The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

28
26. СЕКРЕТЫ МИРОЗДАНИЯ

Обдумывая факты, с которыми вы познакомитесь, читая эту главу, я долго искал для нее название. Уж больно близко соприкасаются идеи Циолковского с весьма смелыми гипотезами наших дней. Больше того, идеи Константина Эдуардовича подчас предвосхищают эти гипотезы. А ведь со дня смерти ученого прошло более четверти века. Могучий напор фантазии скорее закономерен нежели случаен. И закономерность его прежде всего объясняется тем, что Циолковский сделал познание космоса главной целью своей жизни. Отсюда неукротимая работа мысли, поиски фактов, гипотез...

В своей великой работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс назвал гипотезу «формой развития естествознания». Эйнштейн считал, что «воображение важнее, чем знание». Менделеев в «Основах химии» писал, что гипотезы облегчают отыскание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений. Даже ложная гипотеза, говорил Тимирязев, не может считаться абсолютно бесполезной: ведь если ее опровергнуть, одним возможным объяснением останется меньше.

Мне показалось полезным напомнить об отношении великих ученых к гипотезам, так как речь пойдет сейчас прежде всего о разного рода предположениях и догадках.

Тайны бытия не давали Циолковскому покоя. Его брошюры «Монизм вселенной», «Причина космоса», «Образование солнечных систем и споры о причине космоса», «Будущее Земли и человечества», «Прошедшее Земли», «Современное состояние Земли», «Воля вселенной. Неизвестные разумные силы» полны догадок, предположений, желания проникнуть в царство Неизвестности. Как полагал Константин Эдуардович, именно там из туманной разреженной материи и первобытного газа образовались Солнце, планеты и их спутники — луны. Не случайно в 1928 году «Комсомольская правда» написала о Циолковском, что он пытался разрешить некоторые вопросы астрономии, и впоследствии не дававшей ему покоя богатством неисследованных проблем и заманчивыми перспективами познания загадок вселенной.

Трудно не согласиться с автором статьи — интерес Циолковского к космическим загадкам велик, но, пожалуй, больше всего его волнует тайна жизни, ее возникновения и распространения во вселенной. «Невероятно, — пишет он в «Причине космоса», — чтобы жизнь осенила единственную планету из множества подобных...» А страницей дальше еще категоричнее: «...заселенная вселенная есть абсолютная истина».

Утверждая это, Циолковский действует как опытнейший полемист. Вот он задает вопрос:

— Почему же обитатели иных миров не дадут нам о себе знать?

И тут же отвечает:

— Потому, что человечество к этому еще не подготовлено... Заявление иных миров произведет невообразимый переполох на Земле... Когда же распространится просвещение, возвысится культурный уровень, тогда мы узнаем многое о жителях иных планет...

Вероятно, идея общения обитателей разных миров крепко сидела в голове Циолковского. Предвосхищая на четверть века «большое кольцо» И. А. Ефремова, Константин Эдуардович писал: «Власть сознательных существ объединяется председателями планет, солнечных систем, звездных групп млечных путей, эфирных островов и т. д. Какая это могущественная сила, мы и представить себе не можем! Невероятно, чтобы она не имела влияния на жалкую земную жизнь. Невозможно, чтобы мать не поддерживала, не хранила младенца. Так и Земля не может быть предоставлена вполне самой себе... Но, кроме миров, подобных человеческим, возможны миры из веществ иных плотностей и иных размеров...»

Эти слова на редкость современны. Мысль о множественности обитаемых миров, отстаивая которую сгорел Джордано Бруно, — сегодня непреложный факт.

— Несколько лет назад, — вспоминает профессор Манчестерского университета Бернард Ловелл, — я получил письмо двух американских ученых. Они убеждали меня использовать радиотелескоп обсерватории Джодрелл Бэнк (Ловелл — директор этой обсерватории. — М. А.) для поиска сигналов, которые могут посылать разумные существа в космос.

Я удивился такому предложению и не ответил: оно показалось мне в то время легкомысленным. Однако теперь обсуждение общей проблемы существования внеземной жизни стало вполне серьезным делом.

