с кораблем № 1П;
конструкции и бортовых систем корабля и головного блока по штатной программе полета к Луне по прямой схеме в автоматических вариантах без экипажа с фотографированием Луны и Земли (№ 4, 5, 6, 7, а впоследствии еще и № 8, 9);
■ подготовка кораблей № 11-14 в пилотируемом исполнении для полета по прямой схеме с возможностью их использования в беспилотном варианте.
В утвержденных "Исходных данных по головному блоку Л1" были определены и основные характеристики корабля.
В зависимости от варианта проекта масса корабля составляла при выведении на орбиту ИСЗ от 5200 до 5700 кг, а при старте к Луне от 5000 до 5550 кг, продолжительность полета по программе в беспилотном варианте или с экипажем из двух человек предусматривалась в течение 8-10 суток. Максимальная длина корабля по корпусу была 4796 мм, диаметр спускаемого аппарата — 2183 мм, суммарный объем — 5,5 м3. Для обеспечения спуска со второй космической скоростью было разработано новое теплозащитное покрытие СА.
Проект комплекса Л1 обсуждают В.Г. Михеев, П.М. Воробьев, Я.П. Коляко, С.С. Крюков, П.И. Ермолаев, В.А. Борисов

В контурах управления и связи в дополнение к разрабатываемым средствам корабля 7К для функционирования на орбите ИСЗ был внедрен ряд новых решений для реализации специфических задач по облету Луны, в том числе: датчиков солнечной и звездной ориентации 99К, 100К, гироскопических и командных приборов, чувствительных элементов и датчиковой аппаратуры, средств регистрации и др. Для оперативного сброса телеметрической информации с дальних расстояний потребовалось введение специально разработанной остронаправленной антенны с оптическим датчиком точного ее наведения на Землю 101К, который монтировался в центре "зонта" ОНА. После завершения работы вдали от Земли был предусмотрен ее отстрел.
Система управления, создаваемая вновь на базе заделов ОКБ-1 по орбитальным средствам, разработок по "дальним" программам (Марс, Венера и др.) и НИИ АП по аппаратуре стабилизации и управления двигательными установками кораблей и ракетных ступеней, представляла собой синтез новейших разработок с применением трехстепенной стабилизированной платформы и спецвычислителя "Аргон-11" разработки НИЦЭВТ Минрадиопрома (Н.А. Крутовских), которые явились первыми прообразами современных бортовых вычислительных средств.
Для обеспечения продолжительного полета в экстремальных условиях в состав системы единого питания помимо серебряно-цинковых батарей был введен кадмиево-никелевый аккумулятор (блок 800), который с тех пор успешно эксплуатируется в составе космических объектов уже 30 лет.

Отработка системы управления полетом корабля 7К-Л1. Участвствуют Б.В. Раушенбах, Д.А. Князев, В.С. Володин, Е.А. Башкин, С.А. Савченко, О.И. Бабков

