The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Рекорды первого
вернёмся в библиотеку?


Программа
,,Восход"


Рекорды первого космического экипажа


Прошло всего три с половиной года со дня первого полета в космос корабля «Восток» с человеком на борту. И вот 12 октября 1964 г. мощная ракета-носитель в 10 часов 30 минут 01 секунду оторвала от стартового устройства многоместный космический корабль «Восход» весом 5320 килограммов. На борту корабля находился экипаж в составе командира корабля Владимира Михайловича Комарова, научного сотрудника Константина Петровича Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова.

Новый многоместный космический корабль «Восход» состоял из гермокабины (спускаемого аппарата), в которой находился экипаж, размещалась аппаратура обеспечения жизнедеятельности, запасы пищи и воды, средства контроля и управления работой бортовых систем корабля, часть приборов радиооборудования, телевизионные камеры, видеоконтрольное устройство, кинофотоаппаратура, аппаратура для медицинских и научных исследований, средства пеленгации на участке спуска и приземления. На корабле имелся также и приборный отсек, в котором размещались приборы радиооборудования, жидкостная тормозная двигательная установка, аппаратура управления, система терморегулирования, источники тока. Этот отсек загерметизирован.

На приборном отсеке снаружи располагались баллоны с запасом сжатого газа и двигатели системы ориентации корабля, баллоны с сжатым кислородом и воздухом для вентиляции скафандров и снабжения экипажа кислородом при аварийной разгерметизации кабины, антенные устройства радиосистем корабля, радиатор системы терморегулирования. При возвращении на Землю приборный отсек отделяется от корабля и сгорает в плотных слоях атмосферы. На корабле установлен резервный тормозной пороховой двигатель, дублирующий, основную тормозную двигательную установку. После полета по орбите гермокабина (спускаемый аппарат) вместе с экипажем и оборудованием возвращается на Землю.

Для защиты от воздействия высоких температур на участке спуска гермокабина с внешней стороны имела специальную термоизоляцию. В кабине три люка. После приземления экипаж мог выйти из кабины через любой из этих люков. Кроме того, в кабине три иллюминатора, через которые экипаж мог вести визуальное наблюдение и кинофотосъемку. В кабине корабля экипаж располагался в смоделированных по телу космонавтов амортизированных креслах.

Аппаратура ручного управления полетом и спуском позволяла экипажу производить ориентацию корабля в пространстве и осуществлять посадку в выбранном районе, используя при этом любой из имеющихся тормозных двигателей - основной (жидкостный) либо резервный (твердотопливный). Для определения направления полета и местной вертикали при ручном управлении экипаж мог использовать оптический ориентатор либо ионные построители вектора скорости корабля.

Аппаратура автоматического управления полетом и спуском позволяла по заданной программе производить управление бортовыми системами и системой ориентации корабля в пространстве и осуществлять его посадку в заданном районе с помощью основной (жидкостной) тормозной двигательной установки. При автоматическом спуске корабля с орбиты ось двигательной установки выставляется на солнце с помощью фотоэлектронного датчика солнца.

На борту корабля установлена радиоаппаратура для связи экипажа с наземными пунктами при предстартовой подготовке, на участке выведения и при полете по орбите. Кроме того, на корабле имелись магнитофон, который мог включаться либо автоматически от речевого сигнала, либо вручную; широковещательный радиоприемник; электроакустическое оборудование; телевизионная система; аппаратура контроля и регистрации физиологических функций экипажа в полете; радиотелеметрическая аппаратура; система автономной регистрации и датчиковая аппаратура. Кроме того, радиосистема «Сигнал», работающая на частоте 19,996 мегагерц, радиоаппаратура контроля орбиты корабля на участке выведения и при полете по орбите, аппаратура регистрации доз ионизирующих излучений.

Для поддержания основных параметров микроклимата кабины в пределах, близких к нормальным, использовалась система кондиционирования, обеспечивающая поглощение углекислого газа и влаги, а также выделение необходимого количества кислорода для дыхания экипажа. Количество кислорода регулировалось автоматически. Это очень важно для экипажа корабля «Восход», так как в отличие от всех предыдущих полетов В.М.Комаров, К.П.Феоктистов и Б.Б.Егоров впервые летели без скафандров.

В состав конструкции корабля входили также системы: регулирования давления и питания, водоснабжения, терморегулирования, освещения кабины, приземления. Система приземления обеспечила посадку корабля с экипажем с практически нулевой вертикальной скоростью.

Таким образом, по конструкции и оборудованию космический корабль «Восход» отличался от космического корабля «Восток» тем, что он был многоместным и снабжен системой мягкой посадки, имел резервную тормозную двигательную установку, новое приборное оборудование (дополнительную систему ориентации с ионными датчиками, усовершенствованную телевизионную и радиотехническую аппаратуру и др.). В результате вес корабля «Восход» на 589 килограммов больше веса корабля «Восток».