К этому высказыванию английского астронома можно добавить лишь одно: Ловелл считает, что примерно миллиард миллиардов звезд имеют планеты, где условия благоприятны для эволюции жизни. Предположение Ловелла полностью совпадает с убежденным мнением Циолковского о том, что «...Млечный Путь кишит жизнью, как и наша крохотная солнечная система. И жизнь эта кишит по крайней мере на нескольких миллиардах планет».

Циолковский фантазирует. И это отнюдь не прихоть. «Теперь, — пишет ученый, — ввиду доказанной возможности межпланетных сообщений, следует относиться к таким «непонятным» явлениям внимательнее», (курсив Циолковского. — М. А.).

О степени современности этой реплики свидетельствует многое, но, пожалуй, убедительнее всего ее характеризует история многолетней дискуссии по поводу таинственного взрыва в тунгусской тайге.

Мне не хочется приводить здесь подробности спора, породившего целую литературу — от газетных статей до специальных книг*. Мне кажется, что многолетняя дискуссия по поводу тунгусского чуда (я не рискую называть его ни метеоритом, ни кометой) дает достаточно подтверждений верности мысли Циолковского о том, что не следует отмахиваться от непонятных и труднообъяснимых явлений, Судя по многим признакам, странный взрыв произошел в воздухе и носил ядерный характер. И когда авторитетные ученые с высокими званиями стали яростно отрицать гипотезы, не укладывающиеся в прокрустово ложе традиционных схем, невольно вспомнилась поговорка древних: «Юпитер, если ты сердишься, ты не прав».

Наиболее полно вопрос освещен в книге Н. Васильева, Д.Демина, В.Журавлева и других «По следам тунгусской катастрофы». Томск, 1960 год. Там же приводится обширный библиографический список.

Я лишен возможности сообщить читателю мнение Циолковского о тунгусской катастрофе — пока не удалось обнаружить каких-либо свидетельств отношения ученого к великой тайне XX столетия. Но, сопоставляя факты, приходишь к неожиданным выводам. С одной стороны, в бумагах Циолковского ни строчки о тунгусском взрыве; с другой — весь ход высказанных им мыслей должен был бы сделать Константина Эдуардовича поборником гипотезы о межпланетном корабле неведомой цивилизации.

Надо заметить, что метеориты весьма интересовали ученого. И не только потому, что с их помощью он проиллюстрировал свои мысли об аэродинамическом нагреве. Вспомните, к примеру, его письмо в «Известиях» от 20 мая 1934 года «Кто видел болид?». Циолковский обращался ко всем, кто видел падение «небесного камня», с просьбой сообщить подробности наблюдений. Почему же, интересуясь метеоритом 1934 года, он остался сверхъестественно безразличен к гораздо большему метеориту 1908 года?

Человечество по праву гордится учеными, узнавшими о том, что происходило тысячи лет назад. Как же мы можем проходить равнодушно мимо тайн, современники которых еще живы и способны ответить на наши вопросы? А молчание Циолковского по поводу взрыва в тунгусской тайге как раз и принадлежит к такого рода загадкам. Разгадать его — наш долг, наша обязанность.

Но позвольте, возразят скептики, не слишком ли многого вы хотите? Что мог знать Циолковский о тунгусской катастрофе в условиях царской России? Немало. В 1908 году журнал «Природа и люди», с которым, как мы знаем, был близок Циолковский, опубликовал статьи Д. Святского «Иллюминация сумерек» и Томилиной «Описание светового явления, происходившего 17 июня текущего года в Тимском уезде, Курской г., слоб. Монтурове и других местах того же уезда». В журнале «Астрономическое обозрение» появились статьи «Болид 16 июня 1908 года» и «Необычайная заря в ночь с 17 на 18 июня 1908 года стар. ст. в г. Тамбове». Допустим, что Циолковский не обратил внимания на эти статьи (летом 1908 года он оправлялся от последствий тяжелого наводнения), но мог ли он не наверстать упущенное в двадцатых годах? Статьи о поисках Л. А. Куликом небесного камня прошли тогда во множестве журналов. Не видеть таких журналов, как «Огонек», «Всемирный следопыт», «Вестник знания», «Мироведение», «Природа и люди», Циолковский просто не мог. Замечу к слову, что некоторые из статей уже тогда появлялись под весьма интригующими названиями. Так, например, Л. А. Кулик назвал свою статью в «Вестнике знания» за 1927 год «Тунгусский метеорит или... фантазия?». То, что произошло над тунгусской тайгой, и тогда будоражило человеческое воображение. Просто невозможно поверить, что Циолковский остался равнодушен к тайне неведомого огненного шара.

