The website "epizodsspace.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Летопись
вернёмся на старт?

Хронология ракетной техники Рынина, данная в его 9-й книге энциклопедии - это хороший повод покопаться в истории, выяснить кто есть кто, высказать своё мнение по поводу некоторых эпизодов. Не подумайте, что я пытаюсь указать на ошибки Рынина! Он тщательно собирал крупицы информации, но это не означает, что сам Рынин считал всё вполне достоверным.

Личные комментарии к хронологии Н.Рынина.

версия от 15.07.2004

Индийские манускрипты. 4 миллиона - до 9546 г. до н.э. Полеты на реактивных аэропланах в Атлантиде.


Далеко не все знают, что Платон - это псевдоним. Настоящее имя - Аристокл. Жил 427-347 гг до н.э. Ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Манускрипт дословно: написанное от руки. Когда-то перед экзаменами я лично их писал десятками. Сейчас, в связи с засилием принтеров, это искусство практически утрачено...

Если серьёзно, манускрипт - это ОЧЕНЬ ДРЕВНИЙ РУКОПИСНЫЙ ДОКУМЕНТ. Но вот со словом "индийский" он не слишком совместим. В Индии существовала очень древняя культура, ровесница прочих великих цивилизаций. Однако в отличие от египтян, высекавших свои письмена в камне, ассирийцев, создавших глиняную клинопись, китайцев, царапавших на черепашьих панцирях, древние индийцы писали на менее долговечных материалах, вероятно, на пальмовых листьях. К тому же именно в Индии постоянная тропическая влажность совсем не способствовала сохранению каких бы то ни было археологических памятников. К примеру, руины городов типа Хараппы, будучи откопанными, начинали стремительно рассыпаться - хоть снова закапывай. До нас дошли лишь отдельные знаки на каменных печатях. Так что индийских манускриптов возрастом в 4 млн. лет не существует. И возрастом 4 тыс. лет - тоже. Я пока не знаю, откуда Рынин взял безумную цифру "4 миллиона лет", но за последние 70 лет прогресс в хронологических изысканиях совершенно её девальвировал. В Сети имеются такие замечательные строки: 4,7 миллиарда лет назад была создана наша Земля, а первые люди появились 3,5 млрд лет назад и их рост был примерно 52 метра. (НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА). Какое раздолье для историка, однако!

Теперь об Атлантиде. Как известно, Атлантиду создал Платон. В двух своих произведениях "Тимей" и "Критий", созданных в форме диалога, он описал великое погибшее государство. Текст полон несуразностей, что отметили уже его современники. Как сказал по этому поводу ученик Платона - Аристотель: "Amicus Plato, sed magis amica veritas" (Платон мне друг, но истина дороже). После столетнего обсуждения платоновских диалогов Атлантида была забыта.

Вспомнили о ней совсем недавно, когда в 1882-1883 годах американский ученый Игнатиус Донелли написал книги "Атлантида - допотопный мир" и "Рагнаррок - эпоха огня и смерти". Ну и пошло... Сейчас написаны уже тысячи книг, сняты десятки фильмов. Золотая жила, что говорить.

Но точно известно: никто до Платона не упоминал об Атлантиде. Были, правда, смутные упоминания о племени атлантов, но называли их так потому, что жили те в горах Атласа. И были эти племена довольно дикие. Вся послеплатоновская литература по Атлантиде ссылается только на Платона.

Но предположим, Атлантида была. Но где же у Платона написано, что атланты летали на аппаратах, да притом реактивных? Неплохо бы ещё раз перечитать этого древнего фантаста. Читай: «Тимей» и «Критий».


Говорят, эту карту вывез из Египта Кирхнер (о нём речь тоже будет, но потом).
Вид, конечно, непривычный, но у средневековых карт вверху был юг, а не север.

Китайские сказания. Первый китайский богдыхан (сын неба) снизошел с неба.

Действительно, у китайцев много легенд о том, что они пришли с неба или даже с Луны. Багдыхан - это неверное название. Не знаю уж откуда пошла мода называть китайских императоров тюркским титулом "багдыхан", но так было принято в России в XIX и в начале XX века. Несколько тысячелетий во главе государства стоял император, носящий титул "Сын Неба", а само государство и поныне называют "Поднебесной".

В философском трактате "Хань Фэй-цзы" (3 в. до н. э.) говорится , что давным-давно явился некий мудрец, который научил людей добывать огонь трением. Китайский народ обрадовался этому и поставил его править Поднебесной, дав ему прозвание Суй-жэнь-ши (букв. "род Суй-жэня"; суй - это палка для добывания огня). Так вот, он якобы спустился с неба. А вот его 4 помощника вышли из-под земли.

Ничего необычного тут нет. В Междуречье тоже примерно в 2100 г до н.э. составлено изложение исторических событий в виде "Списка царей", начинающегося с момента, когда "царственность спустилась с неба".

Перувианские сказания. Основатель первой Перувианской династии Манго-Гуэлла со своей женой спустился с неба.

Манго-Гуэлла — не знаю пока такого. Но вообще и в Южной Америке межзвёздные перемещения не в диковинку. Скажем, такой отрывок:
"Утром мать и сын обнаружили, что дома нечего есть. Взяв корзину, женщина пошла к родственникам в другое селение, надеясь раздобыть у них маниоковых клубней. Сын отправился на охоту. Вернулся, когда уже стало темнеть. Бросив на землю тушки убитых броненосцев, юноша лег, ожидая возвращения матери. Ночь выдалась душная и теплая. Взгляд юноши был обращен к небу. "Как хороши эти звезды! — думал он. — Если бы обе они спустились и стали моими женами!" В тот же момент две девушки-звезды оказались рядом с охотником.
На следующий день они повстречались ему, когда он проходил по селению.
— Ты же хотел нас ночью, — завели девушки разговор.
— Но я не думал, что вы вправду спуститесь.
— Поднимемся с нами, дом наш не так далеко!
— Шутите, — засомневался юноша.
— Какие там шутки, пошли!


Мексиканские легенды. Майи, жители древней Мексики, считали, что к ним сходили с неба боги по паутине.

Вот легенда об основании города Мехико: "Долго шел со своими воинами по долине вождь Теноч, и никак не могли они найти место, где остановиться. Вдруг с неба спустился Кецалькоатль и сказал Теночу: "Веди своих людей дальше, и когда увидите орла на нопале (вид кактуса), держащего в клюве змею, на этом месте устраивайте себе жилье". Снова отправился в путь Теноч со своими людьми. Долго шли они. Уже роптать начали воины на вождя своего, требуя привала. Да и сам Теноч начал сомневаться в словах Кецалькоатля. И когда уже не осталось сил двигаться дальше, увидели вдруг люди орла, сидящего на нопале, и в клюве у него была змея. "Вот это место", — воскликнул Теноч". Это не майя, но родственный им народ ацтеков.