Разработку и подготовку материалов аванпроекта и исходных данных по кораблю 7К-Л1 обеспечивали К.П. Феоктистов, К.С. Шустин, В.А. Тимченко, В.Н. Бобков, Л.А. Горшков, В.П. Петров, Л.А. Волгин, В.Е. Любинский, А.Н. Максименко, Э.К. Демченко, В.А. Овсянников, С.В. Бесчастнов, Г.В. Лебедев, Л.А. Сорокин, Е.П. Уткин, В.П. Легостаев, А.Л. Судаченко, Ю.С. Карпов, В.К. Шевелев, Н.А. Петросян, Г.В. Николаенко, Л.И. Нежинский, Ю.Л. Трещалин, О.В. Сургучев, Д.И. Григоров, В.А. Гуда, Ю.Д. Трепов, А.С. Гузенберг, А.М. Рябкин, О.А. Ружицкий, М.М. Кричевская, А.Г. Решетин, В.Д. Осипов, Ю.П. Балашов, В.П. Зелепукин.
С начала 1966 года велась работа по реализации программы создания корабля 7К-Л1 и головного блока 11С824.
В конце 1965 — начале 1966 года были окончательно сформированы группы специалистов по выпуску конструкторской документации на головной блок 11С824 и корабль. Заметную роль здесь выполняли Н.П. Белоусов, Д.В. Соколов, В.С. Бочаров, А.И. Ефремов, Е.И. Старостин, В.Г. Чураев, В.Е. Козлов, Б.И. Чупров, А.П. Жадченко, А.И. Лазарев, В.А, Леонов, В.С. Бобрович, А.И. Маргулис, К.К. Пантин, А.А. Чернов, Л.Б. Григорян, А.В. Костров, В.М. Арсентьев, С.В. Денисов, Б.А. Соколов, Ю.К. Семенов, В.Г. Борздыко, Г.В. Костылев.
27 апреля 1966 года Военно-промышленная комиссия во исполнение ранее принятых Постановлений о состоянии работ по изготовлению и отработке пилотируемых кораблей 7К-Д1 принимает решение, в соответствии с которым предусматривается:
■ разработка и изготовление 14 кораблей (5 шт. в 1966 г., 9 шт. в 1967 г.);
■ изготовление пяти пилотируемых кораблей 7К для "подсадочного" варианта (3 шт. в 1966 г., 2 шт. в 1967 г.);
■ завершение наземной отработки и начало летных испытаний кораблей 7К-Л1 в IV кв. 1966 г. — I кв. 1967 г.
Этим же решением утверждены окончательные планы-графики работ по разработке и изготовлению кораблей 7К-Л1, 7К-ОК, комплектующих систем, а также изготовлению доразгонной ступени носителя УР-500К — блока Д, сформирована кооперация научных, промышленных и военных организаций по обеспечению программы облета Луны пилотируемым кораблем в составе ОКБ-1 (головная организация) и десятков предприятий Минобщемаша, Минавиапрома, Миноборонпрома, Минрадиопрома, Минэлектронпрома, Минэлектротехпрома, Минприборостроения, Минвуза, Минздрава, Минобороны СССР, Минхиммаша и др.
Принятие решения по программе управления полетом комплекса Л1. Участвуют В.С. Володин, А.Л. Судаченко, Ю.В. Спаржин, С.Н. Максимов, О.И. Бобков, С.А. Савченко
С середины 1966 года работы по реализации программы облета Луны становятся наряду с программами Н1-Л3 и 7К-ОК важнейшими работами не только ОКБ-1, но и всей космической отрасли, практически постоянно рассматриваются на коллегиях Министерства. Формируются Государственная комиссия по летным испытаниям ракетно-космического комплекса УР-500К-Л1 (Г.А. Тюлин -- председатель, М.В. Келдыш, В.П. Мишин, В.Н. Челомей, Ю.Н. Труфанов, Я.И. Трегуб, Е.В. Шабаров, Д.А. Полухин, А.Г. Карась, А.А. Курушин, Н.П. Каманин, И.И, Спица, Г.П. Мельников, В.А. Хазанов, Н.Н. Туровский, Ю.А. Мозжорин, Н.К. Мордасов, А.Г. Мрыкин, В.А. Касатонов, В.А. Анфилатов секретарь), составы летчиков-космонавтов корабля 7К-Л1 (А,А. Леонов, В.И. Артюхин, В.Ф. Быковский, О.Г. Макаров, В.И. Севастьянов, Н.Н. Рукавишников). Одновременно утверждается программа летных испытаний, которая предусматривает следующие операции:
■ выведение корабля в составе комплекса 11С824 на промежуточную орбиту 220/190 км с наклонением 51,5° с использованием первого включения блока Д;
■ полет по промежуточной орбите в течение одного витка (или одних суток), проверку бортовых систем корабля и блока Д, контроль герметичности и срабатывания механизмов, ориентацию комплекса в исходное положение для старта к Луне;
■ старт с промежуточной орбиты с помощью блока Д, разгон до скорости, обеспечивающей полет по траектории Земля — Луна — Земля, отделение корабля от блока Д, одноосную ориентацию корабля на Солнце и закрутку со скоростью 1 °/С для обеспечения максимальной освещенности солнечных батарей;
■ полет в течение 7 суток по траектории облета Луны (или без облета в варианте "Зонд-4"), проведение сеансов радиосвязи с Землей, прием телеметрии, измерение параметров траектории, фотографирование Земли и Луны, передачу телевизионного изображения Земли, выполнение научных исследований;
■ облет Луны на расстоянии 1000-12000 км;
■ проведение 3-4 коррекций траектории, первая на расстоянии 250 тыс. км от Земли при подлете к Луне, вторая и третья — на расстояниях, соответственно, 320 тыс. км и 150 тыс. км от Земли при возвращении от Луны с предварительной закладкой уставок, вычисленных на основании траекторных измерений; ориентацией корабля и включением КДУ.

Схема полета корабля 7К-Л1 комплекса Л1

1. Участок выведения на орбиту ИСЗ
2. Орбита ИСЗ
3. Старт к Луне
4. I коррекция
5. Полет в районе Луны
6. II коррекция
7. III коррекция
8. Отделение спускаемого аппарата
9. Полет СА в атмосфере и приземление

Перед входом в атмосферу Земли производится ориентация корабля, необходимая для работы системы управления спуском, отделения остронаправленной антенны и приборно-агрегатного отсека от спускаемого аппарата, управляемый спуск СА с мягкой посадкой на территории Казахстана. Характерной особенностью траектории управляемого спуска являлось наличие двух атмосферных участков и промежуточного внеатмосферного участка, обеспечивающего необходимую дальность полета. Дальность полета могла варьироваться от шести до девяти с половиной тысяч километров, в зависимости от склонения (угол между плоскостью горизонта и кораблем) в момент облета, значение которого по условиям радиовидимости могло составлять 10-28°. При возникновении отказов, исключающих управляемый спуск, СА совершал баллистический спуск с приводнением в Индийский океан.
Реализация программы ЛКИ комплекса УР-500К-Л1 помимо значительного объема экспериментальной отработки каждой из составляющих частей (РН УР-500К, блок Д, корабль 7К-Л1) предусматривала:
■ этап наземной макетно-технологической отработки комплекса;
■ отработку схемы запуска и работы блока Д с упрощенными кораблями Л1 № 2П, 3П (конец 1966 г. — начало 1967 г.);
■ отработку штатной схемы полета по трассе Земля — Луна — Земля с беспилотным кораблем 7К-Л1 (№ 4-9);