Но вернемся к статье «Кто видел болид?», опубликованной в 1934 году «Известиями». В ней шла речь о метеорите, упавшем над Боровским районом. Циолковский сам видел болид. Ему было известно, что к месту предполагаемого падения выехал Л. А. Кулик. Но Константину Эдуардовичу хочется знать еще больше, отсюда его обращение к народу.

Открытки и конверты, рисунки, схематически изображающие падение болида, письма учителей и школьников, врачей, рабочих, служащих потоком хлынули в Калугу. В архиве Академии наук сохранилось 238 такого рода писем. Почти все они испещрены пометками Циолковского.

В большинстве случаев эти пометки — предельно краткий конспект. Циолковский записывает главное в содержании письма — то профессию или адрес его автора, то какие-то детали описания: «Вспышка, как при коротком замыкании», «Огненный шар размером с Луну», «Зеленый свет как от трамвайной искры».

По старой учительской привычке он ставит некоторым авторам отметки: кому «хорошо», кому «отлично», кому «отлично с плюсом».

Но одно из писем сопровождено пометкой особого рода. Циолковский подчеркивает две фразы, написанные его автором «Внимание мое было привлечено необычным сиянием — светом падающего метеорита». А рядом выхвачена из текста другая фраза: «Движение болида было как бы замедленное, и двигался он в течение 1 ½ секунды на запад и исчез, как исчезают обычно падающие звезды».

Надо полагать, что это письмо весьма взволновало Циолковского. О его волнении говорит непонятная надпись на конверте «Ракета-3-4. Военно-развед. ракета двигался 1 ½ сек. Необычное сияние».

О чем думал Циолковский, делая эту надпись, сегодня никто не знает. Я далек от мысли, что он увидел в метеорите 1934 года управляемое искусственное космическое тело. Но я публикую текст заметки, ибо умолчать о «ей сегодня было бы по меньшей мере нечестно.

Но если с тунгусской катастрофой Циолковского связывает таинственное молчание, то с разного рода проектами и гипотезами ученого роднят щедро рассыпанные высказывания. Ратуя за множественность обитаемых миров, Циолковский отмечает в брошюре «Монизм вселенной» благоприятность расположения Земли относительно Солнца: ни далеко, ни близко, а потому ни жарко, ни холодно.

Заметим к слову, что границы экосферы (как называют ученые зону возможной жизни около той или иной звезды) и сегодня меряются температурой, при которой может существовать белок. Предположив эти границы от +80°С до -70°С, считают, что в экосферу Солнца входят Венера, Земля, Марс. Любопытно, что Земля располагается как раз в температурном центре экосферы. Ее средняя температура +14°, в то время как на Венере +50°С, а на Марсе -50°. Интересно, что Циолковский не ограничивается такого рода констатацией. Кто-кто, а он умеет мыслить в астрономических масштабах. Отсюда вывод: через большие промежутки времени те планеты, которые не имели благоприятных условий для возникновения жизни, приобретают их, а благополучные могут, напротив, утратить. Циолковский подчеркивал, что благоприятные «моменты» могут длиться миллиарды лет. Иначе он не написал бы, что «...большинство крупных планет или, вернее, планет с газовыми оболочками или есть, или было, или будет обитаемо». (Курсив Циолковского. — М. А.)

