The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Сутки в космосе
вернёмся в библиотеку?

Сутки в космосе

Для того чтобы выяснить влияние на организм человека всех факторов космического полета (длительность, невесомость, перегрузки, влияние космической радиации и т. д.), а также работу в комплексе всей бортовой и наземной аппаратуры, было принято решение о запуске в космическое пространство человека с суточным циклом работы в космосе.

Герман Степанович Титов вместе с другими космонавтами прошел всю программу подготовки к предстоящему полету, которая слагалась из комплекса специальных испытаний и тренировок, разносторонней общефизической подготовки и теоретических курсов обучения, включающих основы ракетной техники и космической техники, конструкцию космического корабля «Восток», специальные курсы астрономии, геофизики и космической медицины. Кроме этого, для поддержания летных навыков и проверки себя в условиях невесомости космонавт осуществлял полеты на самолетах, проходил другие испытания и тренировки на устойчивость вестибулярного аппарата.

Ракета-носитель с космическим кораблем «Восток-2», на борту которого находился космонавт Г.С.Титов, стартовала с космодрома Байконур в 9 часов 6 августа 1961 г. Корабль весом 4731 килограмм вышел на околоземную орбиту с высотой в перигее 178 километров, в апогее - 244 километра. Сразу же после выведения на орбиту корабля «Восток-2» Г.С.Титов установил по коротковолновому и ультракоротковолновому каналам связь с Землей. Наступила невесомость. У космонавта возникло ощущение, будто он летит в перевернутом состоянии. Через минуту-полторы это ощущение исчезло.

В 10 часов, как и было предусмотрено программным заданием, Г.С.Титов включил ручное управление кораблем, Этот эксперимент был проведен впервые. В своем отчете Герман Титов об этом рассказывал: «Через час полета, прорезая темную-претемную ночь, я, как и было намечено планом работы, включил ручное управление кораблем. Признаться, это было сделано не без внутреннего волнения: ведь еще ни один человек в мире не заставлял повиноваться своей воле космический корабль. «Подчинится ли он движениям моих рук?» - подумал я и решительно положил руку на пульт управления. «Восток-2» выполнил мои желания. Управлять космическим кораблем оказалось легко. Его можно было ориентировать в любом заданном положении». Повторно ручное управление кораблем опробовалось на седьмом витке. Система ручной ориентации корабля «Восток» состоит из оптического ориентира, ручки управления, обеспечивающей управление по трем осям - курсу, тангажу, крену; датчиков угловой скорости и других элементов. В эту систему входят двигатели ориентации, работающие в импульсном режиме.

К 23 часам 45 минутам «Восток-2» завершил десять витков вокруг Земли и пролетел за это время более 410 тысяч километров - расстояние больше, чем расстояние от Земли до Луны. В процессе полета Г.С.Титов принимал пищу: суп-пюре, мясной и печеночный паштеты, плавленый сыр, разные соки и, конечно, хлеб. Пища содержалась в мягких тубах.

К 6 часам 7 августа «Восток-2» заканчивал 14-й оборот вокруг Земли. В это время в расчетном районе приземления шла усиленная подготовка к встрече космонавта на родной Земле. Когда «Восток-2» начал совершать свой 17-й виток, на командный пункт стали поступать уточненные данные о расчетном времени и мосте приземления. После выполнения программы полета в конце 17-го оборота включилась автоматическая система ориентации и спуска корабля. Затем произошло разделение приборного и спускаемого отсеков. Спускаемый аппарат с космонавтом вошел в плотные слои атмосферы, появились перегрузки и наконец вступила в действие парашютная система приземления корабля и космонавта. После завершения суточного полета Г.С.Титов благополучно приземлился на парашюте в 10 часов 18 минут 7 августа 1961 г. вблизи населенного пункта Красный Кут Саратовской области.

В результате обработки данных орбитальных измерений, произведенной в координационно-вычислительном центре, было установлено, что дальность полета космического корабля «Восток-2» с Германом Степановичем Титовым на борту составила 703 143 километра, продолжительность полета - 25 часов 11 минут.

Герман Степанович Титов установил абсолютные рекорды: мировые рекорды продолжительности и дальности космического полета, мировые рекорды продолжительности и дальности полета в классе орбитальных полетов.

На заседании Международной астронавтической комиссии ФАИ 12 марта 1962 г. было принято решение об утверждении мировых рекордов, установленных Г.С.Титовым;

дальность полета - 703 143 километра;

продолжительность полета - 25 часов 11 минут.

Так в таблицу ФАИ были вписаны новые научно-технические и спортивные достижения. Советский человек сделал еще один важный шаг в освоении и изучении космоса.

В этом полете ученые в первую очередь ставили задачу изучить влияние на организм человека состояния невесомости в длительных полетах. Как известно, еще К.Э.Циолковский предполагал, что в условиях невесомости у человека могут возникнуть различные иллюзии и нарушение ориентации в пространстве. С тех пор до первого полета человека в космос было высказано много разного рода предположений и мнений. Полет Г.С.Титова поэтому представлял определенный интерес. В орбитальном полете у Г.С.Титова развились неприятные ощущения, которые были охарактеризованы им как состояние, близкое к укачиванию, и выражались в головокружении и поташнивании. Когда космонавт резко поворачивал голову, головокружение усиливалось и появлялась иллюзия «плавания» предметов. Причем не только повороты головы, но и мелькания предметов («бег земли») вызывали неприятные ощущения.

Однако, несмотря на все это, у Титова не возникали явления дезориентации в пространстве, что объясняется достаточно высокими показателями высшей нервной деятельности и силы воли космонавта.

Полет на корабле «Восток-2» доказал, что человек полностью сохраняет работоспособность в течение длительного пребывания в космосе. Тем не менее, после полета Г.С.Титова была в значительной степени пересмотрена система подготовки космонавтов. Кроме того, ученые, по предложению Г.С.Титова, внесли некоторые изменения в конструкцию космического корабля «Восток».

далее
в началоназад