Сборка головного блока комплекса Л1



Транспортировка РН "Протон" с комплексом Л1 на старт



Ракета-носитель "Протон" с комплексом Л1 на старте (стартовая масса 690 т)
■ штатное выполнение программы с экипажем на борту корабля (№ 11-14).
Для работ по реализации программы с упрощенными кораблями № 2П, 3П осенью 1966 года была создана комплексная бригада во главе с заместителем главного конструктора Б.А. Дорофеевым, с участием специалистов отделов-разработчиков и созданного испытательного отдела (Н.А. Петросян, В.И. Гаврилов, Б.В. Фалеев, Т.М. Леженин и др.). Ведущим конструктором по кораблю 7К-Л1 в период с 1965 года по начало 1967 года был Б.В. Рублев.
Учитывая загрузку традиционно-космических подразделений завода (цех 444 и КИС-444) работами по всем космическим разработкам (Е6, МВ, "Молния", "Союз"), работы по сборке блока Д и корабля 7К-Л1 были поручены "ракетному" сборочному цеху 439 (В.М. Иванов), а испытания — КИС-439 (Д.М. Шилов, А.Г. Зигангиров). Для обеспечения испытаний было серьезно модернизировано испытательное оборудование и введена в эксплуатацию принципиально новая разработка — центральная испытательная станция 11Н6110, созданная в содружестве ОКБ-1 (П.Н. Куприянчик, А.М. Термосесов, А.В. Максимов, В.И. Антонов и др.) и Азовского оптико-механического завода (Н.Г. Васильев).
Подготовка и испытания кораблей 7К-Л1, начиная с № 4, проводились вновь созданным отделом 721 (начальник отдела А.И. Осташев) с участием отделов-разработчиков бортовых и наземных систем. В декабре 1966 года, после завершения заводских испытаний, на полигон Байконур был отправлен первый корабль 7К-Л1 № 2П и блок Д. Руководство бригадой завода было возложено на заместителя главного инженера завода Д.М. Шилова и начальника бригады от цеха 439 М.И. Ломакина. К этому времени на полигоне практически были завершены работы по подготовке технической позиции на площадке 31 и стартовой позиции на площадке 81. Для отработки технического и стартового комплексов было проведено конструкторско-технологическое макетирование с комплексом 11С824 № 1М.
Параллельно на заводе были начаты испытания корабля № 3П и сборка первого штатного корабля 7К-Л1 № 4. Характерными признаками этого периода на предприятии, которые проявились именно на Л1, где каждая дата запуска была жестко привязана по астрономическим параметрам, были:
■ высочайшие темпы и напряжение работ: и сборка, и заводские испытания, и подготовка на полигоне Байконур велись круглосуточно;
■ энтузиазм и личная инициатива практически всех специалистов, работающих по программе. Средний возраст участников составлял 30-35 лет, каждый был на счету и решал вопросы в кратчайшее время, работая сверхурочно почти ежедневно.
Запуск первого по программе корабля 7К-Л1 № 2П был осуществлен 10 марта 1967 года — программа практически выполнена полностью, оба запуска блока Д прошли нормально, бортовые системы (кроме РДМ-3 и СТР) функционировали нормально. Выключение радиомаяка РДМ-3 из-за схемной ошибки (выключение было заведено на наземную технологическую шину М) не произошло в расчетное время, и прибор отработал непрерывно 42 ч без замечаний вместо положенных по техническим условиям 40 мин. В системе терморегулирования было нерасчетное падение давления в магистралях.
Анализ телеметрической информации, поступавшей с борта комплекса Л1. Участвуют Г.К. Кошкин, Б.Н. Филин, Ю.А. Ермолаев, Е.В. Шабаров, Н.И. Зеленщиков, Ю.П. Семенов, В.С. Николаев