Удивительно дерзкое существо человек! Много лет почти слепой, ибо возможности астрономов были весьма ограниченны, он верил в обитаемость иных планет. Сегодня, добившись исключительных успехов в науке и технике (за последние полвека радиус известного науке звездного мира вырос примерно в миллион раз), это беспокойное двуногое существо, заполонившее Землю, высказало дерзость, дотоле неслыханную.

Знатоки научно-фантастической литературы знают множество смелых идей, но, пожалуй, наиболее дерзкая из них мысль американца Карла Сагана из Калифорнийского университета о переделке атмосферы Венеры. Современная наука считает, что температура поверхности Венеры, измеряемая сотнями градусов, слишком высока для организованной жизни. Карл Саган предлагает исправить «ошибку» природы. Его идея смела: забросить в атмосферу Венеры примитивные морские водоросли, способные переработать углекислый газ в кислород.

Основой жизнедеятельности водорослей в венерианской атмосфере послужат содержащиеся в ней водяные пары или кристаллики льда. Постепенно количество кислорода будет нарастать. Изменение состава атмосферы, в свою очередь, изменит климат, температура планеты снизится, станет возможным фотосинтез. Конечный результат действия растений-десантников приведет к тому, что атмосфера Венеры не будет отличаться от атмосферы нашей родной планеты.

Рассуждение американского ученого отнюдь не беспочвенно. В течение года, как отмечает член-корреспондент Академии наук С. Е. Северин, растения Земли связывают около 150 миллиардов тонн углерода с 25 миллиардами тонн водорода и выделяют 400 миллиардов тонн кислорода. Небезынтересны и цифры, приведенные И. Т. Фроловым в брошюре «Философские проблемы современной биологии». Они характеризуют возможности хлореллы, водоросли, которой отводится не последняя роль в решении проблем космонавтики. Подсчитано, что гектар хлореллы может дать около 40 тонн сухого органического вещества, причем из них 20 тонн составят белки и 3 тонны жиры.

Активное вторжение на Венеру, предлагаемое американским ученым, — современный вариант давних идей Циолковского.

В брошюре «Прошедшее Земли» он нарисовал картину зарождения жизни. Подчеркнув связь между развитием флоры, фауны и составом атмосферы, Циолковский отмечал, что «высота и состав атмосферы изменяют среднюю температуру твердой поверхности Земли», а «развитие растений и животных изменяет состав атмосферы, а стало быть, и климат». За этими скупыми высказываниями нетрудно разглядеть то, за что ратует Карл Саган, предлагая переделать атмосферу Венеры...

В своих размышлениях Циолковский предельно логичен: «Одно из двух, — пишет он в «Причине космоса»,- или Земля заселилась самозарождением, или переносом зачатков жизни с других планет». На личном экземпляре Циолковского есть любопытная карандашная приписка: «Гипотеза самозарождения предпочитательнее, так как только она может объяснить происхождение жизни в космосе».

С тем, что писал в двадцатых годах Циолковский, солидарна современная наука. Например, академик Н. М. Сисакян отрицает возможность переноса жизни из других миров, ибо живым организмам (если речь идет не о мыслящих, высокоорганизованных существах) не под силу преодолеть тяготение и избежать поражающего действия космической радиации.

Однако предвидение Циолковского этим отнюдь не исчерпывается. Его мысли переплетаются с самыми смелыми, самыми спорными гипотезами современности, как, например, предположение М. Агреста и А. Казанцева о посещении Земли обитателями иных миров.

«Мы уверены, — писал в 1928 году Циолковский,- что зрелые существа вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет...». Мысль о неведомых обитателях иных миров волнует Циолковского. Годом позже в статье «Самозарождение» он формулирует ее с еще большей отчетливостью: «Я так же доказывал, — пишет он, — что перенос жизни возможен с помощью техники высших существ, подобных человеку. Но тогда бы появились на Земле и эти существа, их высокая цивилизация, техническое совершенство, сооружения разного рода. Если все это когда-нибудь уничтожила враждебная природа, какая-нибудь катастрофа, например, грандиозное землетрясение, комета, падение большого болида и т. д., но все же не могло бы не остаться ископаемых следов высшей культуры, которой, мы, однако, не видим.