Да, Кецалькоатль (Пернатый Змей), личность у ацтеков популярная. Рынин не мог знать ещё об одной находке. В 1952 г у майя раскопали саркофаг, на котором бог Кукулькан изображен был в странных неземных одеждах и за пультом некоего аппарата. Однако я не склонен видеть в нём космический корабль (а уфологи, разумеется, видят и даже поясняют его устройство).

Однако причем тут паутина? Не ошибся ли Рынин? Дело в том, что не в индейской, а в индийской мифологии паук — Майя, вечный ткач паутины желаний, некий образ центра мира. Он тесно связан с богами и вообще является лунным животным. Даже луна в индийских мифах изображается в виде огромного паука.

Египетские сказания. Об обитаемости звезд, планет и Луны.

Не знаю, какой миф Рынин имел в виду. Египетские мифы действительно населяют небеса жутковатыми египетскими богами, мало похожими на обычных жителей. Но так ли были конкретизированы места их обитания?

В древнеегипетской Книге Мертвых даются описания путешествий души то по страшному миру Дуат (преисподняя), то по светлому — «полям Иалу». Знакомые нам ад и рай. После смерти человек благодаря многим составляющим может одновременно отождествляться с солнцем, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе и т. д.

Астрономия в Египте была развита вообще-то хуже, чем в Междуречье или Китае. Не думаю, чтоб египтяне считали ночные светила некими "небесными странами", уж тем более не знали они принципиальных отличий звёзд и планет.

Индусские сказания. Сказание, что Раджпуты (Сурьяванзы) в Индии — потомки выходцев с Солнца, а брамины (индуванзы) — с Луны.

Однако эти сказания относятся не к Древней Индии, а к средневековой. Раджпуты — это военно-феодальная каста-сословие. Предки раджпутов населяли главным образом территорию Раджастхана. Все они якобы вели свое происхождение от богов Солнца, Луны и Огня, делились на 36 царственных кланов и были прирожденными бойцами, так как с детства готовились только для военной карьеры. И сейчас это одна из высших индийских каст, причисляющая себя к потомкам кшатриев, т.е. сословия воинов в древней индоарийской Индии. На самом деле по происхождению они восходят преимущественно к сакам, юэчжи, эфталитам и гурджарам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между началом 1 в. и 6 в. Сложнейшие для нашего понимания обычаи. Кланы делятся на готры (роды). Жениться надо было непременно вне клана, а выходить замуж надо за представителя клана, стоящего несколько выше, чем ее собственный, (т.н. гипергамия). Многие раджи были раджпутами. В 19 веке всем раджпутам здорово досталось от англичан. Им пришлось даже нарушить одну из главных заповедей — не прикасаться к плугу.

Брамин (Brahman) — то же самое что и более понятное нам брахман. Представитель касты жрецов, предъявлявших претензии на положение земных богов. Это — особо привилегированная каста «дваждырожденных», существовавшая за счет других каст, в частности, касты кшатриев. Брамины претендовали на монополию в религии, философии, науке. В 6 лет получали священный шнур. Происхождение вели от бога Луны Сома. Что интересно, этот бог был когда-то просто ритуальным напитком, а в послеведийский период сделал карьеру. Индусская мифология страшно запутана, до сих пор не разобрались, то ли он сын Атри, то ли сын Дхармы, то ли отец Дакши, то ли муж двадцати семи дочерей Дакши, ставших небесными созвездиями.

Кастовую систему (не только в Индии) я считаю явлением безобразным и не стану углубляться в подробности.

Сказание об Аржуне — потомке династии с Луны.


Орёл Гаруда. На таком летал бог Вишну и другие

Сейчас его назавают Арджуна. Он — один из героев "Махабхараты", друг Кришны. Один из Пандавов (Пандавы — пять сыновей отца Панду: Юдхиштхира, Арджуна, Бхима, Накула и Сахадэва). Они вели свою родословную от царя города Хастинапура Духшанты, рода Пуру, принадлежавшего к Лунной династии.

"Махабхарата" (на санскрите — "Сказание о великих Бхарата"), — повествование о битве двух родов и их союзников за господство над Хастинапурой (ныне Дели), которое ведётся от имени легендарного автора эпопеи Вьяса, а также действующих лиц повествования. "Махабхарата" состоит из 18 книг. Арджуна много чего натворил. В том числе летал в небесных сферах.

Индусские Веды. Переселение души с Земли на другие небесные тела.

Хотя переселение душ — основа индусской религии, но мне совершенно не встречалось упоминаний, что души отправлялись в межпланетные перелёты. А вот в Древнем Египте, где было две конкурирующих касты жрецов (мемфисская и гелиопольская) и 3 учения, в одном из учений говорилось, что процесс переселения души происходит где-то на звёздах. Однако души воплощались не людей, а в зверообразных существ египетских религий.

Отвлекусь. Вот Египет и Двуречье. Вроде бы близкие народы, активно влияющие друг на друга, торгующие, мирные соседи. Но в Дверечье не верят в загробную жизнь! Герои поэм вечно ищут то "еду бессмертия", то "воду жизни", то "траву рождения", живут и умирают нормальной земной жизнью. А в Египте загробная жизнь — это что-то более неизбежное, чем пенсия по старости. К ней начинают готовиться с рождения, строя себе гробницы в меру своих финансовых возможностей и в этом видят смысл жизни. Нет в Египте ни единого мифа о попытке продлить жизнь, обрести бессмертие!

Рамайяна. Полет Сампати и Эатайуса на крыльях к Солнцу.

"Рамайяна" ("Деяния Рамы") — довольно древняя поэма, которая непрерывно переделывалась и дополнялась, окончательно сложилась в начале нашей эры (авторство приписывают поэту Вальмики. Состоит из 7-ми книг объёмом вдвое больше, чем оба произведения Гомера. Герои книги много и со вкусом летают. Так, например, царь демонов-рахшасов десятиголовый Равана, похититель женщин, летает на волшебной колеснице. А сын бога ветра Хануман, (он симпатичный и умный обезьян, меняющий свой облик и даже свои размеры) совершает прямо-таки межконтинентальные баллистические прыжки. Сампати же — это коршун, царь коршунов, летать ему не в диковинку. Эатайус — это как раз и есть его брат, упомянутый в рассказе как Джатаю (ранее произносился как Джатаюс, а ещё раньше — Эатайус). Вот его рассказ:

Сампати поведал о своем страшном, трудном и необдуманном полете к солнцу: — О благословенный, полученные мной раны, стыд, который я испытываю, и истощенность не позволяют мне быть многословным. Гордые своим могучим полетом, мы с Джатаю, хотели проверить свои силы и дали обет в присутствии мудрецов на горе Кайлас, что будем продолжать свой полет, преследуя солнце, пока оно не скроется за горой Астачала. Набрав огромную высоту, мы посмотрели на землю с ее многочисленными городами, которые показались нам не больше колеса колесницы. Иногда до нас долетал звук музыкальных инструментов, а иногда звон украшений. В некоторых местах мы видели поющих женщин в красных одеждах. Стремительно летя по воздуху, мы следовали дорогой солнца и наблюдали леса, казавшиеся нам зеленым островками. Горы выглядели галькой, а реки — нитями, опутавшими землю. Химават, Виндхья и другие величайшие горы Меру напоминали нам слонов, стоящих в пруду. И все же мы оба обливались потом, были встревожены и утомлены. В полном замешательстве, теряя сознание, мы уже не в силах были различить, где юг, покровительствуемый Ямой, богом смерти, где юго- восток, покровительствуемый богом огня, где запад, покровительствуемый Варуной, богом воды. Нам казалось, земля объята пламенем, как в час уничтожения мира. Глаза мои и ум ослабели, с большим трудом я смотрел на солнце. Огненная планета казалась нам во много раз больше земли. Неожиданно Джатаю, не сказав мне ни слова, начал падать. Видя это, я стал спускаться и прикрыл его своими крыльями, благодаря чему брат мой не сгорел, но я в своей надменности опалил крылья и был отброшен потоком ветра. Я полагаю, Джатаю упал в Джанастхане. Мои крылья безвозвратно погибли, и лишившись силы, я упал на гору Виндхья. Я потерял все, что имел — брата, крылья и могущество. Из последних сил я сполз с вершины этой горы и теперь пребываю на краю смерти.

А так хвастается Хануман перед своим прыжком на Ланку (это Цейлон, тогда считавшийся лежащим за океаном):

Я сын Ваю, который крушит горные вершины и дружит с огнем. Могущественный и бесконечный, он гуляет по всей вселенной. Великая душа, он стремителен и быстр. Тысячу раз я, не останавливаясь, могу обойти огромную гору Меру, достигающую небес. Своими сильными руками, расплескивая море, я могу затопить мир с его горами, реками, озерами, а могучими бедрами и ногами я заставлю океан, обитель Варуны с ее гигантскими обитателями, выйти из берегов. Пока почитаемый всеми Гаруда, питающийся змеями, один раз пересечет вселенную, я могу тысячу раз обежать вокруг него. Более того, одним прыжком я могу достать славное солнце, появляющееся на небосводе в ореоле лучей, прежде чем оно скроется на западе. Я могу прыгнуть выше звезд и планет, иссушить океан и расколоть землю. Горы разрушатся, не выдержав тяжести моих шагов, безграничной силой своего прыжка я заставлю море выйти из берегов. Я вознесусь в небеса, увлекая за собой бесчисленные цветы с кустов и деревьев, и мой полет со шлейфом цветов, напомнит всем Млечный путь. О обезьяны, все живое, затаив дыхание, будет следить за моим полетом, как я оторвусь от земли и буду парить в небесах, а потом приземлюсь на другом берегу. Вы увидите, как я, огромный, словно великая гора Меру, покорю небеса. Своим продолжительным прыжком я раскидаю облака, горы, иссушу океан. Могуществом я равен орлу или ветру. Я не знаю никого, кто превзошел бы царя птиц, бога ветра или меня. В мгновенье ока я вознесусь в небо, словно молния в облако. Я преодолею море подобно Вишну, тремя шагами покорившего вселенную. Сердце подсказывает мне, что я встречусь с Ваидехи, и это наполняет меня радостью. Подвижный как Марута, и быстрый как Гаруда, я преодолею десять тысяч миль, я убежден в этом.

Вавилонские сказания. Полет царя Этана к небу на орле за 3000 л. до н.э.

Этана — двенадцатый из "послепотопных" царей Киша, личность не столько мифическая, сколь легендарная, вполне исторический персонаж. Тот факт, что он якобы жил 600 лет, всерьез принимать не надо. Всё у Этаны было — даже уважение подданных. Всё, кроме детей. Из текста трудно понять, были ли у него самого проблемы с детородными функциями, либо жена никак не могла разродиться, но по совету божественного прорицателя Шамаша он решил отправиться на небо к богу Ану за "травой рождения". Для этого он спустился в ущелье и достал оттуда искалеченного змеёй орла. Орёл, между прочим, страдал за дело — он совершил неблаговидный поступок, сожрал детёнышей соседки-змеи. Этана орла быстро вылечил, слетал на небо и вернуться не успел, как стал отцом. Сын его, Балих, тоже стал царём и о нём написано продолжение сказания, которое до нас не дошло.

А полёт в современном пересказе выглядит так:

Сжалился Этана над орлом, напоил его свежей водой, перевязал раны, и быстро они затянулись. Орел взмыл в небо, пробуя крылья, и опустился рядом с Этаной. И тогда сказал Этана орлу:

— Крылья твои сильны. Отнеси меня на небо, к престолу великого Ану.

— Садись! — ответил орел. — Поудобней устройся. Прижмись грудью к моей спине. Ухватись за крылья руками.

Только успел Этана за орла схватиться, как тот взмыл в небо. Когда они высоко поднялись, орел спросил:

— Взгляни на землю, что ты там видишь? Взглянул Этана вниз и ответил орлу:

— Вся земля стала похожа на холм, а море не шире Евфрата.

Поднялись они еще выше, и земля стала малой рощицей. Орел поднимался все выше и выше, пока земля стала не шире арыка, который копает садовник.

— Вот теперь мы добрались до верхнего неба, где боги одни обитают, — сказал орел, и тотчас же Этана увидел небесные врата, а за ними дворец великого Ану.

Спустившись у самого трона, Этана обратился к творцу с такими словами:

— О, великий владыка, ты дал мне все, о чем может мечтать смертный. Но нет у меня потомства. Умру я, и забудется мое имя, словно бы и не жил я. Одна у меня к тебе просьба. Дай мне хоть раз прикоснуться к траве рожденья.

— Прикоснись, Этана, — сказал Ану. — Ибо Шамаш хвалит твое благочестье.

Тут на глазах Этаны на голом месте выросла сочная трава, и он к ней прикоснулся. После этого он поблагодарил Ану, сел на орла и дал ему знак опуститься.

Казалось бы, всё чудесно. Как бы не так! Другой вариант этого же мифа не столь оптимистичен. Согласно этому тексту, написанному клинописью на глиняной табличке ("глиптика"), Этана на небе Ану "травы рождения" (она же — "трава жизни") не нашел и полетел ещё выше, к верхнему небу Иштар. Земля вообще не стала видна... А дальше — натуральный облом, в прямом смысле слова. Табличка отбита. Остаётся только гадать, чем дело кончилось, но учёные считают, что кончилось печально — Этана упал и разбился.

Но почему такие расхождения? Да потому, что Двуречье было вавилонским столпотворением всегда, а не только при строительстве Вавилонской башни. Десятки городов, народов и языков — и всё это перемешивалось Создателем 2-3 тысячелетия. Мифы непрерывно изменялись.

