The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

"АТЕЛЬЕ" ДЛЯ Ю.А.ГАГАРИНА
вернёмся в начало?
"Космический альманах" №5 2001 год
"АТЕЛЬЕ" ДЛЯ Ю.А.ГАГАРИНА
© Г.А.Давыдов, 2001

Давыдов Геннадий Александрович - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ГНЦ РФ - Институт медико-биологических проблем РАН. В 1960 году окончил лечебный факультет 1-го Московского медицинского института им. И.М.Сеченова. С 1960 по 1964 год работал на Машиностроительном заводе "Звезда" сначала специалистом-исследователем, затем начальником бригады по физиолого-гигиеническим испытаниям высотно-компенсирующих костюмов. Участвовал в подготовке полета Ю.А.Гагарина на Байконуре. С апреля 1964 года по настоящее время работает в Институте медико-биологических проблем, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией.

Был участником и руководителем первых 19 научных экспедиций ИМБП в горы, пустыни, подземные пещеры, Заполярье и Антарктиду. В 1965-1967 гг. на станции "Восток" в Антарктиде проводил исследования по длительному влиянию на человека гипоксии и холода применительно к задачам космической медицины. Автор и соавтор книг "Физиология высокогорья" и "Человек в Антарктиде", а также многочисленных научных публикаций. За комплекс работ по созданию рекомендаций по адаптации специальных контингентов людей к деятельности в экстремальных условиях, а также за испытания и создание средств индивидуальной защиты человека в этих условиях ему в составе коллектива в 1987 г. присуждена Государственная премия СССР в области медицины. Г.А.Давыдов награжден знаком "Ветеран космонавтики".

Первое соприкосновение с космосом у нас, студентов 4-го курса Первого московского медицинского института, произошло 4 октября 1957 г. в вагоне поезда Бийск-Москва, в котором мы возвращались после окончания уборочных работ на целинных землях Алтая. Тогда по радио мы услышали сообщение о запуске первого искусственного спутника Земли. Не знали мы в тот памятный день, что некоторым из нас через три года предстоит стать первыми "закройщиками" скафандра для Ю.А.Гагарина.

А случилось это так. Во время сдачи последнего выпускного экзамена ко мне подошла секретарь ректора института и сказала, что меня ждут в ректорате: "Сдашь - немедленно приходи". Пришел. Симпатичный, небольшого роста человек, немногословно и весьма прозаично сказал, что я по своим анкетным данным и состоянию здоровья подхожу для очень важной исследовательской работы, связанной с освоением космоса. Никому об этом говорить не следует и, если я согласен поменять распределение хирургом на Камчатку на научную работу, мне следует подписать анкету и после каникул приходить на работу "специалистом-исследователем" в организацию "почтовый ящик 1052" в поселок Томилино под Москвой между Люберцами и Малаховкой. Что-то в этом было непреодолимо "звездное", и я решился.

В августе 1960 года, пройдя "вертушку" проходной, я вновь встретился с тем человеком. Это был Алексей Васильевич Покровский, бывший начальник Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины МО СССР (ГНИИИ АиКМ). Теперь он возглавлял медицинский отдел в этой организации, которая еще года три назад была мебельной фабрикой, переоборудованной после запуска первого спутника в конструкторское бюро по созданию средств индивидуального жизнеобеспечения и спасения космонавта, а проще - по конструированию кресла и скафандра, в которых человек мог совершать штатные орбитальные полеты на космическом объекте и аварийное его покидание при старте и посадке. Возглавлял эту организацию до 1964 года главный конструктор Семен Михайлович Алексеев, под замечательным руководством которого для первых космонавтов был создан комплекс кресла и скафандра в мужском и женском вариантах. Позднее, когда организацию возглавил Г.И.Северин, ее назвали Машиностроительным заводом "Звезда".

Все физиолого-гигиенические испытания этого комплекса с рекомендациями по улучшению конструктивных решений проводились в нашем 8-м отделе. А.В.Покровский пригласил на работу еще шесть моих однокурсников.

У А.В.Покровского было два заместителя: А.П.Попов и А.С.Барер. А.П.Попов, в прошлом главный врач ВВС, отвечал за разработку систем скафандра по обеспечению космонавта дыхательной смесью и созданию избыточного давления в случае разгерметизации, определению уровня вентиляции с целью теплосъема и одновременно сохранения теплозащитных свойств и решению других физиолого-гигиенических требований. А.С.Барер занимался поиском наиболее физиологичной позы человека в ложементе кресла при ожидаемых перегрузках на старте и экстренном катапультировании, а также при пребывании в невесомости, т.к. первые космонавты не могли покидать кресло. Конечно, разделение этих направлений было условным, всё было взаимосвязанным, и А.С.Барер осуществлял "стыковку" всех медицинских вопросов.

Вместе с А.П.Поповым работал я и И.И.Деденко. Остальные ребята работали с А.С.Барером. Исследования позы космонавта при перегрузках на центрифуге большого радиуса, которую к осени смонтировали специалисты из Германии, проводили Е.П.Тихомиров, В.Б.Зубавин, Ю.А.Голов. Ударные перегрузки, имитирующие катапультирование и "жесткое" приземление, исследовали К.Ф.Талызин и В.К.Костин.