Мы нашли следы червей и насекомых. Как же было не найти следов высшего человека!»

Перечитывая эти высказывания, просто диву даешься! Разумеется, Константин Эдуардович и предполагать не мог, что спустя много лет после его смерти появятся гипотезы о звездных пришельцах. И, тем не менее, место для таких предположений оставлено им еще три десятилетия назад. Невольно вспоминаешь Менделеева — ведь клеточки его таблицы заполняются и по сей день.

Гипотеза Агреста ворвалась в нашу литературу с грохотом, подобным взрыву над тунгусской тайгой. За несколько лет она успела приобрести и врагов и сторонников. Увы, пока это только гипотеза. Я пишу о ней лишь потому, что не в силах забыть реплики Циолковского: «Мы нашли следы червей и насекомых. Как же было не найти следов высшего человека!»

Заслуга М. Агреста и А. Казанцева (независимо от того, оправдается ли их смелое предположение) состоит в том, что они изо всех сил пытаются разыскать следы космических пришельцев. Оказалось, что такого рода следов более чем достаточно — весь вопрос в том, принадлежат ли они существам иных миров, посетивших нашу планету?

В октябре 1957 года, когда советские ученые запустили первый искусственный спутник Земли, произошло еще одно событие, казалось бы не имеющее ничего общего с космосом. В Париже, в зале Марсан, прилегающем к Музею декоративного искусства, открылась выставка изображений со скал пустыни Сахары. Но прошло несколько лет, прежде чем человеческая фантазия связала проблемы космоса с рисунками скал Тассили.

Я не буду пересказывать всех перипетий экспедиции профессора Анри Лота. Они описаны в его книге «В поисках фресок Тассили». Страдая от зноя и жажды, героическая экспедиция привезла около 800 копий наскальных фресок. Среди них было и то, которое Лот назвал «Великим богом марсиан».

Странное впечатление производит это изображение, выделяющееся на фоне других, удивительно реалистичных рисунков. Глядя на голову загадочной шестиметровой фигуры, невозможно не вспомнить о скафандре. Даже если предположить, что древние африканцы (фрескам Тассили примерно 8-10 тысяч лет) изобразили на скалах своих богов, невольно задумываешься, почему же они облачили их в высотные скафандры, похожие на те, которыми пользуются современные космонавты?

Противники гипотезы о космонавтах древности пренебрежительно отмахнулись от находок экспедиции Лота. А зря!.. Когда в конце XIX столетия испанский адвокат Марселино Саутуола обнаружил в пещере гигантское многоцветное панно доисторического периода, его объявили мошенником и фальсификатором. Всего лишь пятьдесят лет потребовалось научному миру для признания своей ошибки. Сегодня число таких пещер, известных археологам, уже исчисляется десятками. Не произойдет ли чего-либо подобного и с фресками Тассили?

«Великий бог марсиан», тектиты — таинственные стекловидные камни, о родословной которых никак не могут договориться ученые, библейские тексты, реалистически рассказывающие об упавших с неба и вознесшихся на него *, таинственные тысячетонные глыбы Баальбекской террасы — все это послужило кандидату технических наук М. Агресту основой для интересной, хотя и требующей серьезной проверки, гипотезы о космонавтах древности, посещавших нашу планету тысячелетия назад **.

* Критикуя гипотезу М. Агреста, В. Губарев и М. Ростарчук в статье «Следы ведут в... невежество» («Комсомольская правда» от 19 октября 1960 года) писали, что ученые определили библию, как собрание исторических хроник, древних законов, суеверий, мифов и легенд. Авторы убеждены в том, что «священная книга глубоко изучена и нет никаких оснований перетолковывать ее, как это делает Агрест». Трудно придумать более регрессивную точку зрения. Анализ легенд библии показывает, что подчас они рождаются из конкретных фактов. Вот, к примеру, история о манне небесной. Как пишет Игорь Акимушкин в книге «Тропою легенд» (Москва, 1961 г.), эта наивная и нелепая на первый взгляд легенда порождена способностью лишайника леканора съедобная, летать по воздуху, дождем выпадая на землю, а таинственный термин «манна небесная» происходит от древнееврейской фразы «ман ху?» — «Что это?». Таким образом, и легенда может стать средством познания мира, если правильно и разумно ее использовать. (Примечание автора.)