Есть и ещё один миф — об рыбаке Адапе. Разумеется, рыбак тоже был непростой — сын бога Эа и обычной женщины. Обломал он крылья ветру и был вызван на небо на суд. Там его хоть и оправдали, но он, опасаясь козней, отказался от "еды бессмертия" и был с презрением возвращён к своей рыбалке.

Арабские сказки. Полет персидского царевича к Солнцу на волшебном коне.

Вероятно, Рынин имеет ввиду принца Ахмеда из "Тысячи и одной ночи". Конь ему достался замечательный, хоть и был деревянным — прыгал из страны в страну. В 1926 году про эти приключения был снят первый в мире полнометражный мультфильм. А сама сказка явилась одним из подтверждений тому, что у сборника персидские корни (см. ниже).

Полет Синдбада-мореплавателя к ангелам на крылатом человеке.

Синдбад-мореплаватель или Синдбад-мореход, как называют его сейчас, мне симпатичен более других крайней неугомонностью своей натуры и тягой к приключениям. Но всё ж он не столь древен и родился уже после Христа. Только в 9 веке появился арабский перевод персидского сборника "Тысяча сказок" ("Хезар афсане"). Но ещё раньше существовал отдельный сборник "Синдбад-наме", переведенный на арабский с персидского в 8 веке. И ещё раньше, где-то в 5-6 веках персы переводили эти сказки с индийских языков на среднеиранский (пехлеви), эта редакция до нас не дошла. Так что с одной стороны, родословная морехода теряется в веках, с другой — известный нам Синдбад, часто восклицающий "О, аллах!" окончательно сформировался лишь в 15 веке, а переведен на русский совсем недавно. Дата и место рождения книги, автор "Тысячи и одной ночи" — это предмет многолетних споров. "Синдбад-наме", состоящее из 34 притч, вовсе не описывало 34 путешествия некоего Синдбада. Скорее уж он получил своё имя от этого сборника. А сюжет этой вещицы довольно традиционен для Востока: жена престарелого царя невзлюбила царевича и, воздействуя на мужа словом и телом, строит всякие козни. И вот царь (шах, султан, раджа) уж совсем было намекает сыну: "А не пора ли тебе, сынок, мир посмотреть, пока цел?". Но тут мудрые советники, совершенно точно зная, что худой мир лучше доброй ссоры, эдак невзначай начинают рассказывать о жутких чудищах, роящихся сразу за крепостной стеной, пробуждая у правителя отцовские чувства.

Теперь о его полетах. Синдбад летал на птице рух и крылатом человеке, но об этом лучше прочитать тут. Что интересно. Рынин пишет о том, что крылатые люди улетали к ангелам, но в наших поздних изданиях цель их полета засекречена. Улетали куда-то на 6 дней — и всё! Очень похоже на советскую цензуру, оградившую юных атеистов от ангелов и прочей чепухи.

Библия. Остановка движения Солнца и Луны Иисусом Навином.

Никола Пуссен 17-й век «Победа Иисуса Навина над аморитянами»
Никола Пуссен 17-й век «Победа Иисуса Навина над аморитянами»

Случай этот имел место. Но моя его интерпретация такова. Евреи, возглавляемые Иисусом Навином, пошли походом на Ханаан (около 1200 г до н.э.). Им противостояли 5 царей Южного Ханаана, главной крепостью которых был один из древнейших городов Земли — Иерихон. Затрубили иерихонские трубы (точнее назвать бы их "антииерихонские"), стены города и упали.

Я представляю это так: еврейские сапёры ночью подрыли стены города и заложили что-то очень горючее. Чтобы заглушить шум сапёрных работ, евреи устроили громкое шествие вокруг города, забавляя горожан. В рёве труб стены рухнули и Иерихон был сожжен. Что тут нового? Да этот приём был известен уже много веков!

Чуть позже Навин якобы остановил солнце и луну, в результате чего евреи успели засветло перебить разбегавшихся врагов. Объяснение этого факта божьей помощью или метеоявлениями несостоятельны.

"Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Айалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим" (Иисус Hавин, глава 10, стихи. 12-13). Эта строка вовсе и не принадлежала Навину! Сочинитель этого эпизода Библии просто выдрал её из "Книги праведного", написанной гораздо раньше! "Книга праведного" — это сборник эпических гимнов и данная строфа — просто метафора, подчеркивающая молниеносность победы.

Одно не пойму: какое отношение это имеет к межпланетным полетам?

Вознесение Ильи Пророка на небо в колеснице, запряженной конями.

Огненное вознесение Илья Пророка Конец XVI в
Огненное вознесение Илья Пророка Конец XVI в

Святой Илия, один из величайших пророков, родился в колене Лении в Фесвии Голоадской примерно в 900 г до н.э.. Имя Илия означает "крепость Господня". С детства посвятил себя Богу. Жил в пустыне отшельником. При царе Ахаве стал пророчить. Между тем израильтяне пошатнулись в вере и опять начали поклоняться идолам. Илия обратился к богу с молитвой и тот наказал ослушников засухой на 3 года. Когда народ понял свою ошибку, пророк выпросил у Бога дождь. Жизнь Илии описана в 3-й и 4-й книгах Царств Ветхого завета. За свою веру Илия был взят живым на небо в огненной колеснице. По церковному преданию он будет Предтечею Второго Пришествия Христа на землю и примет мученическую телесную смерть.

Поживём — увидим.

На Руси Илия очень популярен. Как поедет этот седобородый на своей колеснице по небу, тут тебе и гроза. 2 августа — день Ильи Пророка. Нечистая сила, спасаясь от его стрел, превращается в животных и вся животина вбирает в себя эту нечистую силу и выходит из под контроля. Запомните — в этот день в дом пускать животных нельзя!

Вознесение Еноха на небо.

Это один из святых Ветхого Завета. О его вознесении можно прочитать тут. Если кому читать лень, расскажу коротко. Жил Енох 365 лет. Вообще, это не так уж много: в два, а то и в три раза меньше, чем его предки и потомки (сын его Мафусаил жил 969 лет). То, что число лет равно числу дней в году, не имеет никакого особого значения — тогда в году было то 12, то 13 месяцев и дней соответственно — то 354, то 383. В списке допотопных патриархов Енох уникален. Если про всех других персонажей сказано в конце-концов «...и он умер», то про Еноха сказано: «и не стало его, потому что Бог взял его».

Енох "ходил пред богом" (то есть был во всём праведником) и бог преподнес человеческому роду урок, взяв его на небо.








Между прочим, Хара Березайти — это гора Березань русских мифов, дарующая молодость.
Полет царя Кэй-Кауса
Полет царя Кэй-Кауса

Персидский поэт Фирдуси. Полет царя Кэй-Кауса на небо при помощи орлов.

