The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

ДВЕ ЗЕЛЕНЫЕ РАКЕТЫ - НАШЛИ, ЖИВОЙ!
вернёмся в начало?

"Космический альманах" №5 2001 год
ДВЕ ЗЕЛЕНЫЕ РАКЕТЫ - НАШЛИ, ЖИВОЙ!
© Б.Л.Покровский, 2001

Разработкой медицинских требований к средствам индивидуального снаряжения, системам аварийного спасения и приземления, а также системам медицинского обеспечения поиска и эвакуации космонавтов занимался отдел, руководимый профессором Сергеем Гозуловым. Сотрудники отдела (Лев Головкин, Виталий Волович и др.) вели большую исследовательскую и испытательскую работу, участвовали в обеспечении космических полетов.

В.И.Яздовский. "На тропах Вселенной "

Покровский Борис Леонидович - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ, член-корреспондент Международной академии человека в аэрокосмических системах, полковник медицинской службы в отставке. Родился 10 октября 1928 года. Окончил Военно-медицинскую академию им. С.М.Кирова в 1951 году. В 1951-1952 гг. - начальник медицинского пункта танко-самоходного полка. В 1952-1954 гг. -слушатель Омского военного авиационного училища летчиков. С 1954 по 1956 г. - летчик, старший летчик авиационного полка. С 1956 года по настоящее время работает в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической (ныне военной) медицины, где прошел путь от младшего научного сотрудника до начальника отдела. Основные направления исследований - проблема летных способностей, психологический отбор в авиации.

В январе 1961 года во дворе Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины (ГНИИИ АиКМ) ко мне подошел Виталий Георгиевич Волович, известный тем, что первым в мире совершил парашютный прыжок на Северный полюс, а в институте славящийся великолепным юмором и блестящим остроумием - и предложил войти в организуемую им поисковую группу врачей-парашютистов. Задачей членов группы было прыгнуть с парашютом к месту приземления космонавта, найти его, оказать при необходимости первую врачебную и другую помощь и содействовать эвакуации. Я подходил для этого своим "парашютным анамнезом" (как бывший летчик) и наличием допуска к секретной работе по первой форме.

В группу вошли Борис Егоров - будущий космонавт (его тут же прозвали Боря большой, а меня - Боря маленький), Иван Колосов, Игорь Иванов, Виктор Артамошин и я.

После формирования группы и знакомства мы прошли в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале краткий курс оказания медицинской помощи при различных травмах, теоретическую и тренажерную парашютную подготовку в Монино и выехали для выполнения тренировочных прыжков. Руководил нашей подготовкой начальник парашютно-десантной службы ВВС.

На окраине г. Пугачева (Приволжской ВО) сделали по 9 парашютных прыжков. Последние два - из вертолета - были наиболее эмоциональными: во-первых, в вертолете отсутствовала дверь, снятая на земле, во-вторых, необходимо было учитывать вертикальный поток воздуха от несущего винта.

По возвращении в Москву на заводе "Звезда" нас научили обращаться со скафандром космонавта. В ИАиКМ ознакомили с содержанием медицинской укладки, специально разработанной для данной задачи и удобной для выполнения с ней парашютных прыжков.

8 апреля группа была вызвана на инструктаж в Главный штаб ВВС. Каждому из нас предстояло в период космического полета находиться в воздухе в зоне возможного приземления космонавта по трассе полета: в первой зоне (до Урала) - В.Г.Воловичу, во второй (Западная Сибирь) - мне и т.д. Борису Егорову достался Сахалин. Мое место дислокации - военный аэродром под Новосибирском. Получили соответствующие координаты для связи в случае каких-либо затруднений.

Особое внимание обращалось на соблюдение строжайшей секретности нашей миссии вплоть до реального события. В то же время было сказано, что сообщение о запуске космического корабля с человеком на борту будет объявлено по радио сразу после взлета, не дожидаясь завершения полета и независимо от его исхода.

Это было новым - раньше сообщения делались только об успешных запусках. Риск был очень большой. Первый полет с человеком на борту таил множество опасностей, начиная от неведомого еще влияния невесомости и других факторов космического полета на организм и психику человека (из-за опасения возникновения неадекватного психического состояния был сделан даже специальный кодовый замок, блокирующий вмешательство в систему ручного управления кораблем космонавта, если у него "поедет крыша") и кончая возможностью не вернуться на землю из-за несовершенства или отказов технических устройств. Но шло жесткое соревнование двух великих держав за первенство в освоении космоса. В США планировался первый космический запуск с человеком на борту в мае 1961 года, и нам нужно было быть первыми.

После инструктажа получили в институте медицинские укладки, свои пистолеты с двумя обоймами (парашюты и носилки предстояло получить на местах) и поехали во Внуково. Там выпили по бокалу шампанского "за удачу" и разлетелись каждый по своему маршруту. Боря Егоров на прощанье негромко сказал: "Полетит Юрий Алексеевич Гагарин" - он уже знал об этом.