При выполнении работ с кораблем № 3П (запуск 8 апреля 1967 года) из-за ошибки в схеме автоматики не был осуществлен второй запуск блока Д. С марта по июль 1967 года в КИС были проведены испытания первого штатного корабля 7К-Л1 № 4.
В мае 1967 года ведущим конструктором по кораблю 7К-Л1 вместо Б.В. Рублева был назначен Ю.П. Семенов. Техническое руководство по подготовке штатных кораблей с № 4 и головных блоков было возложено на заместителя главного конструктора Е.В. Шабарова. Заместителями технического руководителя по подготовке на начальном этапе были Б.Н. Филин и Б.И. Зуйков, а с 1968 года — Н.И. Зеленщиков. Всего за период 1967-1970 гг. было подготовлено к запуску 12 комплексов 8К82К-Л1, в том числе в 1967 году — 4 запуска, в 1968 году — 5 запусков, в 1969 году — 2 запуска, в 1970 году — 1 запуск. После удачных запусков № 2П и 3П при пусках кораблей № 4, 5 произошли аварии ракет-носителей УР-500К.
Запуск первого штатного корабля 7К-Л1 № 4 (11Ф91 № 4) был осуществлен 28 сентября 1967 года. Программа полета не была выполнена из-за аварии I ступени ракеты-носителя УР-500К. При этом запуске впервые при летных испытаниях были проверены системы, обеспечивающие спасение и приземление экипажа. Системы аварийного спасения и приземления обеспечили посадку СА на Землю.
Однако вследствие нерасчетного скоростного напора в момент отделения СА от ракетно-космического комплекса система управления спуском не смогла застабилизировать СА. Спускаемый зппарат корабля приземлился недалеко от взорвавшейся ракеты. Группа специалистов, прибывшая на место приземления СА, обнаружила весьма экзотическую картину. От горизонта и до горизонта над Землей простиралось зловещее желто-коричневое облако из паров азотного тетраксида и гептила. Невдалеке от этого облака на холме величественно стоял приземлившийся спускаемый аппарат. Аварийная ситуация на первой ступени ракеты-носителя показала огромные трудности в поиске и эвакуации СА и экипажа, а также заострила внимание на проблеме обеспечения безопасной работы обслуживающего персонала.
Второй запуск корабля 7К-Л1 № 5 был осуществлен 22 ноября 1967 года. Программа полета не была выполнена из-за аварии на II ступени ракеты-носителя. Системы САС и СП вновь обеспечили спасение и приземление СА. В то же время из-за нерасчетного прохождения команды от гамма-высотомера двигатели мягкой посадки сработали на высоте 4,5 км. Это потребовало введение в схему автоматики гамма-высотомера специальных фильтров. Система САС была проверена на втором участке логики работы. По результатам работы САС и СП на 7К-Л1 были проведены доработки корабля "Союз". Вообще проблема отработки гамма-высотомера (ЛПИ, Е.И. Юревич) до требуемого уровня надежности оставила заметный след в хронике полетов кораблей 7К-ОК и 7К-Л1.
Корабль 7К-Л1 № 6 (получивший в печати название автоматическая станция "Зонд-4") был запущен 2 марта 1968 года. Программой предусматривался полет по эллиптической орбите с максимальным удалением от Земли на расстояние не менее 300 000 км и возвращением на Землю СА по траектории управляемого спуска, при этом все бортовые оистемы должны были работать по программе, максимально приближенной к штатному облету Луны. В течение 7 суток бортовые системы, в основном, работали нормально и обеспечили полет по траектории и вход в атмосферу. Спуск корабля из-за неготовности системы ориентации осуществлялся по баллистической траектории, и, в связи с посадкой вне территории СССР, СА был подорван системой аварийного подрыва объекта над Бискайским заливом. По работе бортовых систем были серьезные замечания, потребовавшие доработки на последующих изделиях, а именно:
1. Звездный датчик 100К работал со сбоями из-за загрязнения оптических поверхностей, то потребовало введения специальной бленды со сбрасываемой на активном участке срышкой. Забегая вперед, следует отметить, что отработка звездного датчика 100К в процессе летных испытаний доставила много забот и потребовала дополнительных конструктивных доработок: покрытие введенной бленды, осаждаясь на оптическую поверхность, вновь привело к нарушению функционирования, в частности при полете "Зонда-5".
2. Нерасчетное раскрытие штанги и зонта остронаправленной антенны.


Автоматическая станция "Зонд"

Основные характеристики станции "Зонд"*

Масса, т
Длина, м
Диаметр, м
Минимальное расстояние от
поверхности Луны при облете, км
Полное время полета, сут