Кей (иногда — Кай) — это от слова "кави" — "царь". Таков титул династии Киянидов в Иране. Можно называть просто — Каус (Кавус). Так его имя на фарси. Иначе его звали Кави-Усан III. Это был боевой царь. Он получил власть над семью каршварами (все 7 обитаемых областей земли — по Авесте), сокрушил мазанских дэвов и воздвиг на горе Хара Березайти 7 дворцов. Но злой демон Айшма нашептал лживые мысли Кави Усану о его величии, сравнимого разве что с богом и царь всячески возжелал достичь небес. Первый раз, возжелав достичь неба, он двинул свое войско к вершине высокой горы; второй раз он взлетел к небесам, по "Шах-Наме" Кай-Кавус приказал привязать свой трон к четырем орлам, но взлетев, они выбились из сил и опустили царя в глухом лесу, где его нашел богатырь Рустам и привез в столицу. Кавус был вполне исторической личностью и давно умер. А вот демон Айшма, вероятно, бессмертен и действует - до сего дня тысячи и тысячи людей заражаются мечтой достичь неба.







Японская легенда. Бог Сузано жил на Луне и спустился на Землю.

Сузано был богом грома. Он подарил меч своей сестре — богине солнца Аматерасу, а она вручила его внуку, которого послала властвовать на землю. Именно меч — это и воплощение самурайского духа, и религиозная святыня, и символ императорской династии. Чтоб сам Сузано спускался с неба, я не читал.




Метаморфозы Овидия. Полет Икара к Солнцу на крыльях.



Этот миф знаком всем. Текст можно прочитать тут. Создатель крыльев Дедал, именем которого назвали множество летательных аппаратов, вплоть до первого в мире звездолета — довольно тёмная личность. Судите сами. Он был большим изобретателем и великим архитектором в Афинах. И был у него племянник Тал (называются и другие имена), его ученик — талантливый с детства, возможно, великий ученый и скульптор. Но завистливый Дедал столкнул его со скалы (др. версия — с Акрополя) и потихоньку зарыл. Но был схвачен с поличным и приговорен к смерти. Бежал на Крит, где царю Миносу построил Лабиринт, в котором злобный Минотавр пожирал людей. Пытался бежать и с Крита, но морские пути контролировались критянами и пришлось ему изобрести крылья. Вместе со своим сыном Икаром он полетел на материк. Однако ошибки в конструировании и ослабленный контроль за исполнением инструкций привели к гибели Икара в районе острова Парос. Дедал же добрался до Сицилии и поступил на службу к царю Кокалу. Минос хитростью выяснил, куда сбежал Дедал, явился на Сицилию и потребовал вернуть изобретателя на место постоянной работы. Однако дочки Какала, коварно заманив Миноса в ванну, ошпарили его кипятком, где тот и скончался. Кокал тоже вынужден был соврать критянам: мол, царь сам споткнулся, забирайте, что осталось. В критской империи начался разброд и упадок, а Дедал ещё долго жил на Сицилии, а потом вернулся в Афины, где его простили за давностью лет (по другой версии так и умер в Сицилии, а по третьей — сбежал на Сардинию).

Но всё ж существует справедливость! Гораздо больше помнят не изобретателя крыльев и долетевшего до цели Дедала, а нарушителя инструкций Икара, который не долетел ни до Солнца, ни до Сицилии, и вообще ничего в жизни не совершил. Просто оставил людям мечту о полёте. И люди назвали в честь него целое море (Икарийское, западная часть Эгейского).

Часто приходится читать, что Дедал долетел до Сицилии. Однако в мифе перечисляются острова, лежащие к северу от Крита, в то время как Сицилия находится далеко на западе. Это версия мифа создана несведущим в географии человеком. Конечно, полёт должен быть направлен к близкому материку, точно на север — греки тут ошибиться не могли!

Миф так хорошо нам известен только благодаря великому римскому поэту Овидию (Публий Овидий Назон — Publius Ovidius Naso, 43 до н. э.- около 18 н. э.). Как для нас Пушкин, так и Овидий для римлян являлся синонимом Поэта. Как и Пушкин, был в ссылке. Овидия сейчас уже никто не читает, но все слышали о таком. Как там у Юрия Визбора: „...что нетрезвый, как Овидий, я на палубе стою.“

Арабский историк Табари. Полет царя Немврода на грифах сражаться с богом.

Немврод (Нимрод) — по преданию — основатель Вавилона.

Табари — это знаменитый багдадский историк и богослов (ат-Табари Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир или иначе — Табари Абу-Джафар Мухаммед бен Даерир, 838-923). Табари — значит из Табаристана (область нынешнего Ирана). Всерьёз о полёте царя он сказать не мог, ибо был настолько критичен к преданиям, что позволял себе даже критиковать коран. Но он также был знатоком древней поэзии, миф такой действительно существовал и Табари, вероятно, его упоминал.

Древний Китай. Неудачный полет мандарина Ван-Ту на ракетах и змее.

Рынин благоразумно не ставит тут даты такого полёта. История тут такая. В начале 20-го века китайская газета "Нинся Жибао" напечатала статейку о легендарном мандарине Ван-Ту, который примерно в 1500 г до н.э. соорудил воздушного змея из бамбука, снабдил его 47-ю пороховыми ракетами и предпринял попытку полёта. 47 слуг одновременно подожгли ракеты. И более этого мандарина никто не видел.

Разберём сообщение. Дата является совершенно фантастичной, о чем будет подробнее сказано ниже. Тем не менее многие историки так и оставили, причем буквально рядом говорилось, что первые ракеты появились лишь в 13 веке (28 веков спустя!). Другие историки поступили проще: слова "до н.э." убрали и получилась вполне пристойная дата — 1500 год. Вот такие разбросы!

Теперь имя. "Мандарин Ван-Ту". Ван — это и есть мандарин, титул, который значил принадлежность к властным структурам, а то и просто обозначал уважаемого человека. Осталось у нас "Ту", которое при ближайшем рассмотрении прочиталось, как "Ху". Таких имён писать в СССР не рекомендовалось и его стали именовать "Гу". Не исключено, что на самом деле его звали ещё как-то, причём весьма непохоже. Поясню: в Китае 95% народа — китайцы с общим названием "хань". Но хань — хани рознь! В Китае множество диалектов, причем столь отличных друг от друга, что общего разговора не выйдет. Но иероглифы на любом диалекте доносят смысл совершенно одинаково. Скажем, если иероглиф представляет собой условное изображение когтей, ног и сердца, то любой китаец поймёт это как "когти так вцепились в сердце, что ноги подкосились". У нас это называется — "влюбился". Но в зависимости от диалекта произнесёт он это слово по разному! Так что, пока мы не узнаем хотя б, в какой провинции состоялась попытка полёта, то и не узнаем, как имя звучит. Заодно надо знать и дату, потому что язык тоже менялся. Но и этого мало. Все восточные языки полифоничны в отличие от европейских монофоничных. То есть: слово "Ту" на русском языке, как его ни произноси, имеет только одно понятие — в данном случае имя пилота. В китайском же, в зависимости от высоты тона, оно может обозначать совершенно разные вещи. Что интересно — в результате ВСЕ китайцы имеют музыкальный слух, а европейцы — увы, нет (в том числе и я).