Одной из основных трудностей было отсутствие специальной литературы и опыта. Всё приходилось по крохам экстраполировать из фундаментальных работ исследователей различных областей наук и испытывать изделия прежде всего на себе и добровольцах из инженерно-технического состава конструкторского бюро. Появились свои рекордсмены. Так, Костя Талызин и Виктор Костин, впоследствии Герой России, преодолели фантастические перегрузки на центрифуге в 26-27 единиц.

В ряде наших исследований принимали участие сотрудники ГНИИИ АиКМ: со мной работал Л.Г.Головкин, а на центрифугу приезжала А.Р.Котовская и другие сотрудники.

Работа была напряженной. Мы часто не выходили с территории завода по нескольку суток. Вместе с сотрудниками конструкторского бюро решали множество задач по обеспечению прочности внешней оболочки скафандра и герметичности внутренней его оболочки с отверстием в области живота, через которое космонавт влезал в скафандр, по повышению эффективности поступления дыхательной смеси в шлем, чтобы обеспечить экономное и в то же время достаточное количество кислорода и обязательно снизить до допустимых норм процентное содержание углекислоты. И как-то незаметно, к началу 1961 года, в основном все было закончено и подготовлено для приемки скафандра Государственной комиссией. Как в настоящем ателье, были даже примерки изделия на первых кандидатах в космонавты.

В конце января группа из 6 человек была направлена на ТП - техническую позицию, как тогда называли Байконур. По всем оргвопросам возглавлял командировку Ф.А.Востоков. Главным от КБ поехал В.И.Сверщек, в настоящее время заместитель Г.И.Северина. Представителем заказчика, т.е. военпредом, был Ю.Д.Килосанидзе. От медицинского отдела в командировку был послан я. С собой мы взяли несколько ящиков со скафандрами разных размеров, катапультируемые кресла и НАЗ.

Летели в грузовом Ли-2 из Тушино. Холод невероятный, фюзеляж внутри покрыт инеем. На промежуточной посадке в Уральске была жуткая метель. А вот в Ленинске и на "двойке", т.е. стартовой площадке, где мы и жили в гостинице безвыездно более двух месяцев, днем было уже относительно тепло.

Работали в МИКе (монтажно-испытательном корпусе) в двух небольших комнатах. Рядом разместились сотрудники ГНИИИ АиКМ во главе с А.М.Гениным.

В феврале 1961 года наметилась дата конкретного пуска. Однако первым, кто облачился в скафандр "СК-1" и совершил орбитальный полет, был не человек, а манекен. Когда, мы одели его и закрыли забрало шлема, то стало ясно, что, если такого пассажира со стеклянным взглядом и бездыханного, приземлившегося из космоса на парашюте, увидят случайные люди, то пойдут слухи, что погиб космонавт. А таких слухов в то время ходило немало. Тогда мы решили заклеить пластырем лицо кукле и написать на нем крупно "МАНЕКЕН".

Все предварительные запуски с манекенами, включая последний 25 марта 1961 года, прошли удачно, и, наконец, на 12 апреля наметили основной пуск с человеком. Кто должен полететь - мы еще не знали.

В начале апреля стали приезжать руководители смежных организаций. Среди них был В.В.Ларин, которого я лично знал, поскольку с его сыном Василием учился в одной группе в мединституте. Василий Васильевич с сотрудниками готовился к исследованиям сердечно-сосудистой системы космонавтов и вечерами проверял аппаратуру. Мне посчастливилось быть у него "испытателем-добровольцем".

Все шло хорошо. Но неожиданно произошла небольшая заминка в моей работе. Документ на качество воды в НАЗе, заправленной еще в Москве в три полиэтиленовые литровые канистры, к 12 апреля уже не соответствовал срокам поставки на борт.

Выход нашли очень просто. В Ленинске в санэпидемстанции был дистиллятор, где мы и позаимствовали дистиллированную воду с необходимым сопроводительным документом, соответствующим требованиям на воду для НАЗа. До сих пор эта бумага хранится у меня.

Накануне запуска нас посетил С.П.Королев осмотрел кресло и скафандр и остался доволен.

12 апреля рано утром Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов вошли в МИК. Одевание скафандров со всеми необходимыми проверками и опрессовкой заняло не больше часа. По нашей просьбе Ю.А.Гагарин дал нам автографы, а Г.С.Титов отшутился, сказав, что вскоре он вернется раздеваться.

Как всегда, сотрудников повезли подальше от стартового стола в безопасное место. Пришла настоящая среднеазиатская весна. Под голубым безоблачным небом лежала пылающая от диких тюльпанов оранжевая степь. В.В.Парин захотел привезти в свой подмосковный садик несколько луковиц на память об этом дне. Оказалось, что они сидят так глубоко, что до пуска ракеты мне с трудом удалось выкопать лишь 5-6 штук.

Старт ракеты всегда ошеломляющее зрелище, но с первым человеком на борту - он просто незабываем. И еще два волнительных момента вспоминаются через 40 лет: очень оперативное сообщение ТАСС о том, что на орбите Земли находится советский человек - майор Юрий Алексеевич Гагарин (хотя улетел он с Земли старшим лейтенантом), и всенародное торжество по поводу полета первого космонавта, когда мы на маленьком автобусе попали в ликующую толпу у Белорусского вокзала, возвращаясь с Байконура. Возникло незабываемое чувство гордости за нашу страну и причастности к свершившейся мечте человечества - полете в космос.