5,35

4,5

2,2

2000

7


*Без опорного конуса.
3. Заниженные энергетические характеристики системы ДРС при работе через ОНА потребовали введения контрольных проверок потенциала ДРС через ОНА на заключительном этапе подготовки на ТК.
Следующий корабль 7К-Л1 № 7, запуск которого состоялся в апреле 1968 года, не был выведен на ОИСЗ из-за прохождения команды "Авария системы автономного управления (САУ)" после сброса головного обтекателя по причине замыкания на корпус шин питания преобразователя из-за конструкторской ошибки отдела 212 (А.Г. Решетин), выразившейся в неправильном креплении в СА трехстепенной стабилизированной платформы. В результате в полете произошел сброс готовности спецвычислителя САУ. При этом системы аварийного спасения и приземления обеспечили нормальное возвращение СА на Землю.
Комплекс с кораблем 7К-Л1 № 8 летных испытаний не проходил в связи с аварией головного блока 14 июля 1968 года при его подготовке на стартовой позиции, следствием которой была гибель капитана И.Д. Хридина и травма майора В.А. Блохина. Причиной аварии явилось наличие ложной электрической связи в наземной кабельной сети системы поддержания избыточного давления (ложная перемычка в заливке кабеля, не проявлявшаяся при наземной подготовке), из-за чего произошел передув и разрушение бака окислителя блока Д.
Сухие слова хроники плохо передают драматизм сложившейся ситуации: корабль 7К-Л1 с полуразрушенным головным обтекателем упал на несколько метров вниз и застрял на площадках фермы обслуживания, а бак горючего блока Д с пятью тоннами керосина и двумя ракетными двигателями УРМД СОЗ, заправленными горючим и окислителем, оторвался от фермы и уперся в элементы третьей ступени ракеты УР-500К, баки которой находились под давлением. В момент разрушения бака окислителя блока Д на головном блоке находилось: 5 т керосина в баке горючего блока Д; 1,5 т пороха в двигательной установке САС, более 1,5 т токсичных компонентов топлива в системах УРМД СОЗ и КДУ; 30 кг высококонцентрированной перекиси водорода в системах СУС и ДО; 4,5 л триэтилалюминия для воспламенения топлива блока Д, СТР была заправлена горючим теплоносителем (на основе бензина), подключено более 150 пиропатронов, СБ подключены к шинам питания и т.п. По счастливой случайности ни одна жидкостная трубка не была нарушена и не произошел взрыв, грозивший гибелью более 150 человекам боевого расчета, находившимся на ферме обслуживания (в этот момент проводилась сборка схемы и подключение коммуникаций после подвода фермы обслуживания). Кроме того, на борту корабля стоял заряд массой 25 кг системы АПО для ликвидации объекта.
Государственная аварийная комиссия (председатель — министр С.А. Афанасьев) поставила задачу: спасти старт и ракету-носитель. Для снятия со старта ракеты-носителя надо было снять головной блок, предварительно разрезав на куски головной обтекатель и СБ, и максимально, по возможности, слить компоненты топлива, отстыковать ДУ САС, пиропатроны. Общее руководство работами осуществлял первый заместитель министра Г.А. Тюлин. Работами по снятию головного блока руководил главный конструктор В.П. Мишин. За снятие ракеты-носителя со старта отвечал Ю.Н. Труфанов. Общее руководство от космодрома осуществляли В.А. Николаенок и А.С. Кириллов.
Сложность ситуации усугубляли климатические условия. Температура в тени днем достигала +45°С. Две недели шла самоотверженная работа сотрудников предприятия, связанная с огромным риском для жизни каждого, кто проводил работы на ферме обслуживания по демонтажу головного блока и сливу компонентов топлива. Для выполнения задачи было создано несколько рабочих групп. П.М. Воробьев, Э.И. Корженевский, В.М. Кудинов должны были рассчитать центр масс полуразрушенной части головного блока, сконструировать траверсу с двумя бандажами, с помощью которой надо было поднять эту часть. Бригада монтажников предприятия "Стальконструкция" (руководитель В.А. Французов) должна была доработать стартовый комплекс для установки специальной фермы с блоками, через которые с помощью двух лебедок надо было поднимать (а потом опускать) головной блок и одновременно оттягивать в сторону, чтобы его можно было, не цепляясь за ферму, опустить на специальный трейлер, который стоял на нулевой отметке. За отключение пиропатронов, солнечных батарей, ДУ САС, источников питания отвечали испытатели Н.И. Зеленщиков, В.И. Гаврилов, В.В. Рюмин. Бригада завода (руководители Ю.И. Лыгин, М.И. Ломакин, В.П. Ламешин) должна была разрезать головной обтекатель, отсоединить СБ, отключить в доступной зоне пиропатроны, слить компоненты топлива. Все это практически было реализовано. Во время разрезки головного обтекателя сильным порывом ветра кусок металлической обшивки серьезно травмировал мастера В.П. Ламешина. Самотеком было слито в цистерну 5 т керосина, слита перекись водорода из СУС и ДО, сняты заправленные баки УРМД СОЗ, снят заправленный блок многократного запуска с триэтилалюминием, частично был слит теплоноситель из системы СТР. Не удалось слить топливо из системы КДУ.
Ю.П. Семенов, А.П. Собко, Ю.И. Лыгин, В.И. Мытарев, Н.Д. Бондаренко, В.А. Бобков на космодроме Байконур обсуждают план действий после аварии на стартовом комплексе.
Операция по снятию остатков головного блока напоминала военную. Были выкопаны окопы, в которых находились монтажники, управлявшие лебедками. В момент снятия головного блока на ферме находилось четыре смельчака — Э.И. Корженевский, Ю.И. Лыгин, М.И. Ломакин, майор В.П. Пашкевич, которые должны были осмотреть конструкцию в момент поднятия головного блока и, в случае зацепления за остатки конструкции головного блока III ступени ракеты-носителя или фермы обслуживания, устранить зацеп. Беспрецедентная задача по ликвидации последствий аварии была успешно решена. Ракета была снята со старта и увезена в МИК, а старт был готов к новым пускам.
Случай с передувом бака окислителя блока Д показал, насколько серьезно надо относиться к нештатным ситуациям, приводящим к трагическим последствиям. Он научил многих разработчиков систем и испытателей тому, что наземные схемы должны делаться с коммутацией обоих полюсов питания при подаче на клапаны высокого давления, насколько серьезно надо относиться к проверкам наземной кабельной сети, что значит не успеть вовремя снять дренажную заглушку и как надо внимательно проводить автономные испытания систем стартового комплекса.
Впервые в мире облет Луны и возвращение СА со второй космической скоростью на Землю были осуществлены при запуске корабля 7К-Л1 № 9 ("Зонд-5") — 15 сентября 1968 года. Корабль стартовал в беспилотном варианте, в качестве "пассажиров" на нем находились черепахи, которые после семисуточного полета были возвращены на Землю целыми и невредимыми. Впервые также была сфотографирована Земля с расстояния 85 000 км. Посадка СА произведена по баллистической траектории в акватории Индийского океана. Хотя сообщение ТАСС говорило о посадке в расчетной точке, фактически штатным местом посадки являлась территория Казахстана. Причины посадки СА в океан были следующие:

Спускаемый аппарат станции "Зонд-5" в водах Индийского океана после возвращения из полета вокруг Луны
1. Звездный датчик 100К не работал из-за загрязнения оптических поверхностей продуктами дегазации, выделяющимися при нагреве из внутреннего покрытия вновь введенной бленды.
2. При подготовке на техническом комплексе из-за ошибки в эксплуатационной документации признак, определяющий логику работы датчика Земли 101К, установленного на остронаправленной антенне, был введен несогласованно с механической юстировкой ОНА.
3. Из-за ошибки при управлении полетом несвоевременно была выключена система автономного управления, что привело к заклиниванию двигателя силовой стабилизации трехстепенной платформы по тангажу.
Указанные ошибки не позволили включить корректирующую двигательную установку на торможение и осуществить управляемый спуск. Специалисты группы управления и разработчики, находящиеся в Евпатории, используя единственный исправный оптический прибор — солнечный датчик 99К, в течение практически 20 ч непрерывно выдавали последовательные разовые радиокоманды, "раскачивая" аппарат с одного борта на другой, чтобы результирующая тяга двух двигателей была направлена в сторону Земли, поочередно включая малые двигатели ориентации УРМД системы исполнительных органов правого и левого борта корабля, постепенно набирая необходимый корректирующий импульс, обеспечивший попадание корабля в заданный "коридор" высот при входе в атмосферу Земли и приводнение в расчетном районе Индийского океана.
К "небесному телу" устремились барражирующие в акватории российские и американские корабли. Поскольку средства эвакуации СА находились только на нашем корабле, процесс закончился тралением и подъемом СА на палубу корабля-хозяина. Черепахи были благополучно доставлены в Москву и поступили в распоряжение ученых. ТАСС в своем сообщении от 23 сентября 1968 года дало высокую оценку проведенной работе.

СООБЩЕНИЕ ТАСС

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "ЗОНД-5", ОБЛЕТЕВ ЛУНУ,
УСПЕШНО ВОЗВРАТИЛАСЬ НА ЗЕМЛЮ
СО ВТОРОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СКОРОСТЬЮ

Как уже сообщалось, 15 сентября 1968 г. в Советском Союзе была запущена автоматическая космическая станция "Зонд-5". После семисуточного полета по трассе Земля — Луна — Земля станция возвратилась на Землю.

Впервые в мире советский космический аппарат, облетев Луну, успешно возвратился на Землю со второй космической скоростью, доставив большой объем научной информации.

В 18 часов 54 минуты московского времени 21 сентября 1968 года автоматическая космическая станция вошла в атмосферу Земли со второй космической скоростью около 11 тысяч метров в секунду и в 19 часов 08 минут приводнилась в расчетном районе в акватории Индийского океана.

Приводнение было совершено в точке с координатами 32 градуса 38 минут южной широты и 65 градусов 33 минуты восточной долготы. Движение станции в атмосфере на участке аэродинамического торможения проходило по баллистической траектории.

Спуск станции после аэродинамического торможения выполнялся с применением парашютной системы. Автоматическая станция вместе с научными приборами 22 сентября была поднята на борт советского корабля поисково-спасательной службы.

При полете автоматической станции "Зонд-5" были осуществлены:

— облет Луны;

— научные исследования космического пространства в районе Луны;

— возвращение на Землю со второй космической скоростью и мягкая посадка в заданном районе.

В процессе полета отрабатывались системы и агрегаты станции для маневрирования на траектории и возвращения на Землю. Системы управления полетом станции и радиотехнические средства измерения параметров ее траектории обеспечили решение поставленных задач.

Программа научных исследований космического пространства и комплексных испытаний бортовых систем и агрегатов автоматической станции "Зонд-5" полностью выполнена.

Успешный полет автоматической станции "Зонд-5" по трассе Земля — Луна — Земля, возвращение ее в заданный район является выдающимся достижением советской науки и техники. Решена новая научно-техническая проблема и открыты широкие перспективы дальнейшего исследования космического пространства и планет Солнечной системы автоматическими космическими станциями с возвращением материалов исследований на Землю.

"Правда", 23 сентября 1968 г.



Осмотр живых существ — черепах, возвратившихся на Землю после облета Луны на корабле 7К-Л1. Участвуют В.Д. Благов, Ю.П. Семенов, В.С. Ременный, А.Г. Решетин, Е.В. Шабаров, ...