Теперь о результатах полёта. Даже это неизвестно. Мне встречались 3 версии: 1) улетел на небо. Это вполне возможно, если рассматривать весь полёт, как красивый миф. 2) пролетел несколько километров (чистейшая выдумка) и 3) погиб при взрыве ракет. Это самый вероятный итог, если б попытка была реальной. Но была ли она? В легенде говориться по-восточному витиевато: "Поднялся большой дым, а когда он рассеялся, мандарина на месте не оказалось". И к этому надо добавить ещё: хотя смысл иероглифа в целом понятен, но трактовка его могла быть весьма вольной, причём привнесение элементов собственного вымысла всегда одобрялась.

Метание огненных стрел с ракетой.

Начнём с того, что хронология тут неверна. Не может быть и речи о ракетах до н.э. Попробую рассказать о первых ракетах.

В 3-м веке нашей эры в Китае использовались зажигательные стрелы "хоцзянь". Использовался состав: сено + горючее масло + смола (для прилипания). Поиск более эффективных зажигательных веществ вёлся неустанно. Примерно в том же веке появились первые рецепты пороха. Скажем, алхимик Гэ Хун пишет о порошке, в состав которого входили сера, селитра и другие, вполне инертные вещества (собственно с помощью этого состава он якобы изготовлял золото из свинца). В 5-м веке медик Тао Хунцин лечит селитрой больных. Вначале селитра добывалась из помета летучих мышей и была потому редкостью. Только в 8 веке про селитру узнали арабы. О её происхождении недвусмысленно сообщает название — "китайский снег".

Впервые настоящий порох описан у алхимика Сунь Сымо (581-682) в сочинении “Главные наставления по канону эликсира высшей чистоты” (“Тай цин дань цзин яо цзюе”). Он пишет о воспламеняющейся при накаливании смеси, состоящей из серы, селитры и рожков локустового дерева — цзаоцзе (Gleditschia japonica).

В 808 г. алхимик Цин Сюй-цзы получил горючий порох — смесь селитры, серы и древесного угля. Однако в ранних пороховых смесях процент селитры не превышал 50-ти, что делало состав горючим, но он не взрывался (для этого селитры должно быть 75%). Загадка — не специально ли это делалось? Обуздать взрыв, не зная его природы — это большой подвиг. Вероятно, немало жертв было принесено в процессе укрощения пороха.

Около 850 г. был изготовлен взрывчатый порох. Его формула приводится в книге “Классификация сущностей таинственного пути истинного происхождения вещей”. Эта формула приписывается Чэн-иню.

И сразу появились ракеты. Они обязаны были появиться сами собой, без всяких особых ухищрений! Как только горение приняло характер взрыва, сказался реактивный эффект. Алхимическая посуда (особенно горшки с узким горлом) при зажигании в ней пороха сама двигалась, а порой и летала! С той поры и по сей день ракета исправно работает по своей основной специальности: она служит игрушкой. Для фейерверков было произведено, вероятно, сотни миллиардов ракет. Да, собственно, и "Сатурн-5" являлся очень большой игрушкой взрослых детей.

В трактате “Об основах военного дела” (“Уцзинь цзуняо”), написанного в 1044 г., упомянуто о веществах, замедляющих горение пороха и о добавках, делающих дым ядовитым. В 11 же веке начали делать гранаты, фугасные (начиненные осколками форфора), химические (с мышьяком или известковой пудрой), шумовые (создающие грохот).

В 12 веке Северный Китай завоевали чжурчжени, которые переняли секреты пороха у китайцев. В 13 веке монголы покорили и чжурчженей и китайцев. Монголы оказались хорошими ракетчиками и понесли новое оружие на запад, в Европу.

Боевая пороховая ракета возникла в Китае очень скоро после распространения ракет-игрушек. В 1232 г., монголы осадили город Кайфын. Защитники города использовали оружие, которое было описано в хронике как “стрелы летящего огня”. Нет точного указания, что это были ракеты, однако иероглифа "лук" не было, что характерно.

1194-1193 г. до н.э. Китайский царь Ву-И пускает в небо стрелу.

Не знаю такого царя. Однако я могу рассказать китайский миф об его однофамильце. Жила на небе божественная чета — Ди Дцюнь и его жена Си-хэ. Были у них дети — 10 солнц, которые по очереди выходили на небо. Однажды они расшалились и выбежали на небо гурьбой. Начался страшный зной, человеческая цивилизация стояла на краю гибели. Люди позвали колдунью Нюй-чоу, которая летала на огромной рыбе. Колдунья немного поколдовала и скончалась от солнечного удара. Дело осложнялось. Однако Ди Дцюнь послал на помощь стрелка из лука И, подарив ему волшебные стрелы и уполномочив его обуздать своих детей. Однако И, при виде таких мишеней, вошёл в азарт и начал их поголовный отстрел. Посколько у него было 10 стрел, а промахиваться он не умел, цивилизация опять оказалась на краю гибели. Но китайский царь Яо вовремя послал к стрелку древнекитайского карманника и тот вытащил из колчана у И одну стрелу. Последнее солнце теперь работает без выходных.

Финские былины Калевала. Полет пчелы к Солнцу, Луне и звездам. Полет медведя с неба на землю. Похищение Солнца и Луны и их освобождение.

Прежде всего надо сказать, что Калевала — это великое произведение, однако, несмотря на глубокие корни, как и у всякого эпоса, она создана не до н.э. а гораздо позже, во 2-м тысячелетии н.э. Этот карело-финский эпос собрал и опубликовал финн Э.Лёнрот (в 1835 году — 32 руны, в 1849 — все 50) на основе финских, карельских и ижорских рун. Записывал он со слов Архипа Перттунена и других рунопевцев. Напомню, что тогда финны назывались чухонцами, а Финляндия входила в состав России. Руны, передаваясь из поколения в поколение, непрерывно менялись, так что с уверенностью датой рождения сюжетов мы можем назвать только начало 19 века.