В этом полете экипажу необходимо было выполнить разнообразную по своему значению и содержанию программу. А именно: испытать новый многоместный космический корабль, исследовать работоспособность каждого в отдельности члена экипажа как специалиста по своей отрасли работы, выполнить медико-биологические, психологические и физико-технические исследования, изучить влияние факторов полета на организм человека и др. Всю программу экипаж должен был выполнить в течение одних суток и после этого осуществить посадку.

Командир корабля «Восход» В.М.Комаров проводил наблюдения за работой всех приборов и систем, вручную ориентировал корабль, определял время ориентации и успокоения корабля после маневров, следил за расходом горючего. Кроме того, он проводил радиосеансы с Землей, наблюдал земную поверхность при различной степени освещенности, определял световую чувствительность глаз и возможность визуальной ориентировки, а также вел записи в бортовом журнале и на магнитофоне.

Научный сотрудник К.П.Феоктистов вместе с командиром корабля осуществлял радиосвязь с наземными пунктами управления, контролировал работу оборудования и бортовой аппаратуры. Он проводил также и астрономическую ориентацию и управление кораблем по ионным датчикам, сверял «Глобус» и бортовые часы, выполнял визуальное наблюдение, фотографировал и снимал киноаппаратом горизонт и ореол атмосферы Земли, измерял яркость звезд, проводил эксперименты с жидкостью и др.

Врач-космонавт Б.Б.Егоров изучал функциональное состояние нервной системы и работоспособность каждого в отдельности члена экипажа на различных этапах космического полета, исследовал влияние факторов космического полета на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и системы крови. Он изучал также внешнее дыхание, газообмен и энергозатраты в условиях невесомости, функциональное состояние анализатора в условиях невесомости, контролировал работу систем жизнеобеспечения. С помощью иглы Франка Б.Б.Егоров брал у товарищей кровь для исследования, измерял давление крови, проводил функциональные пробы с дозированным раздражителем вестибулярного аппарата. Он регистрировал биотоки головного мозга и электрические потенциалы, возникающие при произвольных и непроизвольных движениях глаз. В течение всего полета Б.Б.Егорову не пришлось заниматься врачебной практикой, так как все члены экипажа чувствовали себя хорошо.

Правда, в состоянии невесомости в ходе орбитального полета у К.П.Феоктистова и Б.Б.Егорова возникали неправильные психологические представления о «верхе» и «низе». Одному из них казалось, что он находится в полусогнутом положении лицом вниз, а другому представлялось, что он перевернут вниз головой. Космонавты отметили, что иллюзии появлялись у них как при открытых, так и при закрытых глазах. Однако такое состояние не помешало им хорошо выполнить программу полета. Следует отметить, что командир экипажа летчик-космонавт В.М.Комаров в процессе всего полета таких явлений не испытывал.

К утру 13 октября экипаж космического корабля «Восход» полностью выполнил намеченную программу. Из координационно-вычислительного центра поступили орбитальные данные корабля «Восход». Минимальная и максимальная высота соответственно составила 177,5 и 408 километров, период обращения 90,087 минуты. Скорость корабля при прохождении точки орбиты на минимальной высоте над поверхностью Земли на первом витке составила 7,67 километра в секунду, а на максимальной высоте - 7,39 километра в секунду.

В районе приземления было все готово к встрече корабля и его экипажа. В 9 часов 55 минут 39 секунд на корабле «Восход» включилась автоматическая система ориентации. В 10 часов 18 минут 58 секунд, т. е. через 23 минуты 19 секунд, включилась тормозная двигательная установка. В 10 часов 40 минут 30 секунд была введена автоматическая система приземления корабля. В 10 часов 47 минут 04 секунды корабль «Восход» с экипажем на борту произвел мягкую посадку в 312 километрах северо-восточнее Кустаная.

Закончился еще один, седьмой по счету космический рейс советского пилотируемого корабля-спутника. Измерения показали, что дальность полета «Восхода» - 669 784,027 километра. Общая продолжительность полета 24 часа 17 минут 03 секунды. Экипаж корабля «Восход» установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полета (408 километров) и максимальной массы (веса) (5320 килограммов), поднятой на такую высоту, и два мировых рекорда: дальность полета (669 784,027 километра) и продолжительность полета (24 часа 17 минут 03 секунды) в категории многоместных космических кораблей.

За выполнение научно-технических и медико-биологических исследований, имеющих важное практическое значение для будущих полетов человека в космос, и установление мировых рекордов экипаж многоместного космического корабля «Восход» в составе В.М.Комарова, К.П.Феоктистова и Б.Б.Егорова Международной авиационной федерацией (ФАИ) награжден Золотыми медалями «Космос» и дипломами.

далее
в началоназад