В конце 1968 года американский корабль "Аполлон-8" с экипажем на борту, выведенный к Луне ракетой "Сатурн-5", осуществил облет Луны и политический приоритет был утрачен. По этой причине вкупе с оценкой надежности ракеты УР-500К и результатов проведенных полетов начало формироваться, а в 1969 году окончательно принято решение о нецелесообразности полета на корабле 7К-Л1 в пилотируемом варианте.
10 ноября 1968 года был осуществлен запуск корабля 7К-Л1 № 12 ("Зонд-6"). Программа его полета была в основном выполнена. Успешно выполнен облет Луны с фотографированием ее поверхности с расстояний 8000 и 2600 км, впервые осуществлен управляемый спуск СА на территорию Советского Союза. Однако на шестые сутки полета зафиксирована разгерметизация СА до 380 мм рт. ст., а на участке спуска давление в СА упало до 25 мм рт. ст. В результате разгерметизации СА возник "коронный разряд", приведший к выдаче гамма-высотомером ложной команды (опять гамма-высотомер!) на отстрел стренг парашютной системы на высоте 5300 м. Спускаемый аппарат упал на территории космодрома Байконур в 16 км от стартовой площадки, с которой корабль стартовал неделей раньше. Подобных случаев "точного возвращения" история отечественной и мировой космонавтики ни до, ни после этого случая не знала. В разбившемся спускаемом аппарате находилась ценная для анализа аварии информация, записанная на автономный регистратор, и фотопленка космических съемок, но там же стояла система аварийного подрыва с зарядом около 10 кг тротила, состояние которой после удара о землю и разрушения конструкции аппарата было неизвестно. Предстояла очень опасная работа по извлечению заряда. На место падения прибыла группа специалистов (В.А. Тимченко, Е.П. Уткин, В.П. Петров, Ю.П. Балашов — от ЦКБЭМ и О.И. Волков, В.Т. Шмаков — от НИИ АУ) с задачей обследования материальной части и определения порядка работ по обезвреживанию системы подрыва. На следующий день по указанию Госкомиссии туда же для руководства работами прилетел К.Д. Бушуев.


Фотография Земли, выполненная на борту станции "Зонд-5"



Фотография Земли ("Зонд-7")



Фотография Земли над горизонтом Луны ("Зонд-7")
В соответствии с составленным на месте планом разрешено было работать только ручным слесарным инструментом и без ударов, а число прямых участников операции свели к минимуму. Непосредственно работали два человека: представитель КБ (В.Л. Земсков) и слесарь цеха 439. Контролировали и направляли работу В.П. Петров (начальник группы КБ) и руководитель группы технического обслуживания С.П. Цыбин. Корпус СА при падении был смят и разорван, его высота над землей не превышала метра. В том месте СА, где по оценкам картины деформаций предполагалось наличие заряда, шаг за шагом, останавливаясь и намечая дальнейшие действия, специалисты снимали элементы корпуса и внутренней конструкции. Наконец, добрались до заряда, провели осмотр и с крайней осторожностью демонтировали его. Заряд был передан офицерам оперативной технической группы ВВС и подорван ими в степи. Так закончилась самая опасная в практике эвакуационных работ операция. Всем ее участникам приказом В.П. Мишина была объявлена благодарность.
Осмотр спускаемого аппарата показал, что парашют был отделен по команде и что СА вернулся на Землю с неотстреленной остронаправленной антенной, которая сгорела при входе в атмосферу, не помешав управлению спуском. Благодаря спасенной фотопленке впервые были получены цветные фотографии Луны.
В 1969 году было осуществлено два запуска.

Программа полета корабля № 11 (старт 8 августа 1969 года — "Зонд-7") была выполнена полностью, хотя было зафиксировано нераскрытие остронаправленной антенны из-за защемления троса зачековки. В процессе полета были сфотографированы Земля и Луна и выполнен управляемый спуск на территорию Советского Союза. Надо отметить, что при подготовке корабля на космодроме для приобретения навыков в управлении в качестве операторов СА работали космонавты А.А. Леонов и О.Г. Макаров, готовившиеся к пилотируемому полету с облетом Луны. Это был последний корабль в беспилотном варианте с манекенами на борту, на котором должны были быть проведены все доработки. На стартовом комплексе было введено полетное задание, запитаны бортовые пульты, сняты необходимые блокировки. Впервые спускаемый аппарат совершил управляемый спуск и мягкую посадку на расчетный полигон с высокой точностью (недолет ≈ 50 км).
Корабль 7К-Л1 № 13, стартовавший 20 февраля 1969 года, не был выведен на орбиту Земли из-за аварии II ступени ракеты-носителя. Системы САС и СП обеспечили спасение и приземление СА без замечаний.
20 октября 1970 года стартовал корабль 7К-Л1 № 14 ("Зонд-8"). Программа полета была полностью выполнена, включая запланированный баллистический спуск в заданный район акватории Индийского океана. При этом был отработан вариант возвращения СА по "северной" трассе.
В процессе осуществления программы полета кораблей 7К-Л1 были впервые испытаны и отработаны:
■ основные принципы управления на траектории Земля — Луна — Земля;
■ элементы автоматизированного комплекса управления и отработки телеметрической информации, включая: оптические приборы и автоматику системы ориентации; гироскопические приборы, автоматику и спецвычислитель "Аргон-11" системы автономного управления; системы управляемого и баллистического спуска СА при входе в атмосферу со второй космической скоростью; система дальней (до 400 тыс. км) радиосвязи и передачи телеметрической информации, включая контуры АФУ с остронаправленной и всенаправленной антеннами; системы "ручной" ориентации при полете на беспилотных кораблях по радиокомандам с Земли и др;
■ ракетный блок Д при двухкратном запуске;
■ логика работы бортовых систем, отдельные агрегаты и узлы конструкции (система автономного управления, средства приземления, тепловая защита СА, элементы конструкции), которые стали основой аналогичных средств для комплекса Н1-Л3;
■ средства управляемого спуска с использованием аэродинамической подъемной силы, что позволило получить максимальные значения перегрузки при спуске в пределах 4,9-6,6 (при баллистическом спуске 17), а также точность приземления ≈ 50 км;
■ система аварийного спасения космонавтов корабля 7К-Л1, выводимого тяжелой ракетой-носителем на токсичных компонентах топлива, была отработана в реальных условиях на всех участках полета, за исключением старта.