Вот эти сюжеты:

о пчеле
Поднялась на воздух пчелка,
Поднялась на крыльях с дерна;
Опахалом нежным машет,
Вверх летит на быстрых крыльях.
Над двором луны взлетает,
Край затронула у солнца
И Медведицы лопатку,
Семи звезд задела спину,
Полетела в погреб к богу,
К всемогущему в чуланы.
Там, готовилося средство,
Там вываривались мази,
Там в серебряных кувшинах,
В золотых котлах богатых
Посредине мед варился,
По бокам помягче мази;
Мед готовился на солнце,
По ночам варились мази.
Пчелка, воздуха летунья,
Много меду набирает,
Также сот как можно больше.
Мало времени проходит:
Уж жужжит она обратно,
Уж назад слетает с шумом;
Сто рожков приносит в лапках,
Тысячу сосудов разных,
Полных медом и водою,
Полных мазей чудодейных.
о медведе
"Как медведь на свет родился,
Как он рос с прекрасным мехом?
На соломе ль он родился,
В бане ль он, косматый, вырос?"
Молвил старый Вяйнямёйнен,
Сам сказал слова такие:
"Он рожден не на соломе,
Не в овине на мякине.
Вот где он, медведь, родился,
Где рожден с медовой лапой:
Возле месяца и солнца
И Медведицы небесной,
Около воздушной девы,
Возле дочери творенья.
Шла по воздуху, по краю,
Посредине неба дева,
На краю какой-то тучки,
Шла по самой грани неба,
Шла она в чулочках синих,
В башмачках гуляла пестрых,
И в руке был ящик с шерстью,
Короб, полный волосами.
Шерсть бросает дева в воду,
Волосы бросает в волны.
Их укачивают ветры,
По воде их движет воздух,
Их качает там теченье,
Гонят их к прибрежью волны,
К мысу сладкому на берег,
Там к медвяному лесочку.
Миэликки, хозяйка леса,
Леса мудрая супруга,
На воде клочки сбирает,
Шерсть мягчайшую на волнах.
Быстро шерсть в комок скатала,
Спеленала, положила
В короб из коры кленовой,
В прехорошенькую люльку,
И цепями золотыми
Прикрепила эту люльку
К веткам, зеленью покрытым,
К сучьям прочным, очень крепким.
Там качался этот милый,
Там баюкали младенца,
Под цветущею сосною,
Под развесистою елью.
Так медведя и взрастила:
Вырос он с прекрасной шерстью
Посреди лесов медовых,
Посреди медовой рощи.
о похищении Солнца и Луны
Из избы тут вышел месяц,
На кривую влез березу,
Вышло солнышко из замка,
На сосновой ветке село,
Чтобы кантеле послушать
И, ликуя, восторгаться.
Лоухи, Похъёлы хозяйка,
Редкозубая старуха,
Тут же солнышко схватила
И взяла руками месяц,
Унесла с березы месяц
И с сосны стащила солнце.
Унесла домой с собою,
В Похъёлу, страну тумана.
Дома прячет светлый месяц
В недра пестрого утеса,
Солнце,- чтобы не светило,-
В глубь горы, железом полной.
Говорит слова такие:
"Никогда светить не выйдет
Из горы на волю месяц,
Никогда не выйдет солнце,
Коли я не отпущу их,
Коль сама не дам свободы,
Жеребят доставя девять,
От одной рожденных матки!"


Если Вы не читали "Калевалу",
надо б это сделать.
Можно прочитать тут.

XII в. до н.э. Пуск в небо стрелы с Вавилонской башни. Брейгель старший. Вавилонская башня

Дело было так. Потомки Ноя поселились в долине Сенаар. Власть оказалась у царя Нимрода. "И сказали они — построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли*. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь... вот, что начали они делать и не отстанут от того, что задумали... Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город и башню.." /11 гл. кн. Бытия/.

*Здесь ошибка при переписывании или при переводе и смысл как раз противоположный "чтобы не рассеяться по земле", то есть объединиться вокруг нового святилища. — Хл.

Вероятно, Вавилонская башня была самым большим зиккуратом Междуречья. Зиккурат — это такой храм, святилище, который использовался и как обсерватория, и как сторожевая башня. Использоваться в качестве цитадели, боевой башнии она не могла — в ней вообще не было внутренних помещений. Размеры такие: квадрат основания со стороной 91,5 м, высота (возможно) — 90-96 м. Некоторые источники называют высоту в 1 км. Не надо принимать это всерьез. Башня строилась из необожженых глиняных кирпичей, скреплённых битумом и при километровой высоте просто развалилась бы. Не надо предъявлять претензии к архитекторам — они делали, что могли. Междуречье было очень бедно камнем и дровами (все леса сожгли неэкономные предки), здания из сырца — обычная технология строительства. Вообще-то Башня и сам комплекс храмов, где она стояла, множество раз разрушались и возводились вновь на протяжении примерно 20 веков. В VII веке до нашей эры вавилонский царь Hабополассар приступил к реставрации древней башни. Архитектором был Арадаххеш. Геродот пишет, что состояла она из "8-ми башен, поставленных одна на другую", древние клинописи говорят, что этажей было 7.

Согласно преданиям, люди, несмотря на Потоп и прочие предупреждения, в очередной раз свернули с верного пути и вместо единого бога стали поклоняться "идолам" (Мардуку и проч.). Мало этого, они решили добраться до неба и свергнуть ненавистного бога!. Возведя очередной этаж, они устроили стрельбу из луков в небо, намереваясь подстрелить самого бога. Бог в очередной раз предупредил неразумных — стрелы упали вниз окровавленными. Но это только придало энтузиазму строителям. Пришлось богу спускаться с небес. Он смешал все языки, и строители, перестав понимать друг друга, разбрелись по свету. По другой версии, бог не ограничился этим, а но также и уничтожил треть строителей и ещё одну треть превратил в животных. Что характерно — нигде не говорится, что бог разрушал Башню. Это всегда делали сами люди. Иногда — время.

Насчёт смешания языков есть две версии: 1) на строительстве трудилось множество рабов из разных стран, о чем ясно говорит надпись Набополассара на её стене: "Людей многих национальностей я заставил работать над восстановлением этой башни". И евреи хорошо запомнили это очередное унижение. 2) Название Вавилона на вавилонском языке означает "врата божьи" (баб-илу), а на древнееврейском языке сходно звучащее слово "балал" означает процесс смешения.

330 л. до н.э. Полет Александра Македонского к небу на птицах.

Александр Македонский — это не такая уж древность, и его походы вообще-то неплохо описаны современниками. Ни о каких полётах своего царя они не писали, как и о встречах с разными НЛО. Легенды возникли гораздо позже.

Моя версия: современник Македонского (художник, скульптор, гравёр или чеканщик) изобразил воителя среди орлов, чтоб тем показать его храбрость. Этот сюжет понравился и даже стал канонически. Тысячи серебряных подносов и блюд, а также прочей утвари с похожим рисунком было изготовлено за эти века. Сюжет становился всё более сказочным. Орлов сменили жутковатые грифоны, которыми полководец откровенно помыкал, низведя их до тягловой силы. Собственно говоря, эта легенда в основном распространена была на средневековой Руси. Она запечатлена в декоре Дмитриевского собора во Владимире, на щитке диадемы 12 в., на русских вышивках. Есть мнение, что на самом деле непокорные русские язычники под видом Александра рисовали Даждьбога — славянского бога белого света.

Между прочим, грифон на Руси имел название "наг" и на этих созданиях якобы летал протопоп Аввакум, а также Иван-дурак.

III в. до н.э. Геронов реактивный паровой двигатель.