** М. Агрест, Космонавты древности. В сборнике «На суше и на море», М., 1961.

Таким образом, следы разумных существ, на отсутствие которых сетовал Циолковский, находятся, причем там, где подчас их меньше всего ждут ученые. Голова длиннорогого бизона, найденная в Якутии, со следами круглого, словно пулевого ранения в черепе, легенды о рыжебородом боге Кон-Тики, бытующие на острове Пасхи, загадка Атлантиды, календаря Тиа Гуанако... Тайн много. Я упомянул о них лишь для того, чтобы продемонстрировать интерес Циолковского к секретам возникновения и распространения жизни во вселенной.

Много копий сломано в жарких спорах, но, вероятно, конец дискуссий уже не за горами. Космонавтика перешла в категорию наук экспериментальных. Как писал недавно академик Н. М. Сисакян, сейчас разрабатываются конструкции аппаратов для взятия проб воздуха на чужих планетах и передаче по радио экспрессанализа. Естественно, что более всего ученых интересует сопоставление форм жизни, обнаруженных в космосе, с теми, которые хорошо известны на Земле. Из сравнения результатов такого рода экспериментов удастся вывести законы, раскрывающие секреты мироздания, которые так жадно пытался нащупать Циолковский.

До последних дней ждал Циолковский встречи с разумными существами иных миров. Свидетельство тому — надпись Константина Эдуардовича на письме студента А. Юдина из Томска в 1933 году.

Текст этой надписи, до сих пор не попадавшей в поле зрения биографов Циолковского, очень любопытен. Вот он: «Попытки высших существ помочь нам возможны, потому что они продолжаются и сейчас. Размышления с созерцанием вселенной могли также служить основой для веры в высшие существа. Но немногие знают и то и другое. Для всех это не очевидно. Мы, люди, не стараемся убедить животных в неразумности их жизни, потому что это невозможно — так велико расстояние между человеком и животными. Дистанция между ними и совершенными существами едва ли не меньше, если принять в расчет массу или среднего человека. С другой стороны, австралийцы и американцы тысячи лет дожидались европейцев, однако дождались. Дождемся и мы. Так и мы можем дождаться посещения высшими [существами]...»

Надпись, сделанная Циолковским, оборвалась недописанной.

Эту главу, где логика реального состязается с силой догадок, мне хочется окончить изложением фактов, почерпнутых из книги Р. Рюрикова «Через 100 и 1 000 лет». Знакомясь с ними, невольно вспоминаешь известный тезис Циолковского «Сначала идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль». В самом деле, антивещество, частицы которого сегодня улавливают приборы физиков, атомные двигатели, автоматизация, счетно-вычислительные машины и синтетические материалы, были предсказаны А. Богдановым в фантастическом романе «Красная звезда» около полувека назад. Американец Роберт А. Хайнлайн в 1941 году написал повесть «Злосчастное решение». Он предрек в ней бомбу из урана-235, которой, по его мнению, предстояло завершить вторую мировую войну. Хайнлайн описал свою фантастическую бомбу столь реалистично, что Федеральное бюро расследования обвинило беднягу в разглашении военных секретов.

Впрочем, в наши дни даже такими фактами удивить трудно. Как небезосновательно написал известный американский знаток фантастики, Энтони Баугер, «Большая часть дисциплинированного воображения, которое мы привыкли ассоциировать с научной фантастикой, теперь появляется без фантастической одежды». Вот почему (об этом пишет в своих воспоминаниях «Секретные агенты против секретного оружия» французский физик Жак Бержье) «Американцы недавно значительно реорганизовали свои разведывательные бюро и управления по психологической войне. Всем их работникам предписано читать научно-фантастическую литературу. Они старательно изучают заброшенные материалы Фортейского общества. Эта любопытная организация занималась исследованием лишь тех гипотез и предположений, которые были отвергнуты наукой».

далее
в начало
назад