Фрагменты рельефа поверхности Луны ("Зонд-8")
Был проведен комплекс технических и научных экспериментов, включая: определение потенциалов дальней радиосвязи до 400 тыс. км при работе различных типов антенн и НКИК, автоматическое фотографирование Земли и Луны на черно-белую и цветную пленки, фотометрические измерения, изучение радиационной обстановки на трассе Земля-Луна.
Достойно сожаления, что такому "умному" кораблю не суждено было летать в пилотируемом режиме, Причины тут разные: и утрата политического приоритета (опережающий полет астронавтов США в 1968 году), и проблемы безопасности (отсутствие запасной парашютной системы, средств спасения экипажа при разгерметизации СА, токсичное топливо на ракете-носителе).
На разных этапах выполнения программы заметную роль в ее реализации играли П.М. Воробьев, Ю.С. Карпов, Н.П. Береснев, А.А. Кочкин, Л.А. Волгин, О.И. Бабков, Л.А. Зворыкин, В.С. Володин, А.Л. Судаченко, А.И. Пациора, С.А. Савченко, В.А, Расторгуев, Л.Ф. Копачев, К.И. Федчунов, В.Г. Беркут, Н.Д. Родителев, А.И. Шунин, В.С. Градусов, В.В. Постников, А.Г. Когутенко, Н.С. Некипелов, В.Н. Беликов, К.И. Быков, Л.И. Нежинский, Г.В. Николаенко, Б.В. Никитин, Б.М. Попов, В.Е. Вишнеков, В.В, Эстрович, Л.И. Летучих, В.И. Михайлов, Т.В. Батенчук-Туско, О.Н. Лебедев, Э.В. Поляков, В.И. Тихов, Д.В. Соколов, В.С. Бочаров, В.И. Чураев, В.А. Закоморный, В.Е. Козлов, В.А. Леонов, А.П. Жадченко, А.И. Лазарев, В.М. Караштин, В.Н. Бодунков, И.В. Земцов, Н.И. Зеленщиков, В.И. Гаврилов, В.В. Рюмин, А.В. Васильковский, В.Г. Меняйлов, Ю.А. Ермолаев, Ю.И. Григорьев, Б.В. Фалеев, Э.В. Щербаков, В.И. Лобачев, Г.А. Головашкина, Г.К. Кошкин, А.А. Капустин, В.Д. Благов, И.Е. Муравьев, Г.И. Жидков, В.П. Ламешин. А.Н. Степанов и многие другие.
Немалый вклад в реализацию программы внесли представители организаций НИИ АП (Г.А. Кириллюк, Г.И. Мещеряков, Е.П. Калайтан), НИИ РП (И.И. Пиковский, Б.Я. Хисин, И.У. Гинзбург), ОКБ-2 (В.Н. Богомолов, А.Д. Тавзарашвили), завод "Звезда" (Б.В. Михайлов), НИИ ПМ (Ю.Н. Зотов), НИИ ТМ (М.И. Гусев, М.М. Маноха), ОКБ МЭИ (Д.М. Солодов), НИЦЭВТ (Ф.М. Цыпленков, В.Н. Юрасов), ЦКБ "Геофизика" (А.В. Азаров, С.С. Шифрин, Ю.С. Сасин), ЛПИ (Г.В. Матвеев) и другие.
Бригаду завода неизменно возглавлял М.И. Ломакин.
Общее руководство реализацией программы обеспечили заместитель главного конструктора Е.В.Шабаров и ведущий конструктор Ю.П. Семенов.
Костяк расчетов войсковых частей на полигоне Байконур составляли офицеры А.И. Солодухин, Ю.И. Мальцев, А.А. Ежов, С.И. Кучинский, Т.Н. Поливанов, В.В. Журавлев, Б.И. Мирошниченко, В.И. Шаповалов, С.Н. Мамонов.
На завершающем этапе подготовки ракетно-космического комплекса УР-500К — Л1 на протяжении всей программы участвовали специалисты филиала 2 ЦКБМ Ю.Н. Труфанов, И.Ф. Селивохин, А.К. Недайвода, Ю.С. Пителинский, А.И. Горюнов и войсковой части А.И. Могила, В.С. Танаев, В.Н. Есауленко, В.А. Шахов.
Над Гвинейским заливом - Хл.