В Новосибирск прилетел в два часа ночи. Ехать на неизвестный аэродром было, естественно, не время и не на чем, и я до утра расположился в зале ожидания. Вдруг мимо меня проходит в аэрофлотовской форме бывший командир звена в авиационном полку, где я служил летчиком. Радостные объятия, возгласы: "Какими судьбами! Куда? Зачем? Уже майор!". Оказалось, что он руководитель полетов Новосибирского аэропорта. Накормил горячим ужином, несмотря на мои отнекивания, организовал машину - и меня доставили в гостиницу рядом с военным аэродромом.

Экипаж поискового самолета жил в той же гостинице. Утром познакомились, зашел в медпункт, где одолжил на время носилки, и пошел к командиру дивизии ПВО, который был в курсе событий. Представился, немного поговорили. Он позвонил, чтобы мне выдали парашют и помогли его уложить.

Старшина, ведавший парашютами, естественно, поинтересовался, кто я, зачем прибыл, на что я убедительно приврал. Затем он как бы случайно спросил: "А вы вернете его?".

И тут я на мгновение запнулся. Почему-то мысленно представил себе, насколько грандиозное предстоит событие, какие огромные коллективы по всей стране, какие громадные средства задействованы на осуществление космической программы. И если мне придется прыгать на помощь первому космонавту, неужели буду думать о том, как собрать и куда тащить парашют! Однако тут же спохватился и ответил: "Конечно верну".

Но старшина заметил мою заминку и заявил: "Не дам парашюта". И уперся как бык. Все мои требования ссылки на приказ командира дивизии не привели ни к чему. "За имущество отвечаю я, а не генерал. Телефонный разговор к делу не подошьешь!".

Пошел опять к генералу. Он снова позвонил, строго приказал выдать майору Покровскому парашют! Прихожу на склад - та же история. "Не дам и все!". И смешно, и грустно. Не мог же я сказать старшине, зачем мне нужен парашют.

Иду третий раз в кабинет командира дивизии. Ничего не объясняя, спокойно говорю: "Разрешите позвонить по ВЧ?". "Кому?". Называю фамилию. "Должен доложить, что не смогу выполнить задание".

Между прочим, я не блефовал - и телефон, и фамилия были реальными, данными нам в Главном штабе ВВС.

Генерал вдруг изменил официальный вид, как-то по-доброму, даже ласково посмотрел на меня, усмехнулся и мягким голосом сказал: "Ладно, иди, майор, все будет нормально".

Старшина чуть ли не выбежал мне навстречу. "Товарищ майор, сейчас уложим. Я выбрал самый хороший, самый надежный". Суетливо и заискивающе помогал укладывать, все время проверял и подчеркивал правильность укладки, выразил готовность донести его "куда Вам надо". Видимо, генерал поговорил с ним по-русски.

В тот же день в мое подчинение прибыли два десантника со своими парашютами. Поселились они в солдатской казарме. Отчаянные ребята, мне они подчинялись беспрекословно: чувствовалось, что готовы выполнить любое мое поручение, без разницы - служебное или личное. Но других старших для них в гарнизоне не было - ни уважения, ни приветствий. Два вечера подряд я вытаскивал их с гауптвахты, объясняя, что они должны быть со мной постоянно.

Наступило 12 апреля 1961 года. В 8 утра наш поисковый самолет поднялся в воздух. Я одел парашют, проверил пистолет, пристегнул укладку, положил в карман рацию. Экипажу и ребятам сказал: "Фамилия Гагарин, зовут Юра".

...До сих пор храню в своем домашнем архиве два документа. Один на обычном листе бумаги: "Расписка. Я, майор Покровский Борис Леонидович, уд. личности ЖК № 024199, мл. научный сотрудник ГНИИИ АиКМ ВВС, взял у командира корабля капитана Кирилина портативную радиостанцию "Камелия" с батареей, кодовую таблицу № 215 с описанием и правилами пользования к ней № 1-2, 3-4 (экз. 118, экз. 37). В чем и расписываюсь".

12.04.61 г.

Майор Покровский (подпись).

Второй документ на бланке бортового журнала штурмана ВВС.

"С земли:

1 зеленая ракета - все в порядке

1 красная ракета - нужна мед. помощь

1 белая " - наведите на объект

2 зеленые ракеты - нашли, живой

2 красные ракеты - нашли, срочно нужна помощь космонавту

С самолета:

1зеленая ракета - Вас понял

2красные ракеты - ждите помощь

1 белая ракета - повторите".

12.04.61 г. Ст. л-нт (роспись).


Не мне выпала удача дать две зеленые ракеты - космонавт приземлился в заданном районе. Услышали об этом по радио, вернулись на базу и всем экипажем отметили счастливое окончание его полета.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин успешно завершил первый этап освоения человечеством космического пространства.

В моей памяти символом этого события, участником которого довелось быть, остался самый желанный тогда сигнал: ДВЕ ЗЕЛЕНЫЕ РАКЕТЫ - НАШЛИ, ЖИВОЙ.