Эолипил Герона - как его себе представляют

Герон жил в Александрии примерно в 3 веке до н.э. (по другой версии в 120 г до н.э., по третьей — в 1 в н.э.). Был великим изобретателем. В числе прочего создал игрушку "эолипил", которая до нас не дошла, но устройство её столь просто, что кажется просто невероятным, что для её повторного изобретения прошло более 17 веков. Это был закрытый сосуд с водой, насаженный на ось. От него отходили две изогнутые трубки. Разводили под эопилом огонь — и реакция пара заставляла сосуд вращаться. Но изобретение не было востребовано временем. Эопилом все восхищались, а потом говорили: сделал бы ты, Герон, чего-нибудь более полезное! И Герон делал, например, автомат для продажи воды.

Был и ещё один предшественик — деревянный голубь Архитаса Тирентского (Архитос Тарентийский, Archytas Tarentum, 400–350 до н.э), сделанный примерно в 360 до н.э.). Римлянин Аулус Геллиус читал его труд "Пневматика" (до нас не дошел) и описал его устройство. Голубь был подвешен на нитке и двигался за счёт «истечения воздуха, каким-то непостижимым образом заключенного в нем». Был ли то пар или сжатый воздух — неизвестно.

210 л. до н.э. Лучи Архимеда для зажигания кораблей.

Есть такая легенда. Ах, если б дошла до нас "Римская история" Диодора Сицилийского! Как пересказывают читавшие её, в этой книге, написанной на рубеже нашей эры, описывается, как измученный хитроумными механизмами Архимеда, римский полководец Марцелл отвёл флот на расстояние полёта стрелы от стен Сиракуз. Тут-то Старик (так звали в городе Архимеда) и навёл на корабли зеркало (или много зеркал). Собственно, на таком расстоянии поджечь корабль сложно. Но можно! Был бы подходящий гелиоконцентратор. Архимед был выдающийся оптик (до нас его книга по оптике не дошла). Известно, что он разбирался с вогнутыми зеркалами. И изготовить хорошую линзу уже могли. Стеклянные шарики, наполненные жидкостью, применялись для прижиганий болячек.

Тем не менее, странно, что никто после Архимеда не взял на вооружение столь страшное оружие. Возможно, не сжёг, а устроил хорошую баню, напугав до полусмерти? Возможно, вовсе и не зеркала, а некая зажигательная смесь? Странная история с этой легендой. Современники Архимеда, чьи записки до нас дошли, ни словом не обмолвились о подобном факте. И лишь спустя 4 столетия о этом случае стали упоминать как о деянии, всем хорошо известном. Затем последовало 15 веков отрицания и высмеивания легковерных. А в 1747 году француз Жор Луи Бюффон повторил опыт Архимеда, подпалив доску на расстоянии 150 футов с помощью 128 зеркал. Но всё же я склоняюсь, к тому, что это миф. Вот, скажем, уже и в учебники пролезло утверждение, что в 6 веке византиец Анфимий повторил архимедовское зажигание на расстоянии и даже сжёг дом ненавистного соседа на расстоянии 100 метров, использовав для этого всего лишь 24 зеркала. На деле же никого он не палил (да и домá там делали из камня), а только описал простейший гелиоконцентратор — фокусировку нескольких зеркал в одно место путём их поворота вручную. Вот так и возникают легенды. Я считаю (несмотря на глубокое уважение к Архимеду), что всё это выдумки. Во-первых, "расстояние полета стрелы" - это уже сотни метров, а на таком расстоянии поджечь что-либо уже невозможно, во-вторых, не иначе римляне были соучастниками эксперимента, а то могли б просто вылить на "солнечный зайчик" ведро воды, в третих, речь идет о целом флоте, а это уж совсем ни в какие ворота не лезет...

Диоген Лаэртский. Легенда о спуске селенита на землю (свидетельство Гераклита).

Диоген — это не тот, известный всем, который жил в бочке, этот жил 3 веке н.э. Диоген Лаэртский (Диоген Лаэрций) написал ценнейший биографический словарь, с большим юмором и откровенностью описав греческих философов.

Так вот, в книге 8-й он пишет об Эмпедокле и приводит противоречивые сведения других биографов, живших раньше. Гераклид живописует, как Эмпедокл бросился в кратер Этны, чтоб поразить всех окончательно, а вулкан выплюнул его медную сандалию. А Тимэй, не склонный к фантазиям, пишет, что пресловутый Эмпедокл уехал втихаря на Пелопеннес, где и сгинул бесследно. И нет в том, дескать, ничего удивительного, и не такие пропадали в нашей Элладе. После чего Тимей прибавляет: "Впрочем, Гераклид всюду такой любитель диковинок – он ведь писал даже о человеке, упавшем с луны". Говоря современным языком, Тимей обозвал Гераклида треплом. И это всё. Диоген упоминает 14 Гераклидов. Про селенита писал Гераклид Понтийский. Что он там писал, неизвестно совершенно, откуда пошли выдумки, что он знаком был с селенитом лично, неясно. Диоген пишет о его жизни и его сочинениях, но про селенитов — ни единого слова. Впрочем, был ещё 1 Гераклид, тоже Понтийский, но по выражению Диогена он сочинял "воинские пляски и всякую болтовню".

А можете прочитать Диогена сами, может что и найдёте.

Около 100 л. до н.э. Путешествие Мениппа на Луну при помощи смерча. (Легенда Лукиана).

У меня такое подозрение, что Рынин одно и то же произведение считает за два: во 2-м в. н.э указано, что был такой Lucian of Samosata «Icaromenippus» and «True Story», это перевод с древнегреческого на английский. И дата совершенно правильная, в связи с чем и будем об этом говорить позже. А это упоминание Лукиана - та же вещь, но в переводе на русский. Но, возможно, легенда, имеет более древние корни? Кто такой Менипп? Менипп - это герой многих рассказов Лукиана, а ещё и историческая личность, притом земляк Лукиана и знаменитый писатель, "мениппия" - это целый жанр. Однако связать с датой "100 л. до н.э." всё равно не удаётся. Во-первых, Менипп жил много раньше, в 3 в до н.э., во-вторых, из его 600 произведений до нас дошло лишь несколько заголовков.

94 г. до н. э. Мнение философа Лукреция об обитаемости других миров.


Тит Лукреций Кар

Собственно, великий греческий философ Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.) был сумасшедшим и покончил жизнь самоубийством. При жизни его сочинения, разумеется, никто не публиковал. Его знаменитая книга обработана и опубликована Цицероном (не тем оратором, которого знают все, а его братом Квинтом). Она полностью дошла до нас. "О природе вещей" - это название ей дал не Лукреций и даже не Цицерон, а кто-то из более поздних авторов, возможно веков 14. Вопрос в том, насколько она самобытна неясен. Возможно, Лукреций просто талантливо изложил взгляды своего учителя Эпикура?

Выдержки из Лукреция я выложу позже.

Вера Кельтов об обитаемости Луны и о переселении их душ на Солнце.